Зачем строить новые дороги, если можно получать прибыль от уже построенных

АвтоМирАвто

Спрос на трафик

Зачем строить новые платные дороги, если можно получать прибыль от уже построенных. Всего и делов-то — отщипнуть у них по одной полосочке

Текст Константин Корндорф

Много воды утекло с 2014 года, когда всем нам здесь было не до платных дорог. Подготовка к Олимпиаде в Сочи, ее проведение… и затем локальный экономический кризис в России, когда рубль обесценился чуть ли не вдвое. О дорогах ли? А между тем, «Росавтодор» уже тогда начал проработку темы так называемой коммерческой полосы.

Идея заключается в том, что в часы пиковой нагрузки на магистрали одна полоса трассы становится платной, пропуская на более высокой скорости тех, кто готов заплатить за движение без пробок. Оплата должна производиться в атоматическом режиме – с помощью транспондера. Поначалу даже рассматривался вопрос о пристройке такой полосы на концессионной основе к уже существующим наиболее востребованным трассам. Но, повторимся, на фоне политических и экономических потрясений идея слегка подзатерялась в недрах «Росавтодора». И всплыла только сегодня.

Дмитрий Прончатов, заместитель руководителя «Росавтодора»

На днях о ренессансе «платной выделенки» в интервью агентству RNS объявил заместитель руководителя «Росавтодора» Дмитрий Прончатов. Ничего конкретного чиновник не сообщил, но кулуарно предложил столичному Департаменту транспорта создать платные выделенные полосы для быстрого передвижения (fast lane) на Московской кольцевой автодороге (МКАД) и Третьем транспортом кольце (ТТК): «Я бы на месте Москвы сделал бы (fast lane) на кольцевой (МКАД) или ТТК…»

Выяснилось, что «Росавтодор», вероятно чтобы изолировать на дороге богатых от бедных, уже сделал первые шаги – Федеральное дорожное агентство заказало у института Экономики транспорта исследование, в ходе которого в стране выявят дороги, на которых можно было бы организовать подобный «аттракцион». По словам Прончатова, потенциально это могут быть федеральные трассы – вылетные магистрали из Москвы или крупных городов, где есть трафик, транзит и востребованность. А подведение итогов этих поисков, со слов чиновника, должно произойти в следующем году.

В целом, по ощущениям от высказываний Прончатова, дорожные чиновники хорошо понимают, к чему может привести подобное отчуждение общественного пространства. Законно ли оно вообще, скажут юристы. Но в любом случае, наверняка понадобится частный оператор, который наладит систему взимания платы и контроль за нарушителями межклассовой «распашной полосы». По типу оператора системы «Платон». Чиновник мыслит верно: «Трафик там, где бесплатно, ухудшится сразу значительно и тоже будет всплеск напряженности». Поэтому подходить к вопросу будут осторожно, как это делают в США или Израиле. В США, кстати, такие решения получили наибольшее распространение. Но даже там автомобильная общественность смотрит на подобные «усовершенствования» весьма скептически. Платные выделенки в США, пусть не обижаются в уважаемой японской компании, кое-где презрительно называют Lexus Lane.

Справка

Первой американской дорогой с платной скоростной выделенной полосой в 1995 году стала трасса SR 91 в Калифорнии. Ее длина – около 30 км, а название – 91 Express Lanes. Стоимость проезда варьируется в зависимости от времени и дня недели. Например, самым дорогим стало время с 15.00 до 16.00 в пятницу, когда спрос на трафик особенно высок. Объехать всех с ветерком можно за $21. В прочие дни стоимость проезда снижается вдвое.

Кстати

По некоторым данным, идея «порадовать» соотечественников платными полосами пришла нашим чиновникам после посещения Израиля, где подобная полоса с 2011 года соединяет Тель-Авив с аэропортом Бен-Гурион. Проезд по ней, если перевести в нашу валюту, стоит от 129 до 1570 рублей.

За что платим?

