Алина Крюкова поговорила с Иваном Чечотом об искусстве в эпоху кризиса

СНОБКультура

Беседа галериста Алины Крюковой и искусствоведа Ивана Чечота

1.jpg
Выставка «Утопия и Ухрония». Фото: пресс-служба a-s-t-r-a

В галерее современного искусства a-s-t-r-a проходит выставка «Утопия и Ухрония» художников Сергея Сонина и Елены Самородовой-Сониной. В основе проекта — размышления о том, какой была бы жизнь в России, если бы секретный план императора Павла I и первого консула Франции Наполеона Бонапарта, известный как Индийский поход, увенчался успехом. Основатель галереи Алина Крюкова поговорила с куратором выставки, искусствоведом Иваном Чечотом об искусстве в эпоху кризиса, убегании художников от реальности в мир метафизических фантазий и уникальности российского культурного ландшафта.

Иван Дмитриевич, вы человек из мира науки. Расскажите, как вы пришли в актуальную художественную повестку?

С ранних лет я интересовался не только искусством прошлого, но и творчеством художников нашего времени, посещал выставки уже в 60–70-х годах, обсуждал их с друзьями. Тогда у меня еще не было друзей-художников. Позже они появились, и мне стало интересно не только наблюдать за ними, но и принимать участие в их работе в качестве искусствоведа, экспозиционера. В середине 80-х годов в моей аудитории в университете стали появляться художники, которые дружили с моими студентами-искусствоведами. Некоторые не стали знаменитыми, рано умерли, как Виктор Тузов, другие прославились на весь мир, как Тимур Новиков. Ни о каком вхождении в «актуальную художественную повестку» тогда не было речи, поскольку такого выражения на тот момент просто не существовало.

Понятие об актуальном искусстве возникало на моих глазах и внедрялось в обиход на рубеже 90-х годов. Художники говорили об искусстве свежем, молодом, ярком, но не об актуальном. О том, что они «актуальные», они узнали позднее. Начинали они как современные или модернистские художники, или даже просто как хорошие в своих собственных глазах и в глазах своих друзей. Мне и сегодня мало дела до актуальной повестки. Я равнодушен к «художественному процессу» и его самоописанию в тех или иных терминах. Создающееся сегодня искусство интересует меня не столько со стороны его типа и направления (актуальное, современное, постсовременное, старомодное, консервативное, левое или правое и пр.), сколько совершенно индивидуалистически как такое, которое вошло в мою личную жизнь, вошло довольно случайно, непредсказуемо и в то же время симптоматично. Я не имею никакой кураторской линии и занимаюсь только теми художниками, кто в той или иной степени близкий для меня человек. При этом я могу вполне критически относиться к результатам их творчества.

В чем отличие интеллектуального запроса художников на сломе эпох 80–90-х годов и сегодняшних, работающих в ситуации кризиса? Если ретроспективно посмотреть на современное искусство последних трех-четырех десятилетий, куда оно движется? Какие проблемы решает и какие задачи ставит?

Обобщенно ответить на этот вопрос невозможно. Художники были и остаются очень разными. Кто-то имел и имеет высокие интеллектуальные запросы, другие не поймут самой этой формулировки. Любой обобщающий ответ будет либо банален, либо груб.

2.jpg
Иван Чечот. Фото: пресс-служба a-s-t-r-a

Что касается «ситуации кризиса», то она почти перманентна, хотя и меняет свое содержательное наполнение. Скажу, однако, что в нашей стране на рубеже 90-х годов на новое искусство возлагались большие надежды, оно вот-вот должно было победить застой, выйти на мировую арену, породить нового зрителя, вызвать к жизни свободный рынок искусства и прочее. Многое удалось, и в то же время по ходу развития искусство, которое назвало само себя актуальным, стало обыденностью или нормальным явлением, стало терять остроту, пресловутую актуальность. Так сложился новый «прогрессивный» застой. Искусство все это прекрасно чувствует и пытается преодолеть рутину актуальности с помощью обращения ко все более горячим, прежде всего в политическом отношении, темам и радикальным средствам.

В последние три-четыре десятилетия искусство двигалось за свои пределы, отталкивалось от самого себя и бралось за дела для себя скорее неподъемные. Оно перестало ставить и решать художественные проблемы, превратилось в критическую и, так сказать, исследовательскую деятельность, стало прежде всего образом жизни. Из проблем, которые оно ставит, назову в первую очередь задачу самосохранения статуса и системы современного искусства. Искусство, постоянно отменяя все свои границы и определения, вместе с тем озабочено тем, чтобы остаться в привилегированном положении именно как «искусство». Перестав быть свободным и самодовлеющим артистизмом, посмеявшись над эстетическими и нравственными ограничениями, объявив проблемы формы не существующими, искусство загнало себя в повестку, в тиски злобы дня, порожденные социальными науками и политизированной журналистикой. Это и есть кризис искусства, из которого, однако, невозможно выйти каким-то привычным способом: все попытки преодолеть скуку современного искусства с помощью драматизации, в рамках философии «события» только усугубляют драматизм кризиса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа

Глава из фантастического романа с элементами роуд-муви и антиутопии «Вегетация»

СНОБ
10 страшных игр, в которые лучше не играть ночью 10 страшных игр, в которые лучше не играть ночью

На тот случай, если хочешь стать непосредственным участником ужастика

Maxim
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
Кокосовые крабы: невероятные силачи животного мира Кокосовые крабы: невероятные силачи животного мира

Кокосовые крабы могут раскалывать скорлупу кокосовых орехов

ТехИнсайдер
«Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!) «Служебный роман» наоборот: как влюбить в себя начальника (профессионально, конечно!)

