Клуб
Принципы
Смерть поправ
Тони Парсонс обещает нам долгую-долгую жизнь в бесконечном ожидании отсроченного финала. Нам это надо?
Дэвид Боуи до самого конца оставался бесстрашным экспериментатором — и после него тоже. До его ухода мало кто слышал о «быстрой кремации», когда гроб доставляют из больницы прямо в крематорий и сжигают безо всяких похорон и прочей суеты. Никаких горюющих родственников, в слезах наблюдающих за тем, как гроб с вашим телом опускают под землю или завозят в пещь огненную. Никаких венков, катафалков и гимнов. Отличный способ отправки в мир иной!
Быстрая кремация позволяет избежать мракобесия траурных ритуалов. Прах отдают семье — завещание Боуи ясно дает понять: музыкант хотел, чтобы его пепел развеяли на Бали, — или, если таков ваш выбор, от него избавятся сотрудники похоронного бюро. В Англии и Уэльсе более двух тысяч человек ежегодно выбирают быструю кремацию. Их легко понять: вместо того чтобы заставлять близких погружаться в многодневный ступор ритуализованного горя, быстрая кремация позволяет сконцентрироваться на сумме прожитого.
Смерть больше не играет в нашей жизни той ежедневной роли, которую она играла для наших отцов и дедов. В великолепной книге Уэйда Дэвиса «В безмолвие. Первая мировая война, Мэллори и покорение Эвереста» автор замечает, что суицидальные смельчаки, пытавшиеся забраться на Эверест в двадцатых годах прошлого века, были сплошь ветеранами Первой мировой. Смерть не была для них тайной или источником ужаса. «Они видели столько смерти, что собственно жизнь имела для них меньше значения, чем яркие вспышки подлинного бытия», — пишет Дэвис. Он цитирует молодого британского солдата Билли Гренфелла, 25 лет от роду, который написал семье с Западного фронта: «Смерть здесь — очень тонкий барьер, и мы переступаем через него ежедневно, с улыбкой и смелостью». Дэвис продолжает: «Билли был убит 30 июля 1915 года, когда вел бойцов в самоубийственную атаку у деревни Хоге, в километре от того места, где 13 мая того же года погиб его брат Джулиан, 27 лет, от попадания осколка бомбы в голову. Билли похоронили в спешке, и его останки были потеряны навсегда».
Мы въезжаем в кирпичные стены, деревья и другие машины.