«Потребителю нужно больше, чем просто товар или услуга». Марина Геворкян и Анна Погосян — о вдохновении и преодолении в бизнесе
Владелец и издатель проекта «Сноб» Марина Геворкян и основатель бренда шелковых платков с историей Lips&Brain Анна Погосян поговорили о бизнес-мазохизме, важности миссии и идеи и о том, что теперь в центре внимания не «герой нашего времени», а героиня
В последнее время владельцы бизнеса — от небольших стартапов до крупных компаний — стали рассказывать о своем бренде через призму глобального смысла. Не «что делает наша компания», а «наша компания — о том-то». Почему, с вашей точки зрения, сегодня важным становится не только функциональное, утилитарное, но и смысловое наполнение бизнеса?
Анна Погосян: Для меня этот подход всегда был очень понятным и даже необходимым. Создавая тот или иной бизнес-проект, мы начинали именно с анализа: для кого, для чего, с кем и о чем мы будем говорить. Людям больше не нужен продукт, который удовлетворяет только физиологическую или только эмоциональную потребность. Теперь всем хочется иметь принадлежность к какому-то сообществу, к какой-то группе людей. Нужно чувствовать себя причастным к чему-то важному и иметь свою позицию по значимым вопросам.
Марина Геворкян: Думаю, период первичного насыщения прошел, все уже не голодные и в буквальном, и в фигуральном смысле слова. Теперь каждому потребителю нужно больше, чем просто товар или услуга. И люди обратились к смыслам. Естественно, в основе любого бизнеса лежит идея (как «В начале было Слово»), а потом уже все остальное. Все нанизывается на идею. Если идеи нет, а есть просто бизнес-план, вряд ли получится какое-то очень успешное предприятие. Плюс мне очевидно: на смену приходит осмысленное поколение, социально ответственное, которому глобально не все равно. Они обращают внимание на детали, которые раньше никому не были важны.
Может ли бизнес действительно менять общество? Например, в медиаиндустрии сейчас есть тренд на импакт-контент. Это медийный продукт, который способен вызывать позитивные изменения в сознании людей. Вы верите в импакт-контент в бизнесе?
А. П.: Если говорить конкретно про мой проект Lips&Brain, то мы осознанно делаем вклад в развитие общества. Наш проект по-настоящему образовательно-просветительский.
Продажа аксессуаров — просветительский проект?
А. П.: Да, мы создаем аксессуары — шелковые платки. Но в основе каждого принта изделия лежит история женщины-героини. Мы продаем, казалось бы, платки, но на самом деле — большие вдохновляющие истории. Наши покупательницы часто говорят: «Я ничего не знала об этом! Я и представить не могла, что такое было, что существовала такая женщина!» Мы поставили сами себе задачу узнать, найти, рассказать, просветить и дополнительно создать информационное поле для значимых исторических событий. Это вроде б, и есть импакт-контент?
М. Г.: Каждый платок вдохновлен конкретной реально существующей героиней?
А. П.: Да, дизайн каждого платка вдохновлен историей женщины с выдающейся биографией. Мы выбираем факты, обыгрываем их через метафоры и образы. Получается красиво, изысканно, но еще и наполнено по-настоящему важным смыслом. С помощью шелкового платка мы нашли возможность говорить даже про эйджизм, про неприятие обществом женского возраста.
Как вы подсветили эту проблему?
А. П.: Лично меня вопрос отношения общества к женскому возрасту очень сильно будоражил. Вот я смотрю на фотографии Шэрон Стоун в бикини в соцсетях и читаю комментарии. Люди пишут: «Вау!» — очень много позитивных откликов. Но комментарии по-русски под теми же фото какие-то жестокие и грустные. А если наши женщины 50+ выкладывают фотографии в бикини или в мини-юбке, им тут же пишут: «Как вам не стыдно! А что ваши внучки скажут? А что ваши дети скажут?» Ну, хорошо, тебе это может нравиться или не нравиться, тебе это может быть близко или нет, но шеймить человека за то, что в каком-то возрасте не принято носить какую-то одежду, — это тотально некорректно. Это очень большая общественная проблема, и хотелось бы эту ситуацию изменить. Прекратить разговоры про «часики» эти пресловутые. Часики, может быть, у кого-то тикают, но ты сама решаешь, когда они начинают тикать и что с этими часиками делать.