Какими качествами обладает идеальный сотрудник?

Maxim
Поразительные истории из дореволюционной России: как водка стала атрибутом престижа Поразительные истории из дореволюционной России: как водка стала атрибутом престижа

Глава из книги «Поп Гапон и японские винтовки» — о жизни в России начала XX века

Forbes
Я сказал, Картавый Я сказал, Картавый

Как простой автомобильный блогер стал одним из самых популярных документалистов?

Robb Report
Бери ниже Бери ниже

Как математики сдвинули с мертвой точки диагональное число Рамсея

N+1
Мой дом — мои правила: глава из бестселлера Ольги Примаченко «К себе нежно» Мой дом — мои правила: глава из бестселлера Ольги Примаченко «К себе нежно»

Отрывок из книги «К себе нежно»: как сделать комфортным свое пространство

Psychologies
4 лайфхака, которые помогут выйти из френдзоны 4 лайфхака, которые помогут выйти из френдзоны

Как выйти из дружеского регистра?

Psychologies
Поговорим о наболевшем: почему похмелье называют Поговорим о наболевшем: почему похмелье называют

Что вообще означает слово "бодун"?

ТехИнсайдер
Индия: очевидно невероятная Индия: очевидно невероятная

Прокладываем захватывающие маршруты по Индии

Лиза
Люди в 7 раз чаще помогают друг другу, чем отвергают просьбы о помощи Люди в 7 раз чаще помогают друг другу, чем отвергают просьбы о помощи

Команда ученых провела исследование человеческой способности к сотрудничеству

ТехИнсайдер
Не повернуть головы Не повернуть головы

Почему болит шея и как предотвратить появление этой боли?

Лиза
Не муза, а художница: женщины в искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков Не муза, а художница: женщины в искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

Отрывок из книги «Ее жизнь в искусстве» о художницах в XIX-XX веке

Forbes
Ида Галич: «Мы все марафонцы, а ведем себя как спринтеры» Ида Галич: «Мы все марафонцы, а ведем себя как спринтеры»

Ида Галич — почему добрые и простые истории так нас цепляют?

Psychologies
Почему мюзикл «Призрак оперы» закрыли на Бродвее после 35 лет проката Почему мюзикл «Призрак оперы» закрыли на Бродвее после 35 лет проката

Чем мюзикл «Призрак оперы» запомнился миру и почему прекратил свое существование

СНОБ
Про пчелиную кадриль и муравьиную демократию Про пчелиную кадриль и муравьиную демократию

Муравью важнее всего сила духа — и это отнюдь не метафора

Наука и жизнь
«Нет никакого развития»: в чем особенности зависимых отношений — 3 компонента «Нет никакого развития»: в чем особенности зависимых отношений — 3 компонента

Что отличает зависимые отношения и можно ли превратить их в здоровые?

Psychologies
Секс за деньги, многомужество и проглатывание крайней плоти: необычные сексуальные традиции разных стран Секс за деньги, многомужество и проглатывание крайней плоти: необычные сексуальные традиции разных стран

У каждого народа есть свой свод правил, диктующий сексуальное поведение

Psychologies
Хорошее совмещение Хорошее совмещение

Комплекс упражнений, который легко делать прямо во время уборки

Лиза
Рабочие способы, которые помогут быстро сбить температуру без лекарств Рабочие способы, которые помогут быстро сбить температуру без лекарств

Что делать, если терпеть температуру уже невмоготу, а лекарств под рукой нет?

ТехИнсайдер
Это не хлам: 10 советских вещей, которые не стоит выбрасывать Это не хлам: 10 советских вещей, которые не стоит выбрасывать

Эти 10 вещей из прошлого точно следует оставить — они ещё пригодятся вам!

ТехИнсайдер
Илистые прыгуны и тетраподы независимо научились моргать ради жизни на суше Илистые прыгуны и тетраподы независимо научились моргать ради жизни на суше

Илистые прыгуны — необычные рыбы, которые живут на суше — моргают

N+1
Фокус удался Фокус удался

Leica снова выпускает плёночный фотоаппарат

Robb Report
Территория искусства Территория искусства

Чем живет и как сейчас устроен рынок современного искусства?

VOICE
Короли небес: история о том, как создавались легендарные широкофюзеляжные самолеты Короли небес: история о том, как создавались легендарные широкофюзеляжные самолеты

1960-е – золотой век мировой гражданской авиации

ТехИнсайдер
Что тебе делать, чтобы заработать большие деньги? Выбери дату своего рождения и узнай! Что тебе делать, чтобы заработать большие деньги? Выбери дату своего рождения и узнай!

Выбери дату своего рождения и мы ответим, как тебе стать богатой!

VOICE
Насколько вы созависимый? Чек-лист от нейропсихолога Насколько вы созависимый? Чек-лист от нейропсихолога

Почему отношения становятся созависимыми?

Psychologies
Секс без любви: может ли страсть превратиться в глубокое чувство Секс без любви: может ли страсть превратиться в глубокое чувство

Если двоих связывает лишь секс, всегда ли их отношения им и ограничиваются?

Psychologies
Открыть в приложении