Сезон ЕГЭ. Как развить у ребенка желание учиться
Мотивация ребенка играет важную роль при его подготовке к экзаменам. Роль родителя при выборе траектории обучения уходит на второй план и затмевается личной мотивацией подростка. Даниил Дарвин, CEO онлайн-школы для подготовки к ЕГЭ «Вебиум», рассказывает, где ее найти
Дети XXI века отличаются от всех предыдущих поколений. Зумеры и подрастающие альфа растут в мире технологий и экстремально легкого доступа к информации — это сильно влияет на их восприятие мира. Современная культура, пришедшая из-за рубежа через кино, социальные сети и транслирующих ее инфлюенсеров, учит подростков стремиться к своей мечте, несмотря ни на что, и отстаивать свои интересы. Она показывает, что при желании они могут добиться всего, к чему стремятся. Взрослые в вопросе образования и выбора будущей профессии уже не кажутся им таким авторитетом, как, например, для поколения бумеров. Если раньше дети шли учиться, «потому что надо», и становились потомственными врачами, инженерами и так далее по наставлению родителей, то сейчас они делают выбор на основе собственных желаний.
Вспомним анекдот: «Сколько нужно психологов, чтобы поменять лампочку? Один, если она готова поменяться». Его смысл в том, что процесс изменения невозможен без участия самого человека. Обучение — работа и трансформация не родителей, а самого ребенка. Без его согласия ничего не получится. Особенно если речь идет о длительных процессах, таких как подготовка к ЕГЭ. Заниматься на одной силе воли, «потому что надо», целый год не выйдет. От желания подростка учиться во многом зависит результат, который он получит.
Заставить ребенка можно. Но в ответ вы получите сопротивление. Не потому, что ребенок ленивый или упрямый, а потому что человеческая психика так устроена. Поставьте себя на его место: вам захочется делать то, что вы не выбирали? Даст ли навязанное сверху позитивную энергию, которая нужна, чтобы не бросить дело на полпути? Конечно же нет. Все то же самое ощущает подросток.
Позвольте ребенку полноправно участвовать в выборе формата обучения, и у него появится мотивация. Подросток перестанет сопротивляться и сам начнет ходить на занятия. Появится эффект сериала, когда смотришь серию за серией и уже не можешь остановиться, пока не дойдешь до конца. Он захочет учиться, ходить в школу и делать то, что ему интересно. Такой подход позволит достичь послепроизвольного внимания — устремления к тому, что мы выбрали сами.