Трекинг в программах развития: исконно российский рецепт для роста бизнеса
Вопреки расхожему мнению о том, что трекинг зародился в США, он был придуман и впервые появился в России. Сегодня интенсивная работа эксперта-трекера с основателем бизнеса — один из популярных инструментов кратного роста российского стартапа. Что такое трекинг и чем он может быть полезен технологическим компаниям, рассказывает руководитель программы Агентства инноваций Москвы StartHub.Moscow Анна Кеуш
15 лет назад, в 2007 году, в Москве была запущена программа Start in Garage для основателей стартапов, частных инвесторов и профессионалов, работающих в технологических компаниях и инвестиционных фондах. Во время интенсивного четырехдневного тренинга участников обучали различным методикам развития стартапов. Это стало прототипом современных акселерационных программ. Впервые методология трекерства была применена в акселераторе ИТМО, затем она активно внедрялась в программы ускоренного развития бизнеса в технопарке в сфере высоких технологий «ИТ-парк», ФРИИ и «Сколково». Сегодня без трекерства практически невозможно представить российскую государственную или корпоративную программу масштабирования бизнеса.
У истоков школы трекерства стояли методологи и основатели компании RIS Ventures — провайдера рынка образовательных и консалтинговых услуг в области развития технологического бизнеса того времени — Николай Митюшин и Илья Антипов.
«Изначально мы хотели смоделировать экспресс-встречи советов директоров, где лидеры компаний презентуют ключевые показатели деятельности и принимают решения по последующим шагам. А так как подобный формат подразумевает совещания не чаще одного-двух раз в год, мы пришли к выводу, что для стартапов в быстро меняющихся условиях эффективнее проводить встречи раз в неделю. Этот формат существенно отличался от привычного заседания совета директоров, так как вместо стратегических вопросов фокус смещается на тактику и действия работы с рынком (Customer Development)», — рассказал сооснователь RIS Ventures Илья Антипов.
В 2013 году термин «трекинг» (от англ. traction, «сцепление») и профессия трекер получили широкое распространение при внедрении методологии во ФРИИ, а подготовка экспертов встала на поток.
На старт!
Перед трекингом проводится диагностическая сессия с основателем стартапа. Максим Руденко, трекер программы StartHub.Moscow, рассказал, что сначала идет установочная сессия, когда он узнает о бизнес-продукте стартапа и вместе с основателем начинает искать слабые места бизнеса, которые мешают ему расти. «Все приходят с разными целями, поэтому на первом этапе необходимо определить, какие шаги предпринять, чтобы найти боли клиента, подходящую бизнес-модель и выйти на масштабирование бизнеса», — говорит он.
Внимание!
Затем проводится вводное обучение…
Марш!
И начинается сам трекинг. Структура встречи обычно такая: на этапе планирования формируется гипотеза, которую нужно проверить, или задача, которую надо решить. Потом намечается план действий и определяются дальнейшие шаги, фиксируется план бизнес-метрик, а также ограничения, мешающие достичь результата. На следующих встречах план сверяется с фактическими показателями и проходит «разбор полетов»: все ли запланированные шаги были сделаны, чего удалось достичь, что помешало или, наоборот, способствовало достижению цели. На этом этапе могут открыться ранее неизвестные стартапу факты и закономерности.
Регулярные встречи с трекером дают возможность стартапу получить экспертную обратную связь и оптимизировать бизнес-процессы. Трекер помогает расставить приоритеты и сконцентрировать усилия на самой важной задаче стартапа, выявить узкие места и найти точки роста бизнеса.
Основные задачи, которые решает трекинг: постановка краткосрочных, среднесрочных и стратегических целей; ускорение динамики развития бизнеса; структурирование бизнес-процессов в компании; анализ и корректировка операционной стратегии, а также «упаковка» стартапа под инвестора или корпорации.