Алина Крюкова поговорила с Иваном Чечотом об искусстве в эпоху кризиса

СНОБКультура

Беседа галериста Алины Крюковой и искусствоведа Ивана Чечота

1.jpg
Выставка «Утопия и Ухрония». Фото: пресс-служба a-s-t-r-a

В галерее современного искусства a-s-t-r-a проходит выставка «Утопия и Ухрония» художников Сергея Сонина и Елены Самородовой-Сониной. В основе проекта — размышления о том, какой была бы жизнь в России, если бы секретный план императора Павла I и первого консула Франции Наполеона Бонапарта, известный как Индийский поход, увенчался успехом. Основатель галереи Алина Крюкова поговорила с куратором выставки, искусствоведом Иваном Чечотом об искусстве в эпоху кризиса, убегании художников от реальности в мир метафизических фантазий и уникальности российского культурного ландшафта.

Иван Дмитриевич, вы человек из мира науки. Расскажите, как вы пришли в актуальную художественную повестку?

С ранних лет я интересовался не только искусством прошлого, но и творчеством художников нашего времени, посещал выставки уже в 60–70-х годах, обсуждал их с друзьями. Тогда у меня еще не было друзей-художников. Позже они появились, и мне стало интересно не только наблюдать за ними, но и принимать участие в их работе в качестве искусствоведа, экспозиционера. В середине 80-х годов в моей аудитории в университете стали появляться художники, которые дружили с моими студентами-искусствоведами. Некоторые не стали знаменитыми, рано умерли, как Виктор Тузов, другие прославились на весь мир, как Тимур Новиков. Ни о каком вхождении в «актуальную художественную повестку» тогда не было речи, поскольку такого выражения на тот момент просто не существовало.

Понятие об актуальном искусстве возникало на моих глазах и внедрялось в обиход на рубеже 90-х годов. Художники говорили об искусстве свежем, молодом, ярком, но не об актуальном. О том, что они «актуальные», они узнали позднее. Начинали они как современные или модернистские художники, или даже просто как хорошие в своих собственных глазах и в глазах своих друзей. Мне и сегодня мало дела до актуальной повестки. Я равнодушен к «художественному процессу» и его самоописанию в тех или иных терминах. Создающееся сегодня искусство интересует меня не столько со стороны его типа и направления (актуальное, современное, постсовременное, старомодное, консервативное, левое или правое и пр.), сколько совершенно индивидуалистически как такое, которое вошло в мою личную жизнь, вошло довольно случайно, непредсказуемо и в то же время симптоматично. Я не имею никакой кураторской линии и занимаюсь только теми художниками, кто в той или иной степени близкий для меня человек. При этом я могу вполне критически относиться к результатам их творчества.

В чем отличие интеллектуального запроса художников на сломе эпох 80–90-х годов и сегодняшних, работающих в ситуации кризиса? Если ретроспективно посмотреть на современное искусство последних трех-четырех десятилетий, куда оно движется? Какие проблемы решает и какие задачи ставит?

Обобщенно ответить на этот вопрос невозможно. Художники были и остаются очень разными. Кто-то имел и имеет высокие интеллектуальные запросы, другие не поймут самой этой формулировки. Любой обобщающий ответ будет либо банален, либо груб.

2.jpg
Иван Чечот. Фото: пресс-служба a-s-t-r-a

Что касается «ситуации кризиса», то она почти перманентна, хотя и меняет свое содержательное наполнение. Скажу, однако, что в нашей стране на рубеже 90-х годов на новое искусство возлагались большие надежды, оно вот-вот должно было победить застой, выйти на мировую арену, породить нового зрителя, вызвать к жизни свободный рынок искусства и прочее. Многое удалось, и в то же время по ходу развития искусство, которое назвало само себя актуальным, стало обыденностью или нормальным явлением, стало терять остроту, пресловутую актуальность. Так сложился новый «прогрессивный» застой. Искусство все это прекрасно чувствует и пытается преодолеть рутину актуальности с помощью обращения ко все более горячим, прежде всего в политическом отношении, темам и радикальным средствам.

В последние три-четыре десятилетия искусство двигалось за свои пределы, отталкивалось от самого себя и бралось за дела для себя скорее неподъемные. Оно перестало ставить и решать художественные проблемы, превратилось в критическую и, так сказать, исследовательскую деятельность, стало прежде всего образом жизни. Из проблем, которые оно ставит, назову в первую очередь задачу самосохранения статуса и системы современного искусства. Искусство, постоянно отменяя все свои границы и определения, вместе с тем озабочено тем, чтобы остаться в привилегированном положении именно как «искусство». Перестав быть свободным и самодовлеющим артистизмом, посмеявшись над эстетическими и нравственными ограничениями, объявив проблемы формы не существующими, искусство загнало себя в повестку, в тиски злобы дня, порожденные социальными науками и политизированной журналистикой. Это и есть кризис искусства, из которого, однако, невозможно выйти каким-то привычным способом: все попытки преодолеть скуку современного искусства с помощью драматизации, в рамках философии «события» только усугубляют драматизм кризиса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов «Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов

Почему иностранцы продолжают выбирать российский рынок?

СНОБ
Для чего мурлыкают кошки и как громко они могут это делать Для чего мурлыкают кошки и как громко они могут это делать

Почему кошки мурлычат и как они это делают?

