Штраф за непропуск пешехода стал отнюдь не символическим

АвтоМирАвто

Право

Пропускной режим

Штраф за непропуск пешехода стал отнюдь не символическим. Как избежать конфликтов на дороге, в том числе с инспектором ДПС?

Недавно депутаты с одобрения Совета Федерации и президента ужесточили ответственность за непредоставление преимущества пешеходам, велосипедистам, а также иным участникам движения, кроме самих водителей. Если раньше штраф за это правонарушение по статье 12.18 КоАП РФ был фиксированным и составлял полторы тысячи рублей, то теперь эта сумма – лишь нижняя граница «вилки». Верхний же предел составляет 2500 рублей. Как водится, ГИБДД, засучив рукава, тут же взялась за жезл и вышла на дорогу исполнять поручение «партии и правительства». Между тем правоприменительная практика по этой статье весьма неоднозначная. Об этом свидетельствуют многочисленные сообщения в СМИ и соцсетях, в которых водители жалуются, что их оштрафовали за непропуск пешехода, который только вышел на проезжую часть с противоположной стороны и даже при всем желании не мог оказаться под колесами. Чтобы не стать жертвой произвола, надо раз и навсегда разобраться, чего от вас требуют правила движения и за что карает КоАП.

Обязанность уступить дорогу возникает тогда, когда появляется вероятность, что пешеход и автомобиль окажутся в одной и той же точке одновременно

Законом ответственность установлена за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении». Поскольку КоАП прямо ссылается на ПДД, напомним, что они описывают несколько ситуаций, когда пешеходам предоставляется безоговорочный приоритет. Во-первых, на нерегулируемых пешеходных переходах (пункт 14.1). Во-вторых, когда пешеход пересекает проезжую часть, на которую автомобиль поворачивает с другой дороги на перекрестке или ином пересечении проезжих частей – этого требуют соответственно пункты 13.1 и 8.3 дорожных правил. Последний, кроме того, обязывает пропустить пешехода, уже находящегося на дороге в момент, когда водитель выезжает на нее с прилегающей территории. Наконец, в пунктах 14.5 – 14.7 закреплен приоритет слабовидящих, пассажиров, идущих со стороны дверей к остановившемуся посередине проезжей части в обозначенном месте трамваю, автобусу или троллейбусу и от него, а также детям, которые могут выбежать на дорогу из автобуса с опознавательным знаком «Перевозка детей». Что касается велосипедистов, то перечень их преимуществ скромнее: все те же пункты 8.3 и 13.1 обязывают водителя механического транспортного средства пропустить педальный транспорт при съезде с дороги, в том числе на прилегающую территорию, и при повороте на перекрестке.

Термин «уступить дорогу (не создавать помех)» означает, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр

Но самый главный вопрос заключается в том, что же все-таки считать невыполнением требования уступить дорогу. Ответ на этот вопрос дают все те же ПДД: согласно определению термин «уступить дорогу (не создавать помех)» означает, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Таким образом, несложно прийти к выводу, что обязанность уступить дорогу возникает тогда, когда появляется вероятность, что пешеход (велосипедист) и автомобиль или мотоцикл окажутся в одной и той же точке в одно и то же время. Иными словами, если есть угроза возникновения ДТП, избежать которого можно маневрированием или торможением. К сожалению, сформулировать однозначные измеряемые характеристики движения (расстояние, скорость и прочее) невозможно, так как они строго индивидуальны, равно как и не может быть двух одинаковых дорожно-транспортных ситуаций. Но мы бы советовали брать в расчет потенциальную возможность контакта с пешеходом (велосипедистом) при самом неблагоприятном раскладе. Например, рассчитывая, что не выказывавший до этого момента спешки пешеход вдруг может сорваться на бег, скажем, увидев подходящий к остановке автобус нужного маршрута. Даже за спиной у переходящего дорогу пешехода не надо расслабляться, ведь никто не может предугадать причины, которые заставят его неожиданно для водителя ринуться в обратном направлении. Эти советы направлены не столько на защиту водителей от необоснованного штрафа, сколько на сохранение благополучия всех участников движения. Ведь шанс остаться невредимым при контакте с сотнями килограммами железа у ничем не защищенного пешехода или велосипедиста, как говорят математики, стремится к нулю.

МВД поручено совместно с экспертами проработать вопрос о выравнивании ответственности пешеходов и водителей

Водитель и пешеход – братья навек?

Автомобилисты отчасти справедливо сетуют, почему, перманентно ужесточая ответственность для водителей, законодатель «забывает» о других участниках дорожного движения, главным образом – пешеходах. Не секрет, что их бездумные действия часто приводят не только к наказанию водителей, но и к дорожно-транспортным происшествиям. При этом провокатор быстро ретируется, оставляя водителей один на один друг с другом и помятым железом. Поэтому МВД поручено совместно с экспертами проработать вопрос о выравнивании ответственности пешеходов и водителей. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что произойдет это не за счет смягчения санкций для водителей, а за счет повышения штрафа для пешеходов. Несмотря на то, что инициатива пока находится в проработке, уже сейчас можно сказать, что эффект от нее едва ли будет существенным. Главная проблема, которая по-прежнему не решена, заключается в том, что с пешехода, в отличие от водителя, взять штраф чрезвычайно сложно: при отсутствии с собой документов или просто отказе их предъявить процессуальное оформление нарушения невозможно. Правительство, похоже, об этом не в курсе…

Текст: Алексей Лучников
Фото: Сергей Ковалёв/Global Look Press; lana1501, Алёшина Оксана/Фотобанк ЛОРИ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Режиссер года: Кирилл Серебренников Режиссер года: Кирилл Серебренников

Несмотря на полтора года домашнего ареста, режиссер смог выпустить фильм «Лето»

GQ
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Мама дорогая Мама дорогая

Как Свет­ла­на Ло­бо­да превратилась в главную певицу страны

GQ
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
У бонобо нашли вокальные диалекты У бонобо нашли вокальные диалекты

Ученые сравнили вокализации бонобо из трех разных зоопарков

N+1
Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету Дамы догоняют кавалеров: рынок франчайзинга близок к гендерному паритету

Женщины фактически сравнялись с мужчинами на рынке франчайзинга

Forbes
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Большой вояж Большой вояж

Сравнение Astondoa 377 Coupe и ее модификации с подвесными моторами

Y Magazine
Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза» Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза»

Разговор с Джиганом и Оксаной Самойловой, очень легкий, открытый, искренний

ЖАРА Magazine
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Давайте разберемся, где правда, а где – вымысел, когда дело касается ЭКО

Добрые советы
В разряде достаточно рентабельных В разряде достаточно рентабельных

Сокращение урожайности снизило доходность сахарной свеклы

Агроинвестор
Приключения генерала Зорича Приключения генерала Зорича

Генерал Семен Зорич: «хороший человек, что творил плохие дела»

Знание – сила
Доктор Доктор

Фантастический рассказ Александра Маркова «Доктор»

Знание – сила
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Открыть в приложении