Почему начали штрафовать за отсутствие знака «Шипы»

АвтоМирАвто

Право

Знаковое событие

Почему начали штрафовать за отсутствие знака «Шипы» и есть ли вообще здравый смысл в буквальном следовании нормативам 25-летней давности?

Хит нынешнего осенне-зимнего сезона – знак «Шипы», который автовладельцев под угрозой 500-рублевого штрафа заставляют клеить на заднее стекло автомобиля. Все началось с мартовского постановления правительства с «красивым» номером 333, которое внесло поправки в правила дорожного движения и соседствующие с ними «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Хотите вы того или нет, но знак придется приклеить, чтобы не «нарваться» на штраф

Изначально инициаторам ставилась задача ввести дополнительные ограничения для начинающих водителей. Один из предложенных тогда шагов – обязать всех новичков использовать опознавательный знак «Начинающий водитель» (черный восклицательный знак в желтом квадрате).

Теоретически он и до этого был обязателен, однако из-за отсутствия в законе ответственности за неисполнение этого требования он фактически стал рекомендательным. Тогда-то чиновники и пошли на хитрость, включив в приложение к «Основным положениям» ссылку на обязательность наличия на транспортном средстве предусмотренных опознавательных знаков.

Именно так на водителей, не использующих такие знаки, распространили действие существовавшей давным-давно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Однако наряду с предупреждением о нахождении за рулем начинающего водителя эта статья распространилась и на другие знаки, используемые для обозначения автопоездов, организованных перевозок детей, транспортирования опасных, крупногабаритных и длинномерных грузов, тихоходов и прочее. Включая, как вы поняли, и транспортные средства, обутые в шипованные шины.

До недавнего времени эти поправки оставались незамеченными в силу того, что опознавательные знаки по большей части касаются специфических условий движения и на массового автомобилиста не распространяются. Наличие же знака «Шипы» весной, когда были приняты поправки, было неактуально. Вот почему вспомнили про это требование только сейчас, когда добрая половина владельцев переобула свои автомобили в «шиповки».

Знак вовсе не обязательно покупать в магазине или брать втридорога с рук. Треугольник можно сделать и самостоятельно, главное, чтобы он соответствовал стандарту

Кому предъявить?

Строго говоря, претензий ни к ПДД, ни к «Основным положениям», ни к КоАП быть не должно, так как правительство всего-навсего устранило существовавший пробел, введя ответственность за требования, которые де-юре действовали давно, но де-факто не исполнялись.

Но совсем другой вопрос, насколько актуально наличие знака «Шипы» в наши дни. В 1993 году, когда были приняты действующие ПДД, шипованные шины были экзотикой и действительно заметно меняли поведение машины, прежде всего, сокращая тормозной путь на льду и укатанном снегу. Поэтому необходимо было предупреждать водителей, следующих позади преимущественно на летних шинах, нередко «лысых», что особенно важно поддерживать безопасную дистанцию.

Однако технологии шагнули далеко вперед, да и благосостояние основной массы российских автовладельцев заметно улучшилось по сравнению с началом 90-х годов прошлого века. В результате сегодня поведение машины на шипованных шинах уже не отличается так сильно от повадок автомобиля на хороших «липучках». Более того, в ряде случаев (например, на чистом асфальте) шипы могут работать даже хуже. Получается, что необходимость в наклейке в виде треугольника с вписанной буквой «Ш» сейчас сама собой отпала.

Однако факт остается фактом: согласно «Основным положениям» этот знак до сих пор обязателен для владельцев шипованных шин, а его отсутствие чревато предупреждением или штрафом. Более того, знак должен быть не произвольным, а соответствовать перечисленным в его описании требованиям, а именно представлять собой равносторонний треугольник белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета. При этом длина стороны треугольника должна быть не менее 200 мм, ширина каймы – одну десятую длины стороны (то есть не менее 2 см).

Некоторые сотрудники ГИБДД не только проверяют наличие знака, но и измеряют его линейкой. Несоответствие размеров приравнивается к его отсутствию. Поэтому, если ездите на шипах и не хотите давать поводов для придирок дорожной полиции, купите в любом автомагазине или на заправке наклейку, убедитесь в ее соответствии приведенным выше требованиям и наклейте на заднюю часть (не обязательно на стекло) своего автомобиля.

Неуместный троллинг

Многие автовладельцы на волне истерии по поводу знака «Шипы» начали, как теперь принято говорить, троллить представителей правопорядка, приклеивая на свои машины немыслимые стикеры с буквой «Ш». Предметом троллинга стал не только размер наклейки (встречаются настоящие постеры размером во все стекло), но и их количество, а также сопутствующие комментарии, не всегда печатного содержания. В связи с этим хотелось бы предупредить наиболее «творческих» личностей от чрезмерного проявления эмоций. Во-первых, если формальные требования будут не выполнены, повод наказать останется. Во-вторых, дорожный страж может оказаться обидчивым и воспринять сообщение близко к сердцу. А нужно ли водителю предвзятое отношение к себе? Наконец, стоит подумать и о других: шутки шутками, а автомобиль – это источник повышенной опасности, поэтому подобное творчество может негативно сказаться в первую очередь на его авторе, спровоцировав ДТП из-за ограниченной обзорности. Или следующий сзади водитель увлечется изучением послания и не успеет вовремя затормозить.

Текст: Алексей Лучников
Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media, РИА «Новости»


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закон о тишине: запреты и штрафы для водителей Закон о тишине: запреты и штрафы для водителей

Депутаты предлагают утвердить региональные законы о тишине на федеральном уровне

АвтоМир
Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер

Хроническая инфекция хеликобактер служит основной причиной рака желудка

N+1
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Как мы переживали Как мы переживали

Суббота 23 ноября 1963 была рабочим днём, радио выдавало новость за новостью...

Дилетант
От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре

Каким был длинный и богатый маршрут русского мата

Maxim
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного

Музыкант Олег Нестеров — о музыке, которую сегодня стоит услышать каждому

РБК
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия

Появилось доступное средство для замедления прогрессирования деменции

ТехИнсайдер
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений

Как не спутать борщевик его с безобидными товарищами

Maxim
Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

Постараемся разобраться в правовой основе требований для налогоплательщиков

Ведомости
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки 55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки

Как «серебряное поколение» адаптируется к новым карьерным реалиям

Forbes
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Открыть в приложении