Право
Пропускной режим
Штраф за непропуск пешехода стал отнюдь не символическим. Как избежать конфликтов на дороге, в том числе с инспектором ДПС?
Недавно депутаты с одобрения Совета Федерации и президента ужесточили ответственность за непредоставление преимущества пешеходам, велосипедистам, а также иным участникам движения, кроме самих водителей. Если раньше штраф за это правонарушение по статье 12.18 КоАП РФ был фиксированным и составлял полторы тысячи рублей, то теперь эта сумма – лишь нижняя граница «вилки». Верхний же предел составляет 2500 рублей. Как водится, ГИБДД, засучив рукава, тут же взялась за жезл и вышла на дорогу исполнять поручение «партии и правительства». Между тем правоприменительная практика по этой статье весьма неоднозначная. Об этом свидетельствуют многочисленные сообщения в СМИ и соцсетях, в которых водители жалуются, что их оштрафовали за непропуск пешехода, который только вышел на проезжую часть с противоположной стороны и даже при всем желании не мог оказаться под колесами. Чтобы не стать жертвой произвола, надо раз и навсегда разобраться, чего от вас требуют правила движения и за что карает КоАП.
Законом ответственность установлена за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении». Поскольку КоАП прямо ссылается на ПДД, напомним, что они описывают несколько ситуаций, когда пешеходам предоставляется безоговорочный приоритет. Во-первых, на нерегулируемых пешеходных переходах (пункт 14.1). Во-вторых, когда пешеход пересекает проезжую часть, на которую автомобиль поворачивает с другой дороги на перекрестке или ином пересечении проезжих частей – этого требуют соответственно пункты 13.1 и 8.3 дорожных правил. Последний, кроме того, обязывает пропустить пешехода, уже находящегося на дороге в момент, когда водитель выезжает на нее с прилегающей территории. Наконец, в пунктах 14.5 – 14.7 закреплен приоритет слабовидящих, пассажиров, идущих со стороны дверей к остановившемуся посередине проезжей части в обозначенном месте трамваю, автобусу или троллейбусу и от него, а также детям, которые могут выбежать на дорогу из автобуса с опознавательным знаком «Перевозка детей». Что касается велосипедистов, то перечень их преимуществ скромнее: все те же пункты 8.3 и 13.1 обязывают водителя механического транспортного средства пропустить педальный транспорт при съезде с дороги, в том числе на прилегающую территорию, и при повороте на перекрестке.
Но самый главный вопрос заключается в том, что же все-таки считать невыполнением требования уступить дорогу. Ответ на этот вопрос дают все те же ПДД: согласно определению термин «уступить дорогу (не создавать помех)» означает, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Таким образом, несложно прийти к выводу, что обязанность уступить дорогу возникает тогда, когда появляется вероятность, что пешеход (велосипедист) и автомобиль или мотоцикл окажутся в одной и той же точке в одно и то же время. Иными словами, если есть угроза возникновения ДТП, избежать которого можно маневрированием или торможением. К сожалению, сформулировать однозначные измеряемые характеристики движения (расстояние, скорость и прочее) невозможно, так как они строго индивидуальны, равно как и не может быть двух одинаковых дорожно-транспортных ситуаций. Но мы бы советовали брать в расчет потенциальную возможность контакта с пешеходом (велосипедистом) при самом неблагоприятном раскладе. Например, рассчитывая, что не выказывавший до этого момента спешки пешеход вдруг может сорваться на бег, скажем, увидев подходящий к остановке автобус нужного маршрута. Даже за спиной у переходящего дорогу пешехода не надо расслабляться, ведь никто не может предугадать причины, которые заставят его неожиданно для водителя ринуться в обратном направлении. Эти советы направлены не столько на защиту водителей от необоснованного штрафа, сколько на сохранение благополучия всех участников движения. Ведь шанс остаться невредимым при контакте с сотнями килограммами железа у ничем не защищенного пешехода или велосипедиста, как говорят математики, стремится к нулю.
Водитель и пешеход – братья навек?
Автомобилисты отчасти справедливо сетуют, почему, перманентно ужесточая ответственность для водителей, законодатель «забывает» о других участниках дорожного движения, главным образом – пешеходах. Не секрет, что их бездумные действия часто приводят не только к наказанию водителей, но и к дорожно-транспортным происшествиям. При этом провокатор быстро ретируется, оставляя водителей один на один друг с другом и помятым железом. Поэтому МВД поручено совместно с экспертами проработать вопрос о выравнивании ответственности пешеходов и водителей. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что произойдет это не за счет смягчения санкций для водителей, а за счет повышения штрафа для пешеходов. Несмотря на то, что инициатива пока находится в проработке, уже сейчас можно сказать, что эффект от нее едва ли будет существенным. Главная проблема, которая по-прежнему не решена, заключается в том, что с пешехода, в отличие от водителя, взять штраф чрезвычайно сложно: при отсутствии с собой документов или просто отказе их предъявить процессуальное оформление нарушения невозможно. Правительство, похоже, об этом не в курсе…
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl