Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель
Минпромторг ожидает, что доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли дорастет до 80% уже к концу года, хотя некоторые критически важные виды продукции в России не производятся вовсе. Во избежание коллапса из-за износа насосов и компрессоров компаниям, возможно, придется налаживать их производство самим

Заместитель министра промышленности и торговли Михаил Иванов в ходе Татарстанского нефтегазохимического форума — 2025 рассказал об оптимистичных ожиданиях ведомства в части отечественного оборудования, используемого компаниями отрасли. Минпромторг выделил около 2000 позиций нефтегазового оборудования, применяемого на разных этапах производства, из них 1400 признаны критическими для всех процессов. «Производство почти тысячи видов продукции уже освоено российскими предприятиями в качестве серийных образцов. К концу этого года мы планируем достичь 80-процентной доли отечественного оборудования на нефтегазовом рынке против 43 процентов, которые были десятью годами ранее», — заявил замглавы министерства.
По итогам прошлого года доля российской нефтегазовой техники составляла 70%, отмечают в министерстве. «А если дополнить существующие интегрированные производства еще и сборкой и обычным “шильдикостроением”, доля может быть и выше», — ехидничает Дмитрий Касаткин, управляющий партнер Kasatkin Consulting (бывшая команда Deloitte).
Большинство участников рынка оценивают долю отечественного оборудования в ТЭК гораздо скромнее. По данным Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ), с 2011 года в модернизацию НПЗ и новые downstream нефтяные компании вложили более 5 трлн рублей, однако доля российского оборудования в проектах не превышала 30%.
Разница в подсчетах
«На интегрированных производствах, где импортные компоненты создают менее 20 процентов себестоимости, я бы оценил долю отечественного оборудования в 15–25 процентов. Доля производств, где преимущественно осуществляется сборка (менее 20 процентов российских компонентов), составляет около 50 процентов, остальное — импорт. Оценить сложно, в каждом сегменте нефтегаза своя ситуация», — дополняет Дмитрий Касаткин.
Основатель и руководитель компании «Диджикай» Павел Биленко считает одной из ключевых проблем зависимость предприятий от импорта критического оборудования, а именно динамических машин, которые отвечают за преобразование одной энергии в другую (насосы преобразуют механическую энергию в энергию потока жидкости, компрессоры — газа, турбины превращают энергию пара или газа в электричество). Это высокотехнологичное оборудование является основной движущей силой любого добывающего, нефтеперерабатывающего, нефтехимического или энергетического предприятия.
По словам генерального директора компании DECOMP Дмитрия Шульги, сегодня более 90% промышленных винтовых компрессоров — импортные. DECOMP поставляет и обслуживает воздушные винтовые компрессоры для разных отраслей промышленности. С 2022 года база DECOMP увеличилась на 1105 единиц, из которых только 16 (1,4%) были российского производства. Еще 38 выпущены белорусским заводом «Ремеза», оставшаяся часть поставлена из Китая, Турции и Европы по параллельному импорту. Другие виды компрессоров также в основном (более 50–60%) зарубежного производства.
До 2022 года доля импортного оборудования в сегменте динамических машин при строительстве новых нефтехимических заводов в России достигала 96–97%. «Отечественных изготовителей и раньше было немного. Для сравнения: в одной только Италии сотни производителей насосов, а у нас десятки. Кроме того, по некоторым направлениям они не выдерживали конкуренции с западным оборудованием», — поясняет Павел Биленко.
Западные поставщики, такие как швейцарский Sulzer, немецкие MAN Energy Solutions и Siemens, американская Elliott Group, предлагали полную экосистему: быстрое проектирование, поставку, монтаж, пусконаладку, а также долгосрочные «контракты жизненного цикла». В рамках этих контрактов предприятия-заказчики регулярно снабжались оригинальными запчастями, обеспечивался сервис, велось обучение механиков и инженеров.
«В результате российские сервисные службы за 15–20 лет практически утратили компетенции производства запасных частей, и интерес заказывать в России такие машины угас», — полагает Павел Биленко.
Ситуация коренным образом изменилась после 2022 года. Оставшееся без техобслуживания и запчастей оборудование начало выходить из строя: изнашивались различные детали — лопатки, рабочие колеса, узлы уплотнений, подшипниковые узлы. Неисправность машин привела к многомесячным простоям и колоссальным убыткам. Хотя часть поставок удалось наладить через третьи страны (Турцию, ОАЭ, Казахстан), стоимость запчастей возросла на 40% и более, а техника от компаний под прямыми американскими санкциями (MAN Energy Solutions и Elliott Group) стала практически недоступной.