О том, что машинам «Скорой помощи» надо уступать дорогу, знают все. Но как это делать правильно?

АвтоМирАвто

Право

На скорую руку

О том, что машинам «Скорой помощи» надо уступать дорогу, знают все. Но как это делать правильно?

Январское происшествие с участием автомобиля «Скорой медицинской помощи» в Петропавловске-Камчатском не только всколыхнуло общественность, но и заставило многих задуматься, насколько велика вероятность оказаться в подобной ситуации. А она, между прочим, не так уж мала. Чтобы не стать в один не самый прекрасный момент объектом всеобщего осуждения, надо принимать во внимание ряд нюансов законодательства, регулирующего движение спецтранспорта. Давайте в них разбираться.

Тем, кто не помнит, освежим в памяти дословное требование пункта 3.2 Правил дорожного движения: «при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства». Из этой формулировки следует, как минимум, два вывода. Первое – преимуществом пользуется только спецтранспорт, на котором помимо «мигалки» включена еще и сирена. Ни «моргание» фарами, ни сигнал клаксона бело-красной машины не обязывают простого участника движения срочно освобождать ей путь. Имейте в виду, что в ряде регионов в соответствии с внутренними инструкциями кареты «Скорой помощи» за пределами подстанций всегда должны двигаться с включенным маячком, независимо от срочности поездки и от того, планирует водитель отступать от требований ПДД или нет. Однако обычные водители не всегда понимают, какие цели преследует «Скорая», подъезжающая к перекрестку: поедет она на красный или останется дожидаться включения разрешающего сигнала, либо вообще выедет на встречную полосу для объезда пробки. В любом случае повышенная бдительность не помешает.

Второе важное уточнение касается того, на кого распространяется обязанность уступить дорогу. Согласно ПДД это требование означает, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Таким образом, это требование относится к «активному» водителю, то есть тому, кто либо уже едет, либо только собирается начать движение. Иными словами, если неподвижный (припаркованный, неисправный) автомобиль оказался на пути спецтранспорта, это не обязывает его владельца срочно бросаться устранять помеху и, следовательно, не влечет ответственность за непредоставление приоритета. Но если вы припарковались так, что сделали невозможным проезд не только «Скорой», но и любого другого автомобиля, надо быть готовым к тому, что спросят с вас не только за нарушение правил парковки.

Исчезать не нужно

Как же выполнять обязанность «уступить дорогу»? Эта формулировка отнюдь не означает, что водитель должен срочно исчезнуть. В отличие от спецтранспорта, у него нет никаких оснований нарушать требования ПДД, поэтому предоставлять приоритет надо по всем правилам: включить поворотник, уступить дорогу тем, кто едет рядом по своей полосе и, следовательно, пользуется преимуществом, убедиться в безопасности своего маневра и спокойно перестроиться. И пусть вас не пугает надрыв сирены или грозный оклик в громкоговоритель. При этом не стоит забывать и про требования дорожных знаков и разметки. Если дорога узкая, то останавливаться на обочине при приближении спецтранспорта со спецсигналами вовсе не обязательно: достаточно сместиться в сторону.

500 рублей – штраф за непредоставление преимущества

Наконец, несколько слов об ответственности за невыполнение требования уступить дорогу спецтранспорту. Мы не рассматриваем исключительные случаи, аналогичные камчатскому, где речь идет о возможной уголовной ответственности, а потому ограничимся лишь требованиями КоАП. Итак, административный кодекс разделяет непредоставление приоритета автомобилю с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами со спецокраской и без таковой. Если в первом случае водителю грозит лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев либо, если повезет, штраф 500 рублей (часть 2 статьи 12.17), то во втором – если вы не пропустили «членовоз» с мигалкой – только предупреждение или штраф в размере тех же 500 рублей (часть 1 этой же статьи КоАП РФ).

Закон об увеличении штрафа до 30 000 рублей уже подготовлен. Дума его рассмотрит, но вряд ли примет в нынешнем виде

Штраф хотят увеличить в 60 раз

На рассмотрение Думы внесен законопроект, который подразумевает 60-кратное увеличение штрафа за непредоставление преимущества «Скорой помощи». Документ был оперативно подготовлен депутатами после событий в Петропавловске-Камчатском. Напомним, 10 января в этом городе произошел дорожный конфликт между водителем «Скорой помощи» и автомобилисткой, которая якобы не предоставила карете преимущество. Медики говорят, что опоздали к пациенту именно по этой причине. Больной скончался, так и не дождавшись приезда врачей. Однако на ситуацию есть и другая точка зрения: эксперты сообщества автомобилистов «Синие ведерки», проанализировав видеозапись конфликта, стали говорить о том, что медики препирались с автомобилисткой, находясь у подъезда больного и ничто им не мешало дойти до него.

А как у них?

В Интернете «гуляет» множество роликов о том, как принято уступать дорогу спецтранспорту в европейских странах. В отличие от России, там машины со спецсигналами движутся не в крайней левой полосе, сгоняя всех правее, а между крайними слева рядами. Смысл такого алгоритма продемонстрирован наглядно: автомобили в крайней левой полосе смещаются чуть левее, а в соседней – чуть правее, в результате чего для спецтранспорта остается достаточно свободного места. При этом значительно сокращается время на освобождение пути, поскольку водителям нет необходимости полностью перестраиваться в соседнюю полосу, где их, понятное дело, не очень-то ждут. Примечательно, что работает такой порядок даже в пробках. Призывы закрепить аналогичный алгоритм нормативно звучат и у нас. Однако такой необходимости нет, ведь ни Правила дорожного движения, ни иные нормативные документы не запрещают водителям спецтранспорта двигаться именно так, как это делают их зарубежные коллеги. Выбор наиболее оптимального маршрута всегда возлагается на водителя с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуации и конфигурации дорожной инфраструктуры. Но вот почему они до сих пор не взяли такой прием на вооружение, остается загадкой.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Фотобанк «Лори», Youtube.com, ADAC

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Автопроизводители находят все новые способы показывать свои новинки покупателям

АвтоМир
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Во имя автомобиля Во имя автомобиля

Автокомпании выпускают не только машины: от тракторов до часов и детских колясок

Men Today
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Ксения Хаирова Ксения Хаирова

О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историй
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Скоро на экранах Скоро на экранах

Кем могли бы стать молодые актеры, если бы выбрали другую профессию?

Grazia
Глобальные идеи Си Глобальные идеи Си

Российские ученые разобрали идеологическое развитие в КНР

Ведомости
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Романтики Севера Романтики Севера

Чем привлекает людей Арктика? Почему сюда по-прежнему едут энтузиасты?

Отдых в России
Сцена Сцена

Важнейшие события российской театральной сцены 2025

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП и ООО: чем отличаются и какая форма ведения бизнеса подойдет именно вам?

Inc.
Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации Ядерная медицина и нанотехнологии: как в Ульяновской области развивают инновации

Ульяновская область: ядерные инновации для будущего России

ФедералПресс
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
Верю – не верю Верю – не верю

Что такое эзотерика, и в каком случае она может навредить

Лиза
Жизнь по референсам Жизнь по референсам

Что такое «пинтерест-синдром» и как не утонуть в одинаковой эстетике

Grazia
Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября

Почему именно 1 сентября отмечается День знаний в России и странах бывшего СССР

ТехИнсайдер
Лица против мошенников Лица против мошенников

Эксперты по информационной безопасности не уверены в абсолютной защите биометрии

Ведомости
Уплотнение экономического пространства Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Деньги
Открыть в приложении