От офиса в питерском подвале до гранта Microsoft: история компании Addreality, которая появилась благодаря Тому Крузу
Эта история начинается почти как анекдот: встретились однажды несостоявшийся стоматолог, математик и философ, вдохновились фильмом Стивена Спилберга и создали международную компанию для персонализации рекламы с оборотом больше миллиона долларов. На самом деле в этой монтажной склейке между встречей и миллионами — череда неудач в сфере рекламы и IT, работа на «складе тушенки» и чистка рыбы на Камчатке. Сегодня Addreality — это международный разработчик ПО для персонализированной рекламы, их выручка за 2020 год составила 120 млн руб., а среди клиентов — «Сбер», «Лукойл», Apple, Prestigio и METRO. Вот как они прошли этот путь.
Addreality в цифрах:
- 400 тыс. руб. — стартовые инвестиции.
- 75 млн руб. — привлечённые инвестиции за всё время существования компании.
- 45 человек в команде.
- > 310 млн руб. — стоимость разработки продукта.
- > 200 клиентов среди средних и крупных компаний.
- От 400 до 4 тыс. руб. стоит подписка на сервис за один экран в месяц.
- 20 млн контактов в сутки — максимально возможная аудитория устройств Addreality.
- 120 млн руб. — выручка за 2020 год.
- 35 млн руб. — прибыль за 2020 год.
Источник: данные компании
Неудачи и рыбные потроха
В 2004 году студент медучилища Сергей Галеев, планировавший карьеру стоматолога, внезапно совершил стремительный карьерный поворот. Он заметил, что на местном кабельном телевидении в его родном Петропавловске-Камчатском нет рекламы во время фильмов. У таких каналов в то время была очень большая аудитория: фильмы онлайн мало кто смотрел из-за дорогого и медленного интернета. «Интерес аудитории к кабельному телевидению с бесплатным кино был высок, — объясняет Галеев. — Я подумал, что продать эфирное время будет просто. Так и вышло».
Он снял для местного канала несколько рекламных роликов городских магазинов, заработал так на свой первый ноутбук и билеты в Санкт-Петербург и начал понимать, что стоматологи — не единственные успешные люди в стране. Галеев хотел продолжить карьеру в рекламе, но всё оказалось сложнее, чем в родном городе. «Я не мог найти ни рекламодателей, ни нормальных связей на ТВ», — вспоминает он.
Вторая попытка построить бизнес в Питере — скаутинговое агентство для поиска моделей — тоже оказалась неудачной, так как оно не приносило желаемого дохода. В 2009 году он решил, что золотая жила — это мобильные решения, и вместе с партнером основал компанию LV Production, которая занималась аутсорс-разработкой и созданием мобильных приложений. Однако рынок оказался еще не готов к мобайлу и партнеры приняли решение разойтись.
Одним из последних клиентов LV Production стал Георгий Чеишвили, серийный предприниматель, окончивший философский факультет СПБГУ. Тогда же Галеев познакомился с Алексеем Рекишем — специалистом по ИИ и компьютерному зрению, победителем математических олимпиад и главным технарем в этой тройке. Вместе они решили начать бизнес в IT, у них уже был опыт разработки приложений для социальных сетей и интернет-магазинов.
К этому времени у Галеева заканчивались накопления и в поисках подработки он отправился на родную Камчатку. «У всех, кто родился на Камчатке, есть повышенный коэффициент заработной платы, поэтому на путине можно заработать 300–400 тыс. руб. В то время для меня это были огромные деньги», — объясняет он. Работа заключалась в том, чтобы потрошить пойманную рыбу. От её количества зависел заработок. Однако именно в тот сезон рыбы на Камчатке оказалось очень мало и Галеев быстро вернулся в Петербург, ничего не заработав. Но во время монотонной работы (такой как чистка рыбы), видимо, высвобождаются творческие способности, и именно там Сергей решил попытаться реализовать идею, которую он подсмотрел в фильме «Особое мнение». Там есть сцена, где Том Круз заходит в магазин, проходит мимо рекламного щита, и на экране появляются персонализированные предложения.
Офис на складе и первые клиенты
Вернувшись в Петербург, Галеев поделился идеей с Георгием Чеишвили и Алексеем Рекишем. Георгий предложил вложить 400 тыс. руб. собственных накоплений в разработку продукта. Три месяца они делали демо на основе технологий Microsoft Kinect буквально на кухне.
В результате получилась программа-конструктор для создания интерактивных презентаций с управлением жестами через сенсор Microsoft Kinect. Программа анализировала внешность, жесты и мимику человека и показывала ему подходящую информацию, реагируя на его поведение. Например, при появлении посетителя магазина экран приветствовал его и предлагал управлять контентом с помощью жестов. Также сенсор давал данные о формах человека, это позволяло накладывать модели одежды поверх изображения камеры. «Такие проекты дополненной реальности привлекали внимание людей вокруг. Так и возникло название компании — Addreality», — говорит Сергей.
Вложенных денег хватило только на создание сырой версии. «Все строилось на наших догадках. Нам казалось, что верный путь — сначала разработать продукт, а потом продавать. Но это была самая большая ошибка. Мы не понимали, куда идти, чтобы это продать, — объясняет Галеев. — В то время мы снимали офис в центре Санкт-Петербурга, в подвальном помещении, которое внешне напоминало склад. Коллеги скидывались и покупали гречку и тушенку на обед, но все были счастливы, что у них есть рабочее место в центре города».
Спасением стал созданный в 2013 году первый лендинг на тему виртуальной примерочной с дополненной реальностью. Продвигали его с помощью рассылки со ссылкой на лендинг по базам знакомых. Также запустили контекстную рекламу в поисковиках. Лендинг случайно заметил региональный представитель компании Atrium European Real Estate, головной офис которой находится в Нидерландах. Этой компании принадлежит сеть торговых центров «Парк Хаус» в Тольятти, Волгограде, Казани и Екатеринбурге. Им нужна была система для промо акции внутри торгового центра. Addreality назвали цену — 1 млн руб. Операционный директор Atrium захотел лично протестировать продукт. «Мы поехали на встречу и дали иностранному топ-менеджеру примерить одежду, — вспоминает Галеев. — В каталоге была только женская одежда. Он примерял платья и смеялся. Это заняло 30 минут, и он решил, что посетителей торговых центров этот процесс тоже увлечет».