ТехИнсайдер
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
Дэниел Мейсон: «Настройщик» — отрывок истории одного странствия Дэниел Мейсон: «Настройщик» — отрывок истории одного странствия

Отрывок из затягивающей и таинственной истории странствия «Настройщик»

СНОБ
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
«Потребителю нужно больше, чем просто товар или услуга». Марина Геворкян и Анна Погосян — о вдохновении и преодолении в бизнесе «Потребителю нужно больше, чем просто товар или услуга». Марина Геворкян и Анна Погосян — о вдохновении и преодолении в бизнесе

Теперь в центре внимания не «герой нашего времени», а героиня

СНОБ
Что будет за отказ от медосвидетельствования. Объяснение юристов Что будет за отказ от медосвидетельствования. Объяснение юристов

От требования сотрудника ГИБДД отказаться не получится

РБК
«Возвращение в Сеул»: как разрыв связи с родиной ведет к потере идентичности «Возвращение в Сеул»: как разрыв связи с родиной ведет к потере идентичности

«Возвращение в Сеул» вскрывает межпоколенческие травмы и ищет пути их излечения

Forbes
Окаменевшая молния: посмотрите на минерал, который образовался в результате грозы при 1220 °C Окаменевшая молния: посмотрите на минерал, который образовался в результате грозы при 1220 °C

Ученые обнаружили в горной породе, спекшейся от удара молнии, новый минерал

Вокруг света
Под грифом “секретно” Под грифом “секретно”

Дмитрий Путылин расследует дело о потерянных кубиках

Men Today
Культурный бег: совмещаем спорт и экскурсии в Санкт-Петербурге Культурный бег: совмещаем спорт и экскурсии в Санкт-Петербурге

Пять маршрутов Санкт-Петербурга для культурного бега

Maxim
Дитя порока: на кого похожа и как живет единственная общая дочь фриков из скандальной группы Die Antwoord Дитя порока: на кого похожа и как живет единственная общая дочь фриков из скандальной группы Die Antwoord

Какой выросла Сикстин Джонс — дочь участников Die Antwoord

VOICE
Легендарная пара: как компания Nike и Майкл Джордан подсадили весь мир на кроссовки Легендарная пара: как компания Nike и Майкл Джордан подсадили весь мир на кроссовки

«Air: большой прыжок» — о том, как Air Jordan изменили отношение к кроссовкам

Forbes
Кто такие инфоцыгане и за что задержали Елену Блиновскую? Кто такие инфоцыгане и за что задержали Елену Блиновскую?

Кто такие инфоцыгане и почему вдруг к ним постучался следственный коммитет

Правила жизни
Кто написал «Роман с кокаином» Кто написал «Роман с кокаином»

Чем интересна повесть «Роман с кокаином» и кто на самом деле ее написал

СНОБ
Что такое аутизм: объяснение эксперта. Вы поменяете свое мнение! Что такое аутизм: объяснение эксперта. Вы поменяете свое мнение!

Аутизм — расстройство, которое может проявляться совершенно по-разному

ТехИнсайдер
«Прыжок веры» в реальной жизни: сумасшедший трюк каскадера «Прыжок веры» в реальной жизни: сумасшедший трюк каскадера

Что такое «Прыжок веры» и можно ли его исполнить в реальной жизни?

ТехИнсайдер
Что (не) помогло мне после расставания: история читательницы и мнение психолога Что (не) помогло мне после расставания: история читательницы и мнение психолога

Наша читательница делится своими способами пережить расставание

Psychologies
«Незаслуженно худые»: почему некоторые люди остаются стройными несмотря ни на что? «Незаслуженно худые»: почему некоторые люди остаются стройными несмотря ни на что?

Отрывок из книги «Почему я не худею. Дело не в диете, дело — в голове»

Psychologies
Поговорим о наболевшем: почему похмелье называют Поговорим о наболевшем: почему похмелье называют

Что вообще означает слово "бодун"?

ТехИнсайдер
Музыкальная пауза: история хита Barbie Girl датской группы Aqua Музыкальная пауза: история хита Barbie Girl датской группы Aqua

Barbie Girl: история создания хита и скандал с Mattel

Правила жизни
Кто может стать донором крови и костного мозга в России и как это сделать Кто может стать донором крови и костного мозга в России и как это сделать

О простых возможностях стать донором и спасти чью-то жизнь

Forbes
Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику» Александр Чулок: «Ведь не граблями и вилами строить новую экономику»

Заглядываем в будущее вместе с экономистом и прогнозистом Александром Чулоком

РБК
Создана модель вспышек на Солнце. Теперь их можно подробно рассмотреть Создана модель вспышек на Солнце. Теперь их можно подробно рассмотреть

Исследователи построили масштабную модель вспышек на Солнце

ТехИнсайдер
Частое кормление привело к перееданию у грудных детей Частое кормление привело к перееданию у грудных детей

Частое кормление грудного ребенка приводит к лишним килокалориям

N+1
Продлить удовольствие: почему цикл жизни смартфонов в России увеличивается Продлить удовольствие: почему цикл жизни смартфонов в России увеличивается

Средний срок жизни мобильных устройств россиян вырос до 2,5-3 лет

Forbes
В ГИБДД назвали 10 главных штрафов. Как их избежать В ГИБДД назвали 10 главных штрафов. Как их избежать

За что штрафуют чаще всего и можно избежать «писем счастья»

РБК
В Китае раскопали колесницы I тысячелетия до нашей эры с запряженными лошадьми В Китае раскопали колесницы I тысячелетия до нашей эры с запряженными лошадьми

В провинции Ганьсу обнаружили необычную яму, в которой находились пять колесниц

N+1
«Все считали, что меня опекает состоятельный муж, но за нашу жизнь я расплатилась сполна» «Все считали, что меня опекает состоятельный муж, но за нашу жизнь я расплатилась сполна»

«Каждый человек, который приходит в твою жизнь, становится учителем»

Psychologies
Сезон шашлыков Сезон шашлыков

Какое мясо выбрать для мангала и как его замариновать?

Лиза
Открыть в приложении