Путешествие Швейцария
Альпийская рапсодия
Этот деревянный мост в городке Тун служит людям вот уже три столетия Представьте себе европейскую страну, где на столичных улицах нет пробок, где днем, поднявшись в горы, можно поиграть в снежки, а уже вечером в долине нырнуть в теплую воду кристально чистого озера и где любой желающий может приготовить себе настоящий сыр или шоколад. Сказка, утопия? Ничуть! Это – Швейцария, по которой мы проехали на Land Rover Discovery Sport
Практичные швейцарцы знают, как правильно подать товар лицом. Не зря по всему миру ценятся швейцарские сыры и шоколад, часы и ножи, банки и валюта: швейцарский франк. Секрет популярности всего этого богатства – качество, которое проверено временем и тысячами тестов.
И недавно был создан еще один знаковый продукт – туристический. Он получил название Grand Tour of Switzerland – Гранд-тур по Швейцарии. Его маршрут велик во всем – от протяженности (1643 км) до значимости мест. Шутка ли, одних только объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО более десятка! Плюс 22 крупных и поразительно красивых озера, пять высокогорных перевалов, пара заповедников и множество других удивительных и уютных местечек.
Сами швейцарцы советуют совершать этот тур в теплое время года. Следуя этим рекомендациям, мы открыли для себя небольшую часть Grand Tour of Switzerland именно летом, задействовав в качестве транспортных средств сначала лайнер авиакомпании Swiss, а затем словно специально созданный для подобных экспедиций внедорожник Land Rover Discovery Sport.
Не столичная столица
Простой опрос, проведенный среди знакомых, показал: все знают такие города Швейцарии, как Цюрих и Женева, многие называют также Базель, но отнюдь не каждый может вспомнить Берн. И тем более тот факт, что именно он является столицей государства. Причину удалось понять только после посещения этого средневекового, но одновременно современного города.
Но до этого мы разобрались с тем, почему Швейцария чаще всего ассоциируется с Цюрихом и Женевой. Во-первых, именно в эти города летают из России самолеты: та же Swiss два раза в день выполняет рейсы из аэропорта Домодедово и раз в день из питерского Пулково до цюрихской воздушной гавани, и еще по одному рейсу в сутки авиалайнеры этой компании совершают перелеты из Москвы в женевский аэропорт. Во-вторых, Цюрих – самый крупный город страны, ее «бизнес-центр», а Женева – политическая столица чуть ли не всей Европы.
На таком фоне Берн – скромный городок с никуда не спешащими людьми. Его население – всего около 140 тысяч человек, по российским меркам это даже не областной центр, да и в самой Швейцарии он только пятый по величине. Тем не менее, именно Берн с 1848 года является столицей Швейцарской Конфедерации. Здесь расположены правительство, парламент, посольства, есть несколько музеев (исторический, швейцарских брендов, Музей искусств, Швейцарский альпийский, Центр Пауля Клее, где собрана самая полная коллекция произведений этого художника), Кафедральный собор с колокольней высотой более 100 м и 10-тонным колоколом. Как водится, на центральных улицах первые этажи зданий, построенных еще в прежние века, а также подвалы заняты ресторанчиками или бутиками мировых брендов.
Однако ни снобизма, ни пафоса вы тут не увидите. К примеру, на площади перед парламентом страны (куда, кстати, может зайти любой желающий) два раза в неделю разбивают… фермерский рынок. То есть прямо под окнами швейцарских депутатов идет бойкая торговля сыром, колбасой, цветами, фруктами и овощами, рассадой для дачников. Представишь это в Москве, напротив Госдумы... и приходится быстро отгонять глупое видение.
Берн настраивает на умиротворенный лад. Так, за два дня в столице Швейцарии мы не попали ни в одну пробку – нет их там! Зато с приходом лета начинается настоящее паломничество на реку Ааре, которая подковой опоясывает Старый город. В реке десятки, а то и сотни людей плавают со специальными непромокаемыми мешками: складывают внутрь вещи, а ниже по течению выбираются на берег. Освежившись, можно идти дальше по своим делам. Или развлекаться: в Берне есть и оперный театр, и зоопарк, и дворец спорта.
Тонкости выбора
Отправляясь в затяжное путешествие, нужно подобрать автомобиль, способный стать оптимальным средством для передвижения именно в тех условиях, которые вас ждут. Так мы и поступили, взяв в спутники Land Rover Discovery Sport, понимая, что в Швейцарии нам встретятся не только автострады, но и узенькие деревенские дороги, и теснота средневековых городков, и бездорожье, если придется забираться в горы.
Кроме того, важны были комфорт и эргономика, ведь в дороге предстояло провести несколько дней, да еще с солидным багажом – чемоданы четверых взрослых, рюкзаки и сумки, фотооборудование…
Теперь можем сказать, что выбор оказался верным. Машина маневренная – даже на узких улочках швейцарских городов она разворачивается за один прием, в любой поворот вписывается четко, а на скоростном шоссе стоит уверенно, не рыскает. С комфортом в салоне проблем тоже нет, электрорегулировки передних кресел позволяют быстро подобрать удобную посадку. Да и во втором ряду все сделано с умом: диван можно двигать взад-вперед, секции его спинки регулируются по наклону (так что даже у высоких пассажиров ноги размещаются с запасом), сзади есть свои дефлекторы обдува, повсюду USB-разъемы. А сложив третий ряд сидений (наш Discovery Sport был семиместным), мы легко разместили в багажнике весь свой немалый груз.
