Какие сценарии чаще всего приводят к денежным потерям?

ForbesБизнес

Четыре скрытых сценария: почему мы так легко теряем с трудом заработанные деньги

Ольга Раздина

Фото Getty Images

Когда человек сталкивается с хроническими денежными трудностями — постоянными долгами, неумением копить или импульсивными тратами, — это далеко не всегда можно объяснить безответственностью или отсутствием финансовой грамотности. В своей колонке для Forbes Life психолог Ольга Раздина рассказывает про четыре неочевидных сценария в наших отношениях с деньгами.

Многие мечтают о финансовой свободе — накоплениях для безопасности, независимости в карьере и пассивном доходе. Однако поведение часто противоречит этим целям: высокооплачиваемые специалисты не могут накопить «подушку безопасности» на месяц жизни, образованные люди берут кредиты на статусные дорогие вещи, а перегруженные работой сотрудники покупают курсы, которые не успевают пройти. Хронические долги и импульсивные траты знакомы даже финансово грамотному человеку.

Как отмечает финансовый эксперт Морган Хаузел, главная преграда на пути к финансовому успеху — это эмоции. А установки и сценарии из детства сильно влияют на то, как мы распоряжаемся деньгами. Деньги раскрывают наши страхи и убеждения: тревогу перед нестабильностью, стремление утешиться покупками, готовность залезть в долги ради любви. А установка «об этом подумаю завтра» приводит к игнорированию последствий. Какие сценарии чаще всего приводят к денежным потерям?

Сценарий №1.

Внутренний критик: иллюзия повышения собственной ценности

В эпоху искусственного интеллекта и lifelong learning люди скупают курсы по нейросетям, маркетингу или психологии, надеясь, что каждое обучение — это щит против неопределенности, конкуренции, профессиональных и жизненных неудач.

Такой феномен как doom spending (от анг. «траты на фоне тревоги») также заметен в случае с курсами и самообразованием, когда человек решает, что именно это обучение поможет «спасти» его будущее.

Современный рынок обучающих продуктов считывает эту тревожность и усиливает ее: маркетинг обучающих платформ нацелен на страх быть неактуальным, заменимым, устаревшим. В итоге тревога капитализируется — мы покупаем не знания, а временное облегчение, «прививку» от страха. Обучение в этом случае становится не инструментом роста, а эмоциональным анальгетиком — способом временно заглушить боль от тревоги, чувства несоответствия, страха отстать. Это не путь вперед, а способ пережить момент.

Безусловно, качественное образование помогает развивать компетентность. Но иногда людьми движут иные мотивы. Даже если у человека уже есть обучение, которое он не прошел до конца, он может думать:

  • «Куплю еще один курс по нейросетям, а то ИИ заберет мою работу»,
  • «Я недостаточно хороший специалист, нужен еще один сертификат»,
  • «Нужно записаться на новый курс по управлению, а то отстану от коллег»,
  • «Нужно записаться на курс «как улучшить отношения с мужем», а то он уйдет к другой».

Голос «внутреннего критика» — одного из дисфункциональных режимов мышления — способен запускать цикл стресса не хуже внешней критики и событий. А стресс, в свою очередь, усиливает импульсивность и снижает рациональность. Исследования в области нейроэкономики показывают, что тревога активирует миндалину — часть мозга, ответственную за реакцию страха. Когда мы испытываем стресс, миндалина подавляет префронтальную кору, которая отвечает за рациональное принятие решений. В результате человек склонен к импульсивным действиям, включая спонтанные траты, а люди с повышенной тревожностью чаще принимают необдуманные финансовые решения из-за дисбаланса между миндалиной и префронтальной корой.

В корне такой покупки — не планомерное развитие компетенций, а желание утешить своего «внутреннего критика», который нашептывает: ты недостаточно хорош, ты отстаешь, ты не справишься. Как показывают исследования люди с высоким уровнем самокритики чаще совершают импульсивные покупки, в том числе образовательных курсов, пытаясь «исправить» себя.

Покупка курса становится попыткой купить иллюзию контроля: «Сертификат = гарантия карьерной безопасности»; «Обучение = защита от профессиональной конкуренции». Это соответствует концепции иллюзии контроля, описанной психологом Эллен Ленгер, согласно которой люди переоценивают свое влияние на случайные события, особенно когда ситуация имитирует элементы выбора или усилия.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении