О том, что машинам «Скорой помощи» надо уступать дорогу, знают все. Но как это делать правильно?

АвтоМирАвто

Право

На скорую руку

О том, что машинам «Скорой помощи» надо уступать дорогу, знают все. Но как это делать правильно?

Январское происшествие с участием автомобиля «Скорой медицинской помощи» в Петропавловске-Камчатском не только всколыхнуло общественность, но и заставило многих задуматься, насколько велика вероятность оказаться в подобной ситуации. А она, между прочим, не так уж мала. Чтобы не стать в один не самый прекрасный момент объектом всеобщего осуждения, надо принимать во внимание ряд нюансов законодательства, регулирующего движение спецтранспорта. Давайте в них разбираться.

Тем, кто не помнит, освежим в памяти дословное требование пункта 3.2 Правил дорожного движения: «при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства». Из этой формулировки следует, как минимум, два вывода. Первое – преимуществом пользуется только спецтранспорт, на котором помимо «мигалки» включена еще и сирена. Ни «моргание» фарами, ни сигнал клаксона бело-красной машины не обязывают простого участника движения срочно освобождать ей путь. Имейте в виду, что в ряде регионов в соответствии с внутренними инструкциями кареты «Скорой помощи» за пределами подстанций всегда должны двигаться с включенным маячком, независимо от срочности поездки и от того, планирует водитель отступать от требований ПДД или нет. Однако обычные водители не всегда понимают, какие цели преследует «Скорая», подъезжающая к перекрестку: поедет она на красный или останется дожидаться включения разрешающего сигнала, либо вообще выедет на встречную полосу для объезда пробки. В любом случае повышенная бдительность не помешает.

Второе важное уточнение касается того, на кого распространяется обязанность уступить дорогу. Согласно ПДД это требование означает, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Таким образом, это требование относится к «активному» водителю, то есть тому, кто либо уже едет, либо только собирается начать движение. Иными словами, если неподвижный (припаркованный, неисправный) автомобиль оказался на пути спецтранспорта, это не обязывает его владельца срочно бросаться устранять помеху и, следовательно, не влечет ответственность за непредоставление приоритета. Но если вы припарковались так, что сделали невозможным проезд не только «Скорой», но и любого другого автомобиля, надо быть готовым к тому, что спросят с вас не только за нарушение правил парковки.

Исчезать не нужно

Как же выполнять обязанность «уступить дорогу»? Эта формулировка отнюдь не означает, что водитель должен срочно исчезнуть. В отличие от спецтранспорта, у него нет никаких оснований нарушать требования ПДД, поэтому предоставлять приоритет надо по всем правилам: включить поворотник, уступить дорогу тем, кто едет рядом по своей полосе и, следовательно, пользуется преимуществом, убедиться в безопасности своего маневра и спокойно перестроиться. И пусть вас не пугает надрыв сирены или грозный оклик в громкоговоритель. При этом не стоит забывать и про требования дорожных знаков и разметки. Если дорога узкая, то останавливаться на обочине при приближении спецтранспорта со спецсигналами вовсе не обязательно: достаточно сместиться в сторону.

500 рублей – штраф за непредоставление преимущества

Наконец, несколько слов об ответственности за невыполнение требования уступить дорогу спецтранспорту. Мы не рассматриваем исключительные случаи, аналогичные камчатскому, где речь идет о возможной уголовной ответственности, а потому ограничимся лишь требованиями КоАП. Итак, административный кодекс разделяет непредоставление приоритета автомобилю с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами со спецокраской и без таковой. Если в первом случае водителю грозит лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев либо, если повезет, штраф 500 рублей (часть 2 статьи 12.17), то во втором – если вы не пропустили «членовоз» с мигалкой – только предупреждение или штраф в размере тех же 500 рублей (часть 1 этой же статьи КоАП РФ).

Закон об увеличении штрафа до 30 000 рублей уже подготовлен. Дума его рассмотрит, но вряд ли примет в нынешнем виде

Штраф хотят увеличить в 60 раз

На рассмотрение Думы внесен законопроект, который подразумевает 60-кратное увеличение штрафа за непредоставление преимущества «Скорой помощи». Документ был оперативно подготовлен депутатами после событий в Петропавловске-Камчатском. Напомним, 10 января в этом городе произошел дорожный конфликт между водителем «Скорой помощи» и автомобилисткой, которая якобы не предоставила карете преимущество. Медики говорят, что опоздали к пациенту именно по этой причине. Больной скончался, так и не дождавшись приезда врачей. Однако на ситуацию есть и другая точка зрения: эксперты сообщества автомобилистов «Синие ведерки», проанализировав видеозапись конфликта, стали говорить о том, что медики препирались с автомобилисткой, находясь у подъезда больного и ничто им не мешало дойти до него.

А как у них?

В Интернете «гуляет» множество роликов о том, как принято уступать дорогу спецтранспорту в европейских странах. В отличие от России, там машины со спецсигналами движутся не в крайней левой полосе, сгоняя всех правее, а между крайними слева рядами. Смысл такого алгоритма продемонстрирован наглядно: автомобили в крайней левой полосе смещаются чуть левее, а в соседней – чуть правее, в результате чего для спецтранспорта остается достаточно свободного места. При этом значительно сокращается время на освобождение пути, поскольку водителям нет необходимости полностью перестраиваться в соседнюю полосу, где их, понятное дело, не очень-то ждут. Примечательно, что работает такой порядок даже в пробках. Призывы закрепить аналогичный алгоритм нормативно звучат и у нас. Однако такой необходимости нет, ведь ни Правила дорожного движения, ни иные нормативные документы не запрещают водителям спецтранспорта двигаться именно так, как это делают их зарубежные коллеги. Выбор наиболее оптимального маршрута всегда возлагается на водителя с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуации и конфигурации дорожной инфраструктуры. Но вот почему они до сих пор не взяли такой прием на вооружение, остается загадкой.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Фотобанк «Лори», Youtube.com, ADAC

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гамарджоба, Генацвале Гамарджоба, Генацвале

Грузия хороша вне зависимости от политических, экономических и прочих потрясений

АвтоМир
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Электрокарский cловарь. Мужская версия Электрокарский cловарь. Мужская версия

Толковый словарь электромобилиста

Автопилот
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Гравитационные волны в атмосферах планет Гравитационные волны в атмосферах планет

Гравитационные волны и волны пространства-времени: в чем разница

Наука и жизнь
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Ожидания акций Ожидания акций

Что принесет 2025 год российскому финансовому рынку

Деньги
Я с тобой Я с тобой

Оксана Лаврентьева доказывает, что настоящую любовь два человека создают сами

VOICE
Вспомнить всё! Вспомнить всё!

Память стала все чаще подводить? Без паники – все поправимо!

Лиза
Разумом, молотком, пистолетом Разумом, молотком, пистолетом

Какими приспособлениями пользуются полевые исследователи

ТехИнсайдер
Взрывная техника Джона Перальты Взрывная техника Джона Перальты

Взрывные диаграммы легендарных приборов, механизмов и гаджетов прошлого

ТехИнсайдер
Радужные перспективы Радужные перспективы

Увидеть радугу посреди зимы – добрая примета. Но что именно она сулит?

Лиза
Север и юг США после гражданской войны Север и юг США после гражданской войны

Расказываем, что было после капитуляции Юга, подписанной 26 мая 1865 года

Наука и техника
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Все, что ты хотела знать об интимной пластике, но стеснялась спросить

Лиза
От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами

Forbes Life рассказывает о нематериальных способах поддерживать НКО и фонды

Forbes
Уходящий уходит — и выигрывает Уходящий уходит — и выигрывает

Как прощаются в русском театре

Weekend
Роботы захватывают океан Роботы захватывают океан

На что способен гибридный флот Америки

Обозрение армии и флота
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
Лыжи, вкатка, два ствола Лыжи, вкатка, два ствола

Правила хорошего биатлона

Men Today
Бородатый рейс — о чем говорят мужчины на приеме у косметолога и пластического хирурга Бородатый рейс — о чем говорят мужчины на приеме у косметолога и пластического хирурга

Почему мужчины все чаще обращаются к косметологам и хирургам

СНОБ
Меня греет только батарея: форматы отношений, где нет любви Меня греет только батарея: форматы отношений, где нет любви

Как найти любовь?

Men Today
Его ошибка — война Его ошибка — война

Началось всё со случайного разговора в спортивном комплексе «Форо Италико»

Дилетант
Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам

Медиаторы по разводам: что это за профессия, насколько она пользуется спросом?

Forbes
Открыть в приложении