Fiat 500 – это не просто автомобиль, а культурное явление

АвтоМирАвто

История

Молодость навсегда

Fiat 500 – один из ярких примеров того, что автомобиль, изначально задуманный как недорогой и массовый, может приобрести культовый статус. Фактически Fiat 500 – это не просто автомобиль, а исторический памятник и культурное явление. Которое отметило в 2017 году 60-летний юбилей

Упоминание об историческом и культурном памятнике – не просто слова. В год 60-летия Fiat 500 один из экземпляров автомобиля (версия с мягкой крышей, которая выпускалась с 1965 по 1972 год) приобрел Музей современного искусства в Нью-Йорке для того, чтобы выставить в постоянной экспозиции. Fiat 500 пополнил коллекцию как «символ автомобильной истории, радикально изменивший дизайн и производство автомобилей». Но в далеком 1957-м признание, тираж в 4 миллиона экземпляров и последующая реинкарнация в ретрохэтчбеке 2007 года были еще впереди...

Доступный транспорт

Модель 1957 года – не первый Fiat, выпущенный под индексом 500. Такое же обозначение имела малолитражка по прозвищу Topolino («мышонок»), выпуск которой начался еще до Второй мировой войны, в 1936-м, и продолжался до 1955 года.

Двухдверка образца 1936 года (на фото снизу) приводилась в движение 4-цилиндровым мотором объемом 569 см3 водяного охлаждения, установленным спереди. Автомобиль оснащался 4-ступенчатой механической коробкой передач и гидравлическими тормозами. На тот момент эти технические решения можно было считать передовыми – для сравнения вспомним, к примеру, выпускавшуюся в тот период в СССР «эмку» ГАЗ М-1, созданную на основе модели «Форда» – на этом более крупном автомобиле тормоза были механическими, а коробка передач – с тремя ступенями.

Создатель Topolino – известный конструктор Данте Джакоза, который впоследствии долгие годы занимал пост технического директора Fiat. Nuova 500 образца 1957 года – также его творение, и преемственность двух моделей всячески подчеркивалась в фирменных рекламных материалах. Но в данном случае компоновка автомобиля была принципиально иной. Рынок небогатой в послевоенное время Европы требовал разработки недорогих компактных автомобилей, которые можно производить большими тиражами. Среди современников Fiat 500, созданных в рамках той же философии, можно вспомнить и заднемоторный Volkswagen «Жук» с 4-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения, и угловатый Citroen 2CV, в котором 2-цилиндровый «оппозитник» был смонтирован спереди. Двухдверный «чинквеченто» также задумывался простым и доступным. В качестве силовой установки он получил рядную «двойку» воздушного охлаждения объемом 479 см3 и мощностью 13 л.с., установленную в заднем свесе, которая агрегатировалась с 4-ступенчатой коробкой передач. В передней подвеске применялась поперечная рессора с телескопическими амортизаторами, задняя подвеска – независимая пружинная на треугольных рычагах, амортизаторы – также телескопические. Двухдверный автомобильчик длиной всего 3 м был способен принять четверых седоков и разогнаться до максимальной скорости более 85 км/ч – в условиях городского движения середины прошлого века этого было вполне достаточно. Заявленное в рекламном проспекте потребление топлива – 4,5 л на «сотню». Если прибавить к этому лаконичный, рациональный дизайн и вполне умеренные для своего времени цены...

Компактный автомобильчик с кузовом длиной 3 м стал одним из самых ярких представителей класса городских автомобилей, широко распространенных в Европе и в наши дни – они, разумеется, значительно выросли в размерах. Оригинальный Fiat 500 приводился в движение рядным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 479 см3 и мощностью всего 13 л.с. Мотор работал в паре с 4-ступенчатой механической трансмиссией. Помимо базовой версии с закрытым кузовом выпускались автомобили со сдвижной мягкой крышей, а также 3-дверные универсалы с увеличенной колесной базой

Тиражи и варианты

Неудивительно, что Fiat 500 завоевал большую популярность – в общей сложности с 1957 по 1975 год он разошелся тиражом более 4 млн экземпляров. Выпускали «чинквеченто» не только на Апеннинах. Помимо трех итальянских фабрик, в Турине, Дезио и Палермо, его производством занимался завод в Хайльбронне (Германия). Собирали машину и в Австрии – на Steyr-Daimler-Puch.

Помимо двухдверки с цельнометаллическим кузовом и уже упоминавшейся версии со сдвижным мягким верхом, а также длиннобазного универсала, на основе Fiat 500 выпускались совсем уж экзотические машины. Достаточно вспомнить версию Jolly от кузовного ателье Ghia, с кузовом-лодочкой без дверей, плетеными креслами и таким же задним диванчиком.

