Какие требования предъявляются к автомобильным шинам российскими законами

АвтоМирАвто

Шиномонтаж в законе

Разбираемся, какие требования предъявляются к автомобильным шинам российским законодательством

Текст Алексей Лучников

Шины – это единственное, что связывает колесное транспортное средство с дорогой. Хотя бы уже поэтому переоценить их значение практически невозможно. А еще надо учесть, что в век скоростей эксплуатационные качества этих, на первый взгляд, несложных, но на самом деле весьма высокотехнологичных изделий, напрямую влияют не только на комфорт, но и на безопасность перемещения в пространстве. Каковы же современные требования закона к шинам?

Они содержатся в двух документах: техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (их многие ошибочно считают приложением к Правилам дорожного движения). Они частично дублируют друг друга, а в чем-то дополняют. Но принципиальное отличие между ними в том, что за нарушение требований техрегламента не штрафуют ввиду отсутствия в Административном кодексе соответствующих статей. А вот несоблюдение Основных положений чревато предупреждением или штрафом в 500 рублей (по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ). С них и начнем.

Итак, чтобы к вам не было претензий у сотрудника ГИБДД (а наказать имеет право как инспектор технического надзора, так и дорожно-патрульной службы) – «обувь» должна быть по размеру. Какому именно, узнаем из руководства по эксплуатации автомобиля. Необходимо следить не только за соответствием предписанной автопроизводителем размерности, но и индексом нагрузки. В целях сохранения устойчивости и управляемости на одну ось автомобиля нельзя монтировать «шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора». По этой же причине все колеса автомобиля должны быть либо ошипованные, либо неошипованные. Комбинирование не допускается.

Оценить соответствие шин требованиям законодательства и, при необходимости, назначить наказание имеет право инспектор технического надзора или дорожно-патрульной службы ГИБДД

Доводить покрышки до состояния сликов нельзя: остаточная высота протектора летних шин легкового автомобиля и небольшого грузовика должна быть не менее 1,6 мм, грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн – 1 мм, автобуса – 2 мм. Зимние шины должны иметь в запасе не менее 4 мм протектора. Если имеются индикаторы износа, ориентироваться надо на них. Это касается всех покрышек – зимних, летних и всесезонных. Не допускается использовать серьезно поврежденные шины, в том числе с обнаженным кордом, грыжами, расслоившимся каркасом и прочими драматичными последствиями эксплуатации на российских дорогах.

Ну а теперь несколько слов о предписаниях технического регламента. Как мы уже выяснили, их несоблюдение не грозит водителю наказанием. Но и рекомендациями их тоже нельзя считать, ведь на кону жизнь и здоровье участников движения. Так, по техрегламенту помимо индекса нагрузки, обозначаемого числами от 0 до 200, следует учитывать и категорию скорости, указываемую соответствующей буквой латинского алфавита. Необходимые справочные данные можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля и в любом шинном калькуляторе. В три летних месяца запрещено использовать ошипованные шины. То есть на зимних и всесезонных ездить можно, а на шипах – нет. Обратите внимание, что зимой на легковом автомобиле и грузовике с разрешенной массой до 3,5 т предписывается использование исключительно «зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «MS». Более того, в отличие от Основных положений, которые запрещают одновременно только ошипованные и неошипованные шины, техрегламент предписывает устанавливать зимние шины на все колеса. Сэкономить, поставив, например, на ведущую ось новые «шиповки», а на другой оставив истертые «липучки», а то и вовсе летние покрышки, не получится. Вернее, поставить-то можно – не оштрафуют! Вот только такая экономия может выйти боком – в прямом и переносном смыслах этого слова.

Правильные диски

Помимо требований к шинам, Основные положения и техрегламент Таможенного союза содержат предписания относительно деталей, которые в обывательской среде принято называть дисками. На самом деле в техническом смысле диск – это только часть колеса, с помощью которой обод с надетой на него шиной крепится к ступице автомобиля. Так вот и обод, и диск (у большинства автомобилей они составляют единой целое) не должны иметь трещин и других повреждений, а также следов их ремонта, включая сварку. Диск с ободом вообще ремонтировать нельзя, так как теряется их прочность, что критически важно для безопасности. Деформации, отсутствие болтов или гаек крепления тоже не допускаются. Не забываем и о необходимости четко выдерживать размерность. В погоне за эффектным внешним видом автовладельцы иногда теряют связь с реальностью, устанавливая «катки» огромного диаметра или ширины. Снижение уровня комфорта и увеличение расхода топлива – это лишь меньшие из зол. Значительные отклонения от заводских параметров чреваты ухудшением поведения автомобиля на дороге, в том числе в колеях, а также преждевременным износом деталей подвески. У автопроизводителя, в свою очередь, появляется повод снять эти элементы с гарантии.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новости недели Новости недели

Самые значимые новости из автомобильного мира на этой неделе

АвтоМир
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Маслом не испортишь Маслом не испортишь

Компания «ЛУКОЙЛ» начала выпуск трансмиссионных жидкостей для электромобилей

Автопилот
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Вкусно и постно Вкусно и постно

Выбираем продукты для здорового рациона в Великий пост

Добрые советы
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц

Инженеры создали маску, способную изменять форму лица и цвет кожи

N+1
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Заговор крупным планом Заговор крупным планом

Гид по фильмам о заговорах и их теориях

Правила жизни
Эти странные аксионы Эти странные аксионы

Аксион — главный кандидат в частицы темной материи

Знание – сила
Открыть в приложении