На еду или в переработку?
Доля картофеля, отправляемого на переработку, за пять лет выросла в два раза
Потребление столового картофеля в России постепенно сокращается, в то время как продукции переработки данной агрокультуры потребляется все больше. При этом последние несколько лет сырье для картофелеперерабатывающих предприятий не импортировалось, чего не скажешь о самих продуктах. Развитие переработки картофеля важно для страны, уверены эксперты и участники рынка. Но для этого необходимо соблюсти нескольких условий.
По предварительной оценке Минсельхоза, валовое производство картофеля в этом году в товарном секторе (без учета личных подсобных хозяйств) составит около 7 млн т. Доля клубня, выращенного для переработки в этом объеме, оценивается исполнительным директором Картофельного союза Алексеем Красильниковым в 1,7 млн т. «Это относительно невысокий показатель, — считает он. — Например, в Европе в среднем на переработку идет 50–60 % всего выращиваемого картофеля, а в отдельных странах, в частности в Бельгии, — 95 %».
По данным Центра экономики рынков, весь объем рынка свежего картофеля в России (валовые сборы за минусом экспорта и плюс импорт) в 2021 году составил 18,7 млн т. При этом с 2017 года физический объем данного сегмента снизился на 3,4 млн т, или в среднем убывал на 4,1 % ежегодно, подчеркивает аналитик Центра Екатерина Павлова. «Рынок сокращается в первую очередь за счет уменьшения урожая картофеля в нашей стране, который за последние пять лет опустился примерно до 3,4 млн т», — говорит она. В прошлом году на переработку было отправлено чуть более 6 % общего валового сбора. При этом и объемы перерабатываемого клубня, и доля переработки в структуре картофельного рынка за последние пять лет существенно выросли. «Если в 2017 году на переработку ушло чуть более 0,5 млн т свежего картофеля, то в 2021-м — уже 1,2 млн т», — приводит цифры эксперт.
По наблюдениям владельца КФХ «Элитные семена» Андрея Самошина, площади сортов картофеля для переработки в стране постоянно растут. «Это более стабильный бизнес, чем производство столового картофеля, так как контракты с переработчиками на поставки заключаются заранее, и картофелеводы гарантированно имеют канал сбыта по оговоренным ценам, — поясняет он. — К тому же потребление переработанного картофеля тоже динамично увеличивается: фри, сваренного или сырого вакуумированного, чипсов и другой продукции — и этот тренд наверняка продолжится и дальше».
Обеспеченность сырьем
Общий объем импорта картофеля в Россию в прошлом году составил 546,2 тыс. т, информирует Центр экономики рынков. При этом 52 % из этого объема, или 286 тыс. т, было поставлено из Египта. 96,8 % от общего ввоза в физическом объеме приходится на столовые сорта картофеля. «То есть можно с уверенностью говорить об отсутствии недостатка в сырье у отечественных переработчиков картофеля», — констатирует Павлова.
Член совета директоров компании «Малино» Татьяна Губина соглашается: сырьем для переработки страна себя обеспечивает. «Правда, в сезоне 2021/22 к импорту сортов на переработку пришлось вернуться из-за их неурожая в России, — признает она. — Недостающие объемы сырья для перерабатывающих предприятий в основном закрывали продукцией из Египта, доля импорта за весь сельхозгод составила около 20 %». До этого четыре года подряд отечественные переработчики картофель на переработку практически не закупали, уверяет Губина.
Картофель для переработки, например, в чипсы в последние годы импортируется лишь в случае сокращения урожая, подтверждает гендиректор предприятия «Тамбовские фермы» Игорь Поляков (компания занимается выращиванием чипсовых сортов этой агрокультуры). «Но картофель на переработку ввозить дороже, чем чипсы, так как клубни — товар, требующий деликатной перевозки, поставщикам приходится организовывать сложные логистические цепочки», — объясняет он. Картофельные чипсы, представленные на российском рынке, тоже преимущественно выпускаются внутри страны, добавляет руководитель. По информации Павловой, несмотря на существенное наращивание в последние годы отечественного производства чипсов, импорт в данном сегменте все же присутствует. Так, в 2021 году доля ввозимой в Россию продукции составила 21,3 % общего объема рынка, или 13,5 тыс. т. С 2017 по 2021 год доля зарубежных картофельных чипсов, представленных на российском рынке, снизилась на 5,4 процентных пункта — пять лет назад она оценивалась в 26,7 %.
Столовый или чипсовый?
Хотя интерес к производству картофеля на переработку увеличивается, некоторые картофелеводы все же считают разумным выращивать также и столовые сорта. В «Элитных семенах», например, этой агрокультурой занято 300 га, 80 % из которых приходится на чипсовые сорта, а оставшиеся 20 % — на столовые. «Рынок картофеля — как на переработку, так и столового — очень волатилен, — акцентирует внимание Самошин. — Так, в прошлом году столовый картофель производить было выгоднее, поскольку объема для реализации в рознице было мало, поэтому цены на спотовом рынке столового клубня были высокими». В текущем сезоне, предполагает он, привлекательность выращивания сортов для переработки — на фри или чипсы — может быть выше, чем в прошлом.
В завершившемся сельхозгоду производители картофеля на переработку оказались в менее выигрышной ситуации, чем предприятия, вырастившие столовые сорта, так как первые заключили соглашение с переработчиками по ценам заранее и не могли в течение года продавать урожай дороже оговоренной в то время стоимости, разъясняет Красильников. Производители столового картофеля, как правило, таких контрактов не имеют и могут в течение сезона реализовывать его по ценам, которые на момент продажи демонстрирует рынок.
Однако выращивание картофеля на переработку все же интересно сельхозпроизводителям по ряду причин, продолжает эксперт. Помимо гарантированного канала сбыта, многие хозяйства, сотрудничающие с переработчиками, получают авансирование и кредитование в виде семян от своих партнеров. Однако одновременно они должны соблюдать серьезные требования, предъявляемые переработчиками на всех этапах, и обязаны быть готовыми к контролю качества как в процессе выращивания, так и получившегося урожая. Как правило, одним из условий сотрудничества с перерабатывающими заводами для картофелеводов является выращивание клубней на поливе, так как данная технология гарантирует стабильное качество и урожайность, дополняет Красильников.
У выращивания картофеля для переработки есть определенная специфика, которая зависит от требований компаний, закупающих эту продукцию, говорит Самошин. Причем иногда переработчики выдвигают достаточно жесткие требования к качеству клубня и его дефектам. «Далеко не всегда просто их соблюдать», — признает он. В этом сезоне, по прогнозам фермера, урожай столового картофеля будет высоким. Однако не исключено, что из-за жары предприятия, выращивающие клубень без полива, получат сбор ниже, чем ожидали. Впрочем, затяжные дожди тоже негативно влияют на качество клубней, отмечает Самошин.