Борьба с промышленной прокрастинацией
Российские разработчики программного обеспечения сталкиваются с нежеланием компаний отказываться от зарубежных решений

На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) ИТ-холдинг Т1 анонсировал выпуск отечественного комплекса автоматизации технологических процессов (ПАК АСУ ТП) «Силарон». Он состоит из программного обеспечения и аппаратной части, в которую входят датчики, контроллеры, исполнительные механизмы, сетевое оборудование, рабочие станции операторов, а также серверные системы.
Руководство холдинга также заявило, что он будет производить серверы нового поколения на площадке Ижевского радиозавода совместно с входящей в состав «Ростеха» компанией «Азимут» в рамках СП «Мультиллект».
Таким образом, Т1 реализует собственную стратегию развития: холдинг создает вертикально интегрированную экосистему для промышленной автоматизации — от софта до «железа», — обещая закрывать задачи потребителей под ключ.
О том, как менялся в последние годы отечественный рынок ИТ, и о неготовности промышленных компаний переходить на российское ПО «Моноклю» на площадке ЦИПР-2025 рассказал управляющий директор вендора НОТА, заместитель генерального директора ИТ-холдинга Т1 Кирилл Булгаков.
— В этом году ЦИПР проводит свою юбилейную, десятую, конференцию. Как за эти годы изменилась российская ИТ-отрасль?
— Кардинально. Математика и в России, и в СССР всегда была сильна, для ее развития не требуется подготовленной аппаратной части: только бумага и ручка. Поэтому в сфере разработки и внедрения ПО и раньше было много возможностей, но в последние годы случился мощный рывок. Благодаря культуре высшего образования и продвинутым программистам появилась русская школа разработок — скрупулезная, наукоемкая, которая сейчас известна и востребована во всем мире. В отличие от индустрии ИТ в Индии, которая в основном работает на аутсорсе, мы заняли собственную нишу. Возник целый класс игроков, которые стали одновременно производителями и поставщиками отечественных решений.
— Что именно мы научились делать?
— У нас хорошо получаются отечественные программные продукты. В России стали появляться вендоры, которые не только умеют стратегически планировать и создавать жизнеспособное ПО, но также понимают, как его продвигать.
Во времена, когда приходилось конкурировать с западными брендами, в продвижение и маркетинг инвестировали столько же, сколько в разработку, а иногда и кратно больше. При этом сами решения могли быть сырыми. Сейчас такого нет. Участники отечественного рынка получили возможность не тратить лишние ресурсы на продвижение и создавать на самом современном стеке продукты, соответствующие максимальным требованиям гибкости и масштабируемости.
— В чем их отличие?
— В этих новых продуктах нет «неправославного» print source (иностранного исходного материала. — «Монокль»). Кроме того, разработчики научились справляться с проникновением уязвимостей pay way (утечка данных через платежные системы). А вендоры теперь умеют грамотно развивать рынки, создавая партнерскую сеть.
Хорошим критерием является и то, что наши продукты, адаптируясь под локальные условия, проникают за рубеж. Это тоже результат понимания того, какие решения будут востребованы в конкурентной среде.
— На каких внешних рынках появляются отечественные разработки?
— Т1 с рядом проектов уже вышел в страны СНГ. Один из примеров — CRM-платформа «Модус», которую мы в России подключили к системам банка и аэропортов. А сейчас внедрили ее в Беларуси, Азербайджане, Армении, Казахстане, Узбекистане. Показательно, что эти продукты выбирают как в Беларуси, где для нас ограничений меньше, так и в условиях лобовой конкуренции со всей линейкой мировых лидеров в Узбекистане. Понятно, что у нас там есть небольшой задел в виде репутации. Но все равно это не то же самое, что конкурировать в условиях импортозамещения с локальными игроками.