О том, что машинам «Скорой помощи» надо уступать дорогу, знают все. Но как это делать правильно?

АвтоМирАвто

Право

На скорую руку

О том, что машинам «Скорой помощи» надо уступать дорогу, знают все. Но как это делать правильно?

Январское происшествие с участием автомобиля «Скорой медицинской помощи» в Петропавловске-Камчатском не только всколыхнуло общественность, но и заставило многих задуматься, насколько велика вероятность оказаться в подобной ситуации. А она, между прочим, не так уж мала. Чтобы не стать в один не самый прекрасный момент объектом всеобщего осуждения, надо принимать во внимание ряд нюансов законодательства, регулирующего движение спецтранспорта. Давайте в них разбираться.

Тем, кто не помнит, освежим в памяти дословное требование пункта 3.2 Правил дорожного движения: «при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства». Из этой формулировки следует, как минимум, два вывода. Первое – преимуществом пользуется только спецтранспорт, на котором помимо «мигалки» включена еще и сирена. Ни «моргание» фарами, ни сигнал клаксона бело-красной машины не обязывают простого участника движения срочно освобождать ей путь. Имейте в виду, что в ряде регионов в соответствии с внутренними инструкциями кареты «Скорой помощи» за пределами подстанций всегда должны двигаться с включенным маячком, независимо от срочности поездки и от того, планирует водитель отступать от требований ПДД или нет. Однако обычные водители не всегда понимают, какие цели преследует «Скорая», подъезжающая к перекрестку: поедет она на красный или останется дожидаться включения разрешающего сигнала, либо вообще выедет на встречную полосу для объезда пробки. В любом случае повышенная бдительность не помешает.

Второе важное уточнение касается того, на кого распространяется обязанность уступить дорогу. Согласно ПДД это требование означает, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Таким образом, это требование относится к «активному» водителю, то есть тому, кто либо уже едет, либо только собирается начать движение. Иными словами, если неподвижный (припаркованный, неисправный) автомобиль оказался на пути спецтранспорта, это не обязывает его владельца срочно бросаться устранять помеху и, следовательно, не влечет ответственность за непредоставление приоритета. Но если вы припарковались так, что сделали невозможным проезд не только «Скорой», но и любого другого автомобиля, надо быть готовым к тому, что спросят с вас не только за нарушение правил парковки.

Исчезать не нужно

Как же выполнять обязанность «уступить дорогу»? Эта формулировка отнюдь не означает, что водитель должен срочно исчезнуть. В отличие от спецтранспорта, у него нет никаких оснований нарушать требования ПДД, поэтому предоставлять приоритет надо по всем правилам: включить поворотник, уступить дорогу тем, кто едет рядом по своей полосе и, следовательно, пользуется преимуществом, убедиться в безопасности своего маневра и спокойно перестроиться. И пусть вас не пугает надрыв сирены или грозный оклик в громкоговоритель. При этом не стоит забывать и про требования дорожных знаков и разметки. Если дорога узкая, то останавливаться на обочине при приближении спецтранспорта со спецсигналами вовсе не обязательно: достаточно сместиться в сторону.

500 рублей – штраф за непредоставление преимущества

Наконец, несколько слов об ответственности за невыполнение требования уступить дорогу спецтранспорту. Мы не рассматриваем исключительные случаи, аналогичные камчатскому, где речь идет о возможной уголовной ответственности, а потому ограничимся лишь требованиями КоАП. Итак, административный кодекс разделяет непредоставление приоритета автомобилю с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами со спецокраской и без таковой. Если в первом случае водителю грозит лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев либо, если повезет, штраф 500 рублей (часть 2 статьи 12.17), то во втором – если вы не пропустили «членовоз» с мигалкой – только предупреждение или штраф в размере тех же 500 рублей (часть 1 этой же статьи КоАП РФ).

Закон об увеличении штрафа до 30 000 рублей уже подготовлен. Дума его рассмотрит, но вряд ли примет в нынешнем виде

Штраф хотят увеличить в 60 раз

На рассмотрение Думы внесен законопроект, который подразумевает 60-кратное увеличение штрафа за непредоставление преимущества «Скорой помощи». Документ был оперативно подготовлен депутатами после событий в Петропавловске-Камчатском. Напомним, 10 января в этом городе произошел дорожный конфликт между водителем «Скорой помощи» и автомобилисткой, которая якобы не предоставила карете преимущество. Медики говорят, что опоздали к пациенту именно по этой причине. Больной скончался, так и не дождавшись приезда врачей. Однако на ситуацию есть и другая точка зрения: эксперты сообщества автомобилистов «Синие ведерки», проанализировав видеозапись конфликта, стали говорить о том, что медики препирались с автомобилисткой, находясь у подъезда больного и ничто им не мешало дойти до него.

А как у них?

В Интернете «гуляет» множество роликов о том, как принято уступать дорогу спецтранспорту в европейских странах. В отличие от России, там машины со спецсигналами движутся не в крайней левой полосе, сгоняя всех правее, а между крайними слева рядами. Смысл такого алгоритма продемонстрирован наглядно: автомобили в крайней левой полосе смещаются чуть левее, а в соседней – чуть правее, в результате чего для спецтранспорта остается достаточно свободного места. При этом значительно сокращается время на освобождение пути, поскольку водителям нет необходимости полностью перестраиваться в соседнюю полосу, где их, понятное дело, не очень-то ждут. Примечательно, что работает такой порядок даже в пробках. Призывы закрепить аналогичный алгоритм нормативно звучат и у нас. Однако такой необходимости нет, ведь ни Правила дорожного движения, ни иные нормативные документы не запрещают водителям спецтранспорта двигаться именно так, как это делают их зарубежные коллеги. Выбор наиболее оптимального маршрута всегда возлагается на водителя с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуации и конфигурации дорожной инфраструктуры. Но вот почему они до сих пор не взяли такой прием на вооружение, остается загадкой.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Фотобанк «Лори», Youtube.com, ADAC

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Kia Sportage: Противоречивый Kia Sportage: Противоречивый

Четырех страниц мало, чтобы описать все особенности Sportage третьего поколения

АвтоМир
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Дым, милый дым Дым, милый дым

Как создать идеальный автомобиль для дрифта

Men Today
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Черная или белая? Черная или белая?

Зависть... Что же это за чувство такое и нужно ли с ним бороться?

Добрые советы
Сильные стороны Сильные стороны

Знакомство с моторной яхтой Cranchi Sessantadue 62 верфи Cranchi Yachts

Y Magazine
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
За свободу Ирландии! За свободу Ирландии!

Событие, благодаря которому яхта Asgard стала знаменитой на весь мир

Y Magazine
Психологический портрет: что такое сейфтизм Психологический портрет: что такое сейфтизм

Сейфтизм: что это такое и чего в нем больше — пользы или вреда?

Forbes
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
Григорий Распутин Григорий Распутин

Правила жизни крестьянина и друга царской семьи Григория Распутина

Правила жизни
Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски

Как ученые реконструируют внешний вид древних беспозвоночных

Наука и техника
Открыть в приложении