Отчего сложился стереотип, что юмор — мужская прерогатива

ForbesОбщество

Право на юмор: почему мы до сих пор не научились шутить на гендерные темы

Forbes Woman выясняет, отчего сложился стереотип, что юмор — мужская прерогатива, почему в рабочей обстановке на шутки со стороны женщины реагируют не так, как если шутит мужчина, и как в современном мире не навредить, шутя

Юлия Федотова, Мелиса Савина

Фото Getty Images

Кажется, что юмористов-мужчин больше, чем женщин. Но если углубиться, женских имен начиная с ХХ века всплывет немало — от Любови Орловой и Фаины Раневской до участниц КВН, героинь Comedy Woman, блогеров вроде Насти Ивлеевой и звезд TikTok. А Эми Шумер, Мелисса Маккарти и Тина Фей и вовсе известны на весь мир и уже могут считаться классиками.

«Между собой девушки точно шутят не меньше мужчин», — уверена ведущая юмористического шоу, соосновательница агентства коммуникаций Belong Agency и участница TED Talks Ксения Дукалис. «Я всегда шучу, это часть меня и моего характера», — говорит она. Однако, по словам Дукалис, в публичном поле есть свои правила: «Действительно чувствуются фильтры: как полученные от родственников и среды, в которой ты росла, так и общественные. Например, когда я шучу и использую нецензурное слово, мне за это прилетает в комментариях, что девушке так нельзя».

У юмора нет пола, но есть гендер

Женский юмор (по крайней мере, в России), на первый взгляд, отличается от мужского. Тем не менее, юмор как явление не зависит от пола, показывают исследования, включающие в себя в том числе сканирование мозга. И женщины, и мужчины шутят и оценивают чужие шутки примерно одинаково.

«Юмор смешной или несмешной вне зависимости от национальных, расовых, гендерных и прочих различий. Если по-настоящему смешно, то смешно всем, кто имеет чувство юмора», — говорит практикующий психолог Ольга Лысенкова. С тем, что понятие юмора само по себе универсально, согласна и кандидат филологических наук Инна Вержинская. Но она замечает, что природа юмора заключается «в комическом противоречии установившейся норме» и потому нельзя рассмотреть его вне контекста, который и определяет уместность. «Определения «тонкий», «плоский», «черный» юмор контекстуальны и воспринимаются различно в зависимости от гендера говорящего. Так, «женский», «мужской» юмор можно охарактеризовать как ситуативный», — говорит Вержинская.

Право на юмор традиционно принадлежало мужчине, потому что юмор — дискурс критический, аналитический и в определенном смысле властный, объясняет культуролог, специалист по сценическим и перфомативным практикам современности Ольга Рогинская. «Позиция юмориста — позиция власти над ситуацией. Это делает понятным наличие фигуры шута при официальной власти. Шут подсвечивал официальную позицию, выявляя ее недостатки, и служил для власти зеркалом. Поэтому попытка женщин сыграть роль человека, который смеется, всегда считалась нелегитимной. Если я отстаиваю право на шутку, значит, я настаиваю на своем месте в этом мире и праве оценивать ситуацию, подвергать происходящее сомнению», — говорит эксперт.

Женский юмор — инструмент и свидетельство эмансипации, развивает в своей магистерской работе эту мысль культуролог Анастасия Камышанова. В рамках патриархатной культуры женщину наделяют рядом функций, несовместимых с амплуа юмориста. Во-первых, за женщиной закрепляют сохранение культурных ценностей, в то время как комик занимается их переосмыслением. Во-вторых, субъект юмора может проявлять агрессию (превосходство) в отношении объекта юмора. Мужская агрессия нормализована, женская — практически нет.

«Женщина-комик нуждается в двойной легитимации: она должна доказать публике, что она феминна, несмотря на свой статус комика, и она должна доказать, что она способна шутить, несмотря на то, что она — женщина», — пишет Камышанова.

Юмор мужчин также кажется смешнее в силу укоренившихся исторических событий, добавляет Вержинская: «Издавна сложилось убеждение, что мужчина брутальнее и сильнее женщины, мужчина-добытчик, ему больше приходится преодолевать какие-то трудности, чтобы прокормить свою семью, это его закаливает и заставляет смотреть на жизнь сквозь призму юмора. Юмор женщины больше носит характер ответной реакции на юмор мужчины».

Кроме того, не будем забывать, что юмор — это творчество. А женская творческая энергия до сих пор зачастую большей частью тратится на семью, поэтому мы меньше встречаем женщин в творческой сфере в принципе, замечает Лысенкова. С этим согласна и Рогинская: по ее словам, мужчина изначально смеется с ощущением права на это, в то время как у женщины много энергии уходит на само отвоевывание этого права и меньше ресурса остается на смех как таковой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ошибки резидентов: почему Spar лихорадит в России Ошибки резидентов: почему Spar лихорадит в России

Spar так и не научился работать на российском рынке стабильно

Forbes
Ураганный экшен о приключениях советских военных мотоциклистов в виртуальной реальности Ураганный экшен о приключениях советских военных мотоциклистов в виртуальной реальности

Российские разработчики создали игру в виртуальной реальности

Популярная механика
Рама Тайский: король в законе Рама Тайский: король в законе

Сегодняшний тайский король даст фору Калигуле

Maxim
6 лучших образов Жан-Поля Бельмондо 6 лучших образов Жан-Поля Бельмондо

Лучшие образы Жан-Поля Бельмондо в честь 88-летия актера

GQ
Опилки превратили в водостойкий биоразлагаемый материал Опилки превратили в водостойкий биоразлагаемый материал

Новый способ получения биоразлагаемого пластика из древесной стружки

N+1
Клиентки из ада: с чем приходится сталкиваться визажистам Клиентки из ада: с чем приходится сталкиваться визажистам

Клиентки, которых врагу не пожелаешь

Cosmopolitan
Тот самый Mercedes Айртона Сенны. Тест-драйв легендарной модели Тот самый Mercedes Айртона Сенны. Тест-драйв легендарной модели

Легендарный Mercedes бразильского пилота Айртона Сенны

РБК
Отрывок из книги Сэма Грина и Грэма Робертсона «Кто здесь власть?» Отрывок из книги Сэма Грина и Грэма Робертсона «Кто здесь власть?»

