Запасы продбезопасности
Как регулируется рынок зерна в разных странах
В кризисные периоды одной из задач государства является обеспечение населения продовольствием. С этой целью многие страны мира создают стратегический резерв основных продуктов питания. Закупки продукции для запаса решают и вопрос экономической стабильности производителей: снятие с рынка излишков помогает удерживать цены на приемлемом для них уровне. Однако, чтобы торги приносили отрасли практическую пользу, механизм интервенций следует постоянно совершенствовать, подстраивая его под современные реалии, подчеркивает автор этой статьи.
Продовольственная безопасность — первоочередная задача, которую решают все страны мира. В то же время агробизнес представляет собой систему с разными стратегиями, форвардными контрактами, балансами спроса и предложения, биржевыми спекуляциями, логистическими, геополитическими и прочими составляющими. Скачки стоимости и наличие зерна для переработчиков мгновенно сказываются на отрасли, выливаясь в непредсказуемость цен, перебои поставок и неустойчивую работу пищевой промышленности. И хотя обеспечить стабильность динамично меняющегося зернового рынка не представляется возможным, сглаживать его скачки и просадки необходимо. Неслучайно во всех странах он является одним из наиболее регулируемых государством. Ведь последствия отсутствия баланса в системе сказываются на здоровье и жизни людей — в 2021 году, по оценке ООН, около 830 млн человек в мире столкнулись с голодом.
Эволюция буферного запаса
Созданием резервных государственных запасов зерна люди начали заниматься с древних времен. Так, упоминание о формировании резерва — «наполовину заполненного зернохранилища» — встречается уже в Ветхом Завете. Египтяне использовали такие хранилища для стабилизации своего продовольственного рынка в течение семи лет высоких урожаев и последующих семи лет голода.
Политика «буферных запасов», которая в общих чертах повторяла древнеегипетскую, использовалась в США в течение 60 лет с начала 1930-х годов. Она создавала условия для более полного использования преимуществ рыночного механизма регулирования конъюнктуры, способствовала уменьшению амплитуды колебаний цен и доходов по годам даже в условиях неустойчивости производства.
Концепция стратегического резерва зерна была предложена американским экономистом и профессиональным инвестором Бенджамином Грэмом, а реализована президентом США Франклином Рузвельтом. Идея Грэма основывалась на стратегическом управлении запасами, чтобы стоимость и наличие хлеба на полках не зависели от каких-либо факторов. Когда зерно дорожало, на рынок выбрасывались государственные резервы, которые снижали цены и помогали стабилизировать отрасль. Когда из-за профицита стоимость зерна опускалась, а фермеры оказывались на грани банкротства, правительство США начинало закупать излишки, заполняя резерв, что поднимало цены и спасало аграриев от разорения. Таким образом созданные зерновые запасы позволяли контролировать стоимость пшеницы во время Великой депрессии, что значительно помогло американским фермерам.
В 1970-х Министерство сельского хозяйства США обновило программу Рузвельта: у сельхозпроизводителей появилась возможность получать кредиты под низкий процент с условием продажи зерна в государственный резерв. В течение следующей четверти века эту практику никто не нарушал, она считалась открытой и понятной. Но в 1996 году Закон о свободном фермерстве отменил национальную систему передачи зерна в запасы. Вся пшеница, которая в этот момент находилась в государственных хранилищах, стала собственностью Bill Emerson Humanitarian Trust (BEHT) под руководством министра сельского хозяйства США. Зерно стали продавать всем нуждающимся. Запасов было так много, что реализовывали их более 12 лет.
Китай и Индия
В мире существует несколько вариантов формирования продовольственных запасов и их влияния на рынок, которые хотя и не повторяют друг друга полностью, но во многом схожи. Особенности подходов можно рассмотреть на примере КНР и Индии, которые занимают первое и второе место в мире по производству пшеницы.
Китайцы основали свой национальный резерв зерна еще в 54 году до н. э., когда Кен Шоу-чан, помощник министра сельского хозяйства, предложил всем провинциям вдоль границы империи создать запасы риса на случай неизбежной катастрофы. С тех пор существует китайский зерновой резерв, его нынешний объем является государственной тайной, поскольку он считается одним из ключевых факторов национальной безопасности страны.
Доказательством эффективности этого подхода может служить недавний пример. В 2020 году компания Sinograin, отвечающая за формирование китайского госрезерва, предоставила государственному переработчику масличных — компании COFCO — из своих хранилищ 500 тыс. т соевых бобов, в то время как политические факторы не позволяли стране пополнять запасы этой агрокультуры из США, а бразильский урожай только готовился к отгрузкам.