Английский прецедент: лондонский суд грозит российским бизнесменам неприятностями
Когда в феврале 2017 года российский бизнесмен, владелец компании «ГеоПроМайнинг» Симан Поваренкин сошел с самолета в Лондоне, незнакомые люди неожиданно вручили ему повестку в суд и исковое заявление. В нем российский же предприниматель Руслан Бестолов, контролирующий компанию «Алмаззолотокомплект», требовал от Поваренкина $7,5 млн за долю в совместном бизнесе в России. Повестка вызывала Поваренкина в Высокий суд Лондона.
Это было странно. Ни Бестолов, ни Поваренкин — не подданные Соединенного Королевства. Ни тот, ни другой не живут там и не ведут бизнес. Почему же лондонский суд вообще посчитал себя вправе рассматривать это дело?
В английском праве имеется два способа установления местной подсудности. Во-первых, если выданное английским судом извещение вручено или на территории Англии и Уэльса, или за их пределами. Собственно, это и произошло с Поваренкиным. Однако этот способ действовал бы даже в том случае, если бы он пролетал через аэропорт транзитом. Во-вторых, если стороны согласились о подсудности своих разногласий британскому суду.
Кроме того, что извещение было вручено Поваренкину в аэропорту Хитроу, суд, по заявлению юристов Бестолова, посчитал Поваренкина местным резидентом. Ведь у него с 2013 года было право на временное проживание в Англии по «инвесторской визе» его жены, которая большую часть года живет там с детьми.
Поскольку в Великобритании действует прецедентное право, решение, вынесенное судом 28 июля, серьезно меняет ситуацию для иностранных граждан. Теперь при установлении подсудности британский суд будет исходить из того, что ответчик может проживать одновременно в разных государствах, одно из которых Англия, даже если она не стала для ответчика основной страной проживания. Проживание семьи ответчика в Великобритании, а его самого — за ее пределами станет достаточным аргументом для такого вывода суда.