Способны на многое
Как помочь ребенку раскрыть потенциал? Некоторые родители задаются этим вопросом, когда дети еще совсем маленькие. Другие озадачиваются им, глядя на своих подростков. Способности есть в каждом, но они не всегда очевидны.
Новый учебный год, можно выбирать кружки по интересам… Но порой непросто понять, насколько правильно сделан выбор. А если ребенка и вовсе ничего не занимает? Чем трудней найти ответы, тем больше давит на нас ответственность. «Я завидую сестре! – признается 32-летняя Мария. – Для нее все ясно. Ее дочка тянулась к фортепиано, едва научилась ходить. Сейчас ей 12, и она делает успехи как пианистка. А моему сыну почти 10, и я не вижу в нем способностей. Как не упустить то, что надо было бы развивать?!»
Пробудить интерес к миру
Первое и главное, что мы можем сделать, – это чутко присматриваться к ребенку, чтобы понять, что ему нравится. И пойти навстречу. «Главное – не погасить его исследовательский интерес», – говорит детский психолог Татьяна Бедник. Иногда нам, родителям, хочется побыть в тишине и покое – и мы запрещаем детям бегать, трогать какие-то вещи или играть с ними. Нам жаль сломанных игрушек – и мы ругаем ребенка за неаккуратность. Между тем он ломает их из любознательности: чтобы понять, как они устроены. Не позволяя ему активно двигаться, мы тем самым блокируем творческую энергию. Вещи, которыми мы дорожим, лучше сразу убрать подальше, а не отнимать у ребенка. И это вовсе не мелочи. Развитие его способностей будет напрямую зависеть от того, насколько свободно и азартно он осваивает мир.
Мы можем помочь ему, стимулируя его фантазию, отвечать на все бесконечные «почему?», что-то делать вместе с ним. «Особенно важно, чтобы эти дела сопровождались общими яркими эмоциями, ожиданием чуда, – подчеркивает детский психолог. – Тогда у ребенка и пробуждается интерес к миру, который затем позволит проявиться его способностям».
У многих родителей есть иллюзия, что гораздо лучше с этой задачей справятся специалисты. Но для детей, особенно до подросткового возраста, самое ценное время – то, которое они проводят с родителями, отмечает психотерапевт Галина Ицкович: «Для ребенка связь с мамой и папой – это тот «клей», который соединяет и способности, данные ему природой, и его умения. Их эмпатия, похвала стимулируют его мотивацию, помогают удерживать интерес к тому или иному делу». Иногда для него значимей даже не само занятие, а связанный с ним ритуал: как они вместе с мамой или папой едут домой, а по пути останавливаются и едят мороженое или играют на детской площадке. «Уже ради одного этого он будет продолжать заниматься и получит ценный опыт, даже если не станет потом выдающимся музыкантом или спортсменом».
Открыть все двери
Но что, если у ребенка ни в чем не видно успехов, да и увлечений не наблюдается? Значит, у него нет способностей? Этот вопрос обычно тревожит уже родителей школьников. Скорее всего, способности не раскрыты или не развиты, считают наши эксперты. «Огонек в глазах ребенка гаснет чаще всего с началом обучения в школе, – говорит Татьяна Бедник. – Потому что родители ждут от него хороших оценок, не заботясь, интересно ли ему. А разговаривают ли они с ним? Не формально, про сделанные уроки, а про то, чем он был занят в школе или в свободное время. Внимательно присмотревшись, мы всегда можем разглядеть в нем хоть искорку интереса».