Модификация Fiat 500 с кузовом универсал появилась через три года после дебюта базовой модели – в 1960 году. Автомобиль получился чуть длиннее двухдверки, кроме того, для увеличения полезного пространства в кузове, на универсале иначе устанавливался двигатель – он фактически лежал на боку. Колесная база трехдверной грузопассажирской версии была увеличена на 10 см

На агрегатах «чинквеченто» выпускался и угловатый Fiat 500 Moretti Minimaxi – автомобиль с видом настоящего внедорожника, мягким верхом и откидным ветровым стеклом. Но это происходило на закате жизненного пути модели – в начале 1970-х годов. До появления его современной версии оставалось еще несколько десятилетий...

Abarth, «придворное» тюнинговое ателье Fiat, не обошло «500-й» своим вниманием. Сложилась у доработанной версии двухдверки и гоночная карьера – прежде всего из-за невысокой цены в сравнении со спортивными версиями автомобилей других фирм. Возрождение в 2007 году Fiat 500 c дизайном в стиле классического «чинквеченто» получило продолжение – похожая «мультяшная» внешность досталась, в частности, компактвэну Fiat 500 L (на фото внизу). А двухмиллионный экземпляр нынешнего Fiat 500 был продан в июле в Германии

К новым юбилеям

В мае 2006 года концерн Fiat анонсировал выпуск современного Fiat 500 – трехдверного городского хэтчбека с дизайном в стиле легендарного творения Данте Джакозы. Серийный выпуск новой модели стартовал в 2007 году, его приурочили к 60-летию знаменитого «пятисотого». Построенный на той же платформе, что и микрокроссовер Fiat Panda, автомобиль выпускается и поныне. В гамме доступных для него двигателей – атмосферные и турбированные двигатели рабочим объемом от 0,9 л до 1,4 л, а также 1,3-литровый турбодизель Multijet. Среди доступных трансмиссий – 5-ступенчатые «механика» и «робот» с одним сцеплением, а также 6-ступенчатый автомат японской Aisin.

С самого старта дизайнеры Fiat предоставили для нового «500-го» широкие возможности индивидуализации – двухцветные кузова, фирменные наклейки, многочисленные аксессуары, различный дизайн колесных дисков, ограниченные спецверсии – для того, чтобы владелец автомобиля мог выделиться в потоке, все средства хороши! Разумеется, присутствует в модельной гамме нынешнего Fiat 500 и модификация со сдвижным мягким верхом.

Современный Fiat 500 увидел свет к 50-летию «чинквеченто» – его производство, стартовавшее в 2007 году, продолжается по сей день. Более того – новый «500-й» стал родоначальником целого семейства моделей. Премьера компактвэна Fiat 500 L состоялась в 2012 году на автосалоне в Женеве. В дальнейшем появился и кроссовер, который носит индекс Fiat 500 X. А хэтчбек 500 к 60-летию выпустили в ограниченной серии Anniversario. Внешне ее можно отличить, в частности, по хромированным колесным колпакам

Как результат – за 10 лет автомобиль разошелся тиражом в 2 млн экземпляров, и выпуск его продолжается. К очередному юбилею Fiat 500 вышла ограниченная «поздравительная» серия Anniversario. Легче всего ее узнать по хромированным колесным колпакам – в память того «500-го».

Еще одна юбилейная версия, Fiat 500 60th Anniversary, выпущена ограниченным тиражом в 560 экземпляров. Ее дебют состоялся весной на автосалоне в Женеве. Доступен такой автомобиль только в двухцветной окраске и только со складным мягким верхом. Моторы – 69-сильный атмосферник 1.2, турбомотор 0.9 (85 л.с.) и 1,3-литровый дизель

Текст: Максим Кубанцев
Фото: Fiat

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Mazda6: Восход солнца Mazda6: Восход солнца

Взойдет ли наконец для Mazda солнце бизнес-класса

АвтоМир
Осенняя хандра Осенняя хандра

Добавьте в свое ежедневное расписание больше света и движения

Psychologies
Регина Тодоренко: Путешествие – это маленькая жизнь Регина Тодоренко: Путешествие – это маленькая жизнь

Регина рассказала, кем хотела стать в детстве и чему ее научили путешествия

Лиза
Гонка за дилером Гонка за дилером

Компания из Поволжья вошла в тройку крупнейших продавцов автомобилей в России

Forbes
Удовольствие vs страдания: современные технологии работы с телом Удовольствие vs страдания: современные технологии работы с телом

Мы привыкли считать, что чем труднее нам дается движение к результату, тем выше должно быть вознаграждение. Ту же формулу применяют и к здоровью: чем утомительнее упражнение и чем болезненнее процедура, тем быстрее наступит оздоровление. Откуда взялась эта идея и правдива ли она? Размышляет специалист по китайской медицине Анна Владимирова.

