CEO гибких офисов «Ключ» — об эволюции рабочих пространств
Георгий Голенев, генеральный директор сети рабочих пространств в Москве, рассказал «РБК Стиль» о появлении индустрии, ее развитии, плюсах и минусах различных площадок, а также о новой классификации коворкингов с приставкой F
Георгий Голенев, экономист по образованию, начал свою карьеру в 2008 году в Министерстве финансов РФ. Работал в автомобильной индустрии, а далее вел собственные коммерческие проекты. В 2019 занял должность генерального директора компании «Ключ» и сделал ее самой крупной сетью рабочих пространств в Москве. Сегодня компания насчитывает 13 локаций общей площадью 63 755 кв. м, где можно арендовать одно рабочее место, отдельный офис с сервисом или все здание целиком.
Как возникли коворкинги
Первым проектом, который выстрелил, стал WeWork, основанный Адамом Нойманом в Нью-Йорке после кризиса 2008 года. Формат быстро прижился: в Америке рынок офисной недвижимости пропитан бюрократией, и снять помещение на пару месяцев под проект – сложный процесс. Представьте: 2010 год, взрывной рост стартаперов и креативного класса, которым нужны временные офисы и рабочие места, а в Нью-Йорке действуют годовые депозиты и договоры, из которых практически невозможно выйти. Кроме того, нужно самому сделать ремонт, купить мебель, разобраться с оборудованием, провести Wi-Fi и настроить операционный процесс. Коворкинги все это взяли на себя и поэтому быстро нашли своего пользователя, WeWork невероятными темпами открывался по всему миру, а продукт получил больше имен и форм.
Тем временем в России
В Москве коворкинги сформировались в 2013-2014 годах вместе со стартапами и митапами – люди стали работать иначе, поменялось отношение к работе, к графику, и закономерно появились новые требования к рабочему месту. В этот период и образовался «Ключ». В Петербурге была модная тусовка айтишников, которые проводили время в небольшом тех-хабе, где днем они работали, а вечером слушали техно.
В 2015 появился наш первый лофт на Трехгорной мануфактуре, где быстро осели креативные агентства, фрилансеры, фотографы и даже биологи с лабораторией — это был особый культурный слой. К 2018 «Ключ» имел уже несколько локаций, а в 2019 году пришли мы с партнером, собрали профессиональную команду, сформировали новую бизнес-модель, и сейчас мы сеть номер 1 в России.
Что происходит с офисами сегодня
Коворкинг в массовом представлении — большой опенспейс, куда на гироскутерах приезжают синеволосые фрилансеры, рядом лежат собаки, а на столе тает смузи. Таким был «Ключ» и сети наших коллег по рынку примерно в 2015–2016 годах. До сих пор жив стереотип, что коворкинг — это веселое место, где хипстеры прожигают инвестиции.
Ближе к роковому 2020 году произошло условное разделение рынка – «Ключ», SOK, WeWork, Space1 и другие разобрали опенспейсы и научились создавать серьезные, дорогие, удобные и фантастически красивые офисы с сервисом для крупных компаний. А коворкинги в классическом понимании выделились в отдельную нишу, где есть свои профессионалы. Давайте кратко разберемся в разнице между ними.
Классический коворкинг –– это обычно небольшое помещение, где есть зона с рабочими местами (опенспейс), кухня или кафе, небольшие зоны отдыха и переговорные комнаты. В коворкингах обычно работают фрилансеры или небольшие команды, которым выгодно платить за одно рабочее место, а пользоваться всей инфраструктурой, не думая про клининг и интернет.
Гибкий офис (смарт-офис, сервисный офис и т. д.) — это помещение или целое здание, где опенспейс –– комплементарная инфраструктура (как кухня или переговорные), а основные площади занимают отдельные готовые офисы с сервисом. Гибкие офисы – это А-класс в коммерческой недвижимости: дорогой качественный ремонт, дизайнерская мебель, продуманная эргономика и первоклассное техническое оснащение.
Гибкий офис отличается от классического тем, что клиент заезжает уже в полностью готовое помещение на гибкий срок аренды и получает набор дополнительных сервисов – от клининга до аутсорсинга внутренних процессов. Но cамое интересное, что это еще и выгодно для клиента.
5 отличий гибких офисов
- Договоры аренды заключаются на любой срок с гибким выходом.
- Резидент платит только за используемые рабочие места, а пользуется всей инфраструктурой площадки.
- Не нужно в моменте тратить деньги и силы на ремонт, мебель и оборудование.
- В стоимость аренды гибкого офиса включены коммунальные услуги, интернет, охрана, кофе, администратор, клининг и т. д. Всем этим занимается оператор.
- Тендерная закупка происходит всего один раз – все контрагенты вроде интернет-провайдеров или клининга работают с оператором напрямую. А оплата возможна в конце периода – это важно для госкомпаний.
Гибкий офис –– это необратимая эволюция офисной недвижимости, некий образ жизни, к которому рано или поздно придет большинство.
Современный «Ключ»
Сегодня «Ключ» — крупнейшая сеть гибких офисов, которая работает по операторской модели. Это работает так: например, вы собственник здания и не знаете, что с ним делать, особенно тяжело, если это памятник архитектуры – его нельзя сносить и сложно ремонтировать. В таких ситуациях «Ключ» предлагает операторскую модель: мы проектируем гибкие офисы, предлагаем архитектурный и инженерный проект, подгружаем собственную IT-систему, находим резидента и берем на себя управление и сервис – все компетенции «Ключ» держит in-house.