Чем чаще мы слышим о нацпроекте БКД – Безопасные и качественные дороги, тем больше вокруг него неясностей. Мы уже давно транслируем отчеты региональных и федеральных дорожников о том, сколько километров улиц и региональных трасс отремонтировано или скоро будет отремонтировано в рамках проекта. И только в сентябре из уст высших правительственных чиновников узнаем, что четкие параметры нацпроекта все еще не известны, а сам он в окончательном виде пока не утвержден. При этом вице-премьер по транспорту Максим Акимов в своем интервью агентству «РИА Новости» на ВЭФ-2018 объявил, что нацпроект потребует 2,5 трлн рублей. Причем, за весь проект целиком. Сумма большая, в расчете на страну весьма убедительная. И тут же вслед поступает совершенно иная информация. На этот раз из уст главы Минтранса Евгения Дитриха. Минтранс, в свою очередь, тоже определился со стоимостью проекта БКД. Но по словам Дитриха, в период с 2019 по 2024 год на плановые мероприятия в рамках программы будет потрачено свыше 4,5 трлн рублей. 3,1 триллион соберут из региональных бюджетов тридцати восьми крупнейших агломераций. А еще около 1,5 трлн добавит бюджет федеральный.

И все же, господа начальники, сколько стоят наши дороги? Не то чтобы мы мелочимся, просто хотелось бы знать, сколько мы заплатим к 2025 году, и что в итоге за это получим?

Программа максимум

Более 20 млрд рублей за 6 лет рассчитывают потратить власти Кировской области на дороги в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Областной Минтранс разработал соответствующую программу развития дорог области, в соответствии с которой на восстановление региональных дорог планируется выделить 12,4 млрд рублей, а еще более 8 млрд пойдут на городские дороги. В общей сложности в порядок приведут более 1200 км, из которых более 900 км – межмуниципальные и региональные трассы.

Как все запущено

Власти МАРИЙ ЭЛ ищут финансирование для строительства участка новой объездной дороги вокруг Йошкар-Олы длиной чуть больше четырех километров. Правда, помимо четырехполосной трассы в рамках проекта тут предстоит построить мост через реку Малая Кокшага и 440-метровый путепровод над железной дорогой. Ситуация непростая, деньги пока взять негде. Да и непонятно, что делать со стоящей на пути будущей трассы газораспределительной станцией.

Вокруг АНАПЫ должен пройти новый участок трассы А-290 Новороссийск – Керчь. Такой вывод можно сделать из тендера на реконструкцию, объявленного Управлением федеральных автомобильных дорог «Черноморье». Ранее проект уже одобрили в Главгосэкспертизе. Как сообщили в пресс-службе ведомства, его реализация позволит сформировать единый скоростной транспортный коридор, связывающий федеральную трассу М-4 «Дон» с мостом через Керченский пролив. Из 8,425 млрд рублей, направленных на реконструкцию и строительство всей трассы, только на строительство обхода Анапы уйдет 8 млрд. Протяженность Обхода составит 13,5 км, а расчетная скорость движения для автомобилей подойдет к отметке в 120 км/ч.

В ПЕРМИ в начале сентября сломался мост через Чусовую – провалился изрядный участок дорожного полотна, из-за чего движение пришлось ограничить. За работу споро взялись ремонтники. Дошло до того, что на переправе пришлось полностью перекрывать движение, чтобы уложить армированную смесь асфальтобетона качественно – транспорт оказывал на мост сильную динамическую нагрузку. Зато теперь все позади. Ремонтники, опередив планы на десять дней, благополучно покинули переправу и дали добро на возобновление движения. Поехали!

Фото: Государственная компания «Российские автомобильные дороги»; ShutterStock/Fotodom.ru; Сергей Бровко/Коммерсантъ/Fotodom.ru; Организационно-аналитическое управление Главы Республики Марий Эл; DepositPhotos/Fotodom.ru; Министерство транспорта Пермского края

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
«Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста» «Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста»

Эксперт ЦМАКП — о состоянии экономики, промышленности и инвестиций

Монокль
Инженеры довольны своими доходами, а дизайнеры — нет. Почему, и что это значит для бизнеса Инженеры довольны своими доходами, а дизайнеры — нет. Почему, и что это значит для бизнеса

Удовлетворенность зарплатами — надежный барометр

Inc.
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Верить нельзя сомневаться Верить нельзя сомневаться

О самых частых заблуждениях о миоме матки рассказывает врач акушер-гинеколог

Лиза
Космический аппарат «Вояджер-1» запустил резервные двигатели, отключенные 21 год назад Космический аппарат «Вояджер-1» запустил резервные двигатели, отключенные 21 год назад

Как инженеры запустили движители «Вояджера-1», молчавшие с 2004 года?

ТехИнсайдер
VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран

VisionLabs внедрил систему обнаружения дипфейков в банки России

Forbes
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
Открыть в приложении