Она из глав книги Сэма Грина и Грэма Робертсона «Кто здесь власть?»

СНОБ
Ароматный шлейф принцессы Ароматный шлейф принцессы

Princesse Marina de Bourbon — знаковое название Дома парфюмерии

Караван историй
Американцы приступили к разработке космического аппарата на ядерной тяге Американцы приступили к разработке космического аппарата на ядерной тяге

Заказчик работ — Министерство обороны США

N+1
Что такое “водонепроницаемость”, или как спасти залитый телефон Что такое “водонепроницаемость”, или как спасти залитый телефон

Что делать если телефон промок

Популярная механика
Художник Валерий Чтак – о бессмысленности искусства, переоцененности Тарковского и стремлении к пустоте Художник Валерий Чтак – о бессмысленности искусства, переоцененности Тарковского и стремлении к пустоте

Валерий Чтак — художник и объект хейта поклонников Покраса Лампаса

Esquire
Герои «РБК Стиль» — о том, как пандемия изменила их гардероб Герои «РБК Стиль» — о том, как пандемия изменила их гардероб

Модники Москвы — о том, как 2020 год повлиял на их гардероб

РБК
Кто лучшая императрица? Орбакайте, Снигирь и другие звезды в образе Екатерины II Кто лучшая императрица? Орбакайте, Снигирь и другие звезды в образе Екатерины II

У кого из актрис получилось лучше воплотить образ Екатерины II

Cosmopolitan
«Лолита» эпохи #MeToo: как Кейт Расселл написала бестселлер о связи между преподавателем и ученицей «Лолита» эпохи #MeToo: как Кейт Расселл написала бестселлер о связи между преподавателем и ученицей

Как возникают неравные отношения? Это любовь или харассмент?

Forbes
Современная красота: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все Современная красота: 10 шагов к тому, чтобы стать такой же, как все

Хочешь стать такой же, как все?

Cosmopolitan
«Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду» «Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду»

Почему главред Nature опубликовал работу, постулирующую эффективность гомеопатии

N+1
Эстонцы представили первого в Европе робота-доставщика для дорог общего пользования Эстонцы представили первого в Европе робота-доставщика для дорог общего пользования

Робот-доставщик из Эстонии, который развозит небольшие посылки и еду

N+1
Знакомьтесь, коллекционер Знакомьтесь, коллекционер

Виталий Аксенов-Шабловский создает новое медиа

Собака.ru
Даша Жукова, Оксана Робски и еще 8 светских львиц из нулевых: что с ними сейчас Даша Жукова, Оксана Робски и еще 8 светских львиц из нулевых: что с ними сейчас

Чем сейчас живут и как выглядят знаменитые гламурные тусовщицы прошлого

Cosmopolitan
Летящей походкой Летящей походкой

Как избавиться от боли и тяжести в ногах и вернуть им красоту и здоровье

Добрые советы
Как в России снимают документальные фильмы про спорт Как в России снимают документальные фильмы про спорт

Интервью с Нобелем Арустамяном, автором идеи сериала «Ростов-на-кону»

GQ
Композитор Фабрицио Патерлини: «Переход от бухгалтера к музыканту занял 10 лет» Композитор Фабрицио Патерлини: «Переход от бухгалтера к музыканту занял 10 лет»

Композитор Фабрицио Патерлини — о своем пути к музыкальному олимпу

Cosmopolitan
На дворе уже апрель: 6 способов начать уже осуществлять план целей, составленных на год На дворе уже апрель: 6 способов начать уже осуществлять план целей, составленных на год

У тебя все получится

Playboy
Какие бактерии живут в косметичке Какие бактерии живут в косметичке

Что находится внутри косметички?

Здоровье
Финансовые табу: почему разговоры о деньгах вызывают страх и злость Финансовые табу: почему разговоры о деньгах вызывают страх и злость

Деньги — слишком важный предмет, чтобы его избегать

Forbes
Светляков заподозрили в отпугивании летучих мышей с помощью ультразвука Светляков заподозрили в отпугивании летучих мышей с помощью ультразвука

Возможно, светляки используют ультразвук, чтобы сообщить о своей несъедобности

N+1
Самые странные вещи, которые запрещены в Китае Самые странные вещи, которые запрещены в Китае

Буква N, жасмин, реинкарнация и другие запреты в Китае

Maxim
Старикам тут не местечко Старикам тут не местечко

Анна Толстова о «Блуждающих звездах» и новом подходе к еврейской теме

Weekend
Рецепт Айкана: почему самый грозный трейдер Америки упустил миллиарды прибыли и как он планирует отыграться Рецепт Айкана: почему самый грозный трейдер Америки упустил миллиарды прибыли и как он планирует отыграться

На какие компании ставит Карл Айкан в эпоху биткоина и «бунтующих трейдеров»

Forbes
Открыть в приложении