Psychologies
Мария Берсенева: Нельзя держать душу нараспашку! Мария Берсенева: Нельзя держать душу нараспашку!

Интервью с актрисой, снявшейся в детективе «Майор и магия»

Лиза
Можно моложе Можно моложе

Что такое контурная пластика и как она работает

Домашний Очаг
Тонкая кожа Тонкая кожа

4 причины повышенной чувствительности

Cosmopolitan
Вздох гения Вздох гения

Жан Кокто оформил виллу на одном дыхании и превратил ее в документ эпохи

AD
Правила жизни Сергея Бодрова младшего Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Esquire
Резня в день пророка Ильи: «Игра престолов» в Древней Руси Резня в день пророка Ильи: «Игра престолов» в Древней Руси

Резня, случившаяся в 1217 году в Рязанском княжестве

Maxim
Стоит ли верить громким обещаниям косметических средств? Стоит ли верить громким обещаниям косметических средств?

Кремы, разглаживающие морщины и возвращающие коже юношескую упругость, тушь, усиливающая рост ресниц, гель, сокращающий объемы бедер… Насколько стоит верить громким обещаниям косметических средств?

Psychologies
Камер станет больше Камер станет больше

Новые системы видеофиксации нарушений

АвтоМир
Жизнь кубанских виноделов, часть 1. Франция-на-Кубани Жизнь кубанских виноделов, часть 1. Франция-на-Кубани

Где у кубанца душа и как продать родимый край?

СНОБ
Mazda3 – Volkswagen Jetta Mazda3 – Volkswagen Jetta

Пришло время избавляться от стереотипов!

АвтоМир
Бывший инженер Google предлагает каждому спрограммировать аналог Pokémon Go Бывший инженер Google предлагает каждому спрограммировать аналог Pokémon Go

Каждый может устроить приключение в дополненной реальности

РБК
Генсек-денди Генсек-денди

Фрагменты книги Анастасии Юшковой «Александр Игманд: "Я одевал Брежнева..."»

The Rake
6 фитнес-советов, которым лучше не верить 6 фитнес-советов, которым лучше не верить

Отделяй правду от заблуждений!

Лиза
Голуби с клювом ястреба Голуби с клювом ястреба

Повадки, прошлое и будущее главного хищника планеты

Русский репортер
Гоголь, порноиндустрия и горничная-убийца: 13 интригующих сериалов Гоголь, порноиндустрия и горничная-убийца: 13 интригующих сериалов

Самые лучшие интригующие сериалы всех времен и народов. Приятного просмотра!

VOICE
Ford GT Ford GT

Это купе стало гипертехнологичным, и теперь нет никаких пределов его амбициям

Quattroruote
10 хитростей, чтобы взбодриться осенью 10 хитростей, чтобы взбодриться осенью

Меньше тепла и солнца, больше стресса. Осенью падает не только температура и листья с деревьев, но и наш жизненный тонус. Журналист и писатель Изабель Артюс делится способами, как не дать ему снизиться до нулевой отметки.

Psychologies
Жизнь как чудо Жизнь как чудо

Маленькие чудеса и большое сердце Елены Перминовой

Glamour
«Больше не верю в институт брака» «Больше не верю в институт брака»

Александр Самойленко о взглядах на семейную жизнь, воспитании сыновей и внучки

Добрые советы
Сказ­ка о тройке Сказ­ка о тройке

«Смирнов, Иванов и Соболев» рассказали Ольге Шелест про фанаток, детей и шутки

Glamour
Зрелость VS Молодость. Кто кого? Зрелость VS Молодость. Кто кого?

Оставаться молодой в душе – это прекрасно! Но ведь еще лучше, когда на твою фигуру, походку по-прежнему обращают внимание независимо от возраста. На первый взгляд, это не так-то просто, даже кажется, что и пытаться не стоит: время все равно возьмет свое. На самом деле многое зависит от вашего внутреннего настроя и правильных привычек.

Psychologies
«Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?» «Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?»

Диана Арбенина о мужском и женском творчестве, драных джинсах и жизни

Русский репортер
Все на митинг Все на митинг

Революционные лозунги украшают футболки и даже платья

Vogue
Сергей Македонский Сергей Македонский

Как букмекер из Ростова стал самым богатым человеком балканской страны

РБК
Черная полоса Черная полоса

Бывает, что неприятности и проблемы начинают сыпаться как из рога изобилия

Лиза
Открыть в приложении