1643 км — общая протяженность Grand Tour of Switzerland, проходящего по живописнейшим местам Швейцарии
Дело не в размере
Бернский Оберленд, как и любой другой регион страны, буквально нашпигован маленькими городками – уютными, как шерстяной плед возле камина, и продуманными, как швейцарские часы. Впрочем, маленькими они кажутся нам, россиянам. Местные же, к примеру, с гордостью сообщат вам, что Тун – одиннадцатый по численности населения в Конфедерации (это при том, что в нем проживает всего 44 тысячи человек). Зато путешественник оценит, сколь комфортно в Туне изучать местные достопримечательности: крытый деревянный мост со шлюзами через Ааре, которому уже 300 лет, ресторан и отель Freienhof, упоминавшийся еще в XIV веке, гранд-отель Thunerhof, считавшийся модным среди европейцев два столетия назад. И, конечно же, средневековый замок, возвышающийся над городом уже 800 лет.
Всего полчаса езды на автомобиле, и мы уже совсем в другом месте – в Интерлакене. Это местечко открыли в позапрошлом веке англичане: быстренько возвели отели, проложили пешие да водные маршруты. Чуть ли не каждый год сюда на отдых приезжали Гете, Байрон, Мендельсон. Любили тут бывать и гости из России – писатели, поэты, особы, приближенные ко двору императора. Ныне в Интерлакене живет всего 15 тысяч человек, но они умудряются за год принимать до 350 тысяч туристов со всего света.
На все руки мастер
Дизельный 150-сильный 2,2-литровый двигатель TD4 нашего Land Rover Discovery Sport оказался и экономичным, и эффективным. Так, за недельную поездку мы даже не смогли опустошить его 65-литровый бак. И это при том, что довелось и в горы после дождя забираться, задействовав активный полный привод Active Driveline, и пересекать речки (этот автомобиль может преодолевать броды глубиной до 60 см – лучший показатель среди конкурентов), и по скоростным шоссе двигаться довольно быстро. Следует отметить также 9-диапазонный автомат ZF, чрезвычайно быстро и плавно меняющий передачи.
Надо признать и то, что англичане сделали отличное шасси. Даже преодолевая бездорожье, мы ни разу не смогли зафиксировать пробой подвески. Видимо, это результат большой работы над задней «многорычажкой», которой инженеры уделили много времени (она имеет самый большой в классе ход подвески – 340 мм). Комфортабелен автомобиль и с других точек зрения. К примеру, ездокам не досаждают ни шумы внешние, ни внутренние – в дороге можно говорить едва ли не вполголоса, и спутники вас услышат.
Миру – сыр
Решившись на Гранд-тур по Швейцарии, просто нельзя не включить в маршрут какую-нибудь сыроварню. Вот и мы направились в долину Эмменталь. Именно эта местность дала название сыру, который известен как минимум с 1293 года, а ныне является самым экспортируемым из швейцарских сыров, опережая и Грюйер, и Тильзитер, и Аппенцеллер, и Сбринц. В эмментальских деревушках можно не только купить этот продукт, но и посмотреть, как его делают, и, более того, принять участие в его приготовлении. Вот и я, надев специальный фартук, под руководством опытного сыровара взял в руки большую ступу и помог приготовить этот вкуснейший сыр.
Путь к вершинам
На перевале Юнгфрауйох в Бернских Альпах под ногами оказывается целый мир. Попасть сюда можно поездом из Интерлакена, который ходит до самой высокогорной железнодорожной станции Европы (3454 м над уровнем моря) вот уже более ста лет. Посетив Юнгфрауйох, мы поняли, почему это место так популярно. Прежде всего впечатляет уже сам путь, берущий начало в долине Лаутенбруннен, насчитывающей 72 водопада, и затем проходящий по почти 15-километровому тоннелю, выдолбленному чуть ли не вручную в скалах на стыке XIX и XX веков. А когда вы достигаете конечной точки, то со смотровой площадки с высоты 3471 м открывается роскошный вид как на вершины Менх и Юнгфрау (а в ясные дни и на Монблан), так и на самый протяженный в Старом Свете 24-километровый Алечский ледник.
В хорошую погоду с перевала Юнгфрауйох можно увидеть и Германию, и часть французских Альп
Верные помощники
Шанс оценить все преимущества, которые дарит современная машина, дает только долгое путешествие. В первую очередь хочу отметить работу электронных ассистентов, которых у Land Rover Discovery Sport множество. Тут вам и интеллектуальный автоматический парковщик Park Assist, весьма пригодившийся на тесных швейцарских паркингах, и система предупреждения о произвольном выезде из полосы движения, и ассистент распознавания дорожных знаков (не будь его, мы могли бы получить немало штрафов за превышение скорости в населенных пунктах, а в Швейцарии с этим очень строго). Свой вклад в безопасность внесли и другие помощники: система мониторинга слепых зон, автоматического управления дальним светом, проекционный дисплей, выводящий основные данные на лобовое стекло перед водителем. И, разумеется, незаменимы оказались системы, способствующие езде по бездорожью. Так, Terrain Response оптимизирует настройки двигателя, коробки передач, центрального дифференциала и шасси для максимального комфорта и контроля на любых дорогах, а All-Terrain Progress Control позволяет выбрать оптимальную скорость движения и поддерживать ее на труднопроходимых участках. В свою очередь, Hill Descent Control контролирует движение машины под уклон, а Gradient Release Control обеспечивает плавный старт автомобиля с наклонной поверхности. Есть также системы помощи при преодолении бродов, предотвращения переворачивания, противобуксовочная… И все они действительно работают, действуют. Так что «британца» можно рекомендовать для путешествий любой сложности – швейцарский тур это подтвердил.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl