Куда едет российское мясо
Отечественные производители стараются нарастить объемы вывоза
В условиях падения цен на продукцию животноводства особенно важно наращивать экспорт — он снижает предложение на внутреннем рынке и поддерживает цены на приемлемом для производителей уровне. Понимая это, отечественные предприятия даже при наличии различных логистических и экономических сложностей стараются сохранить отношения с международными партнерами и ищут возможности выхода на новые рынки сбыта. По итогам 2022 года за рубеж может быть в совокупности отгружено 525–555 тыс. т свинины, говядины и мяса птицы.
Несмотря на введенные санкции, российский экспорт мяса с января по май текущего года вырос. По информации «Центра Агроаналитики», с учетом данных по странам ЕАЭС за этот период из России было вывезено порядка 189,2 тыс. т мяса, в том числе птицы, субпродуктов и свиного жира (последнего — 3 тыс. т). Это на 22,5 тыс. т превышает показатель за первые пять месяцев 2021-го, отмечает руководитель направления «Животноводство» Центра Владимир Кравченко.
В стоимостном выражении вывоз составил $483,4 млн, что на $137,8 млн превышает прошлогодний показатель. Средневзвешенная цена мяса и субпродуктов относительно упомянутого периода годом ранее выросла на 25 %, до $2,5 тыс./т. Таким образом, в целом текущую ситуацию с внешней торговлей нельзя назвать негативной, подчеркивает эксперт.
Пять ведущих стран — импортеров российской продукции животноводства занимают долю в 72 % от общего объема поставок из нашей страны. Среди них — Китай, Саудовская Аравия, Беларусь, Казахстан и Вьетнам (см. график на стр. 37). «Сейчас происходит укрепление позиций России на ранее открытых рынках, так как объемы импорта наших ключевых покупателей по-прежнему высоки, — комментирует Кравченко. — Так, например, Саудовская Аравия ежегодно наращивает темпы ввоза из нашей страны, особенно мяса птицы, которого она закупает порядка 80 % от общего объема приобретаемой у нас продукции животноводства».
С прошлого года также существенно возросли поставки говядины в Китай, на который приходится больше половины всего ее российского экспорта. В целом же объем отгрузок мяса КРС из России с прошлого года стабильный — это связано с тем, что внутренний рынок страны определил объем своего потребления в последние годы, и он не меняется. За пять месяцев текущего года вывоз говядины из России составил 13,7 тыс. т, в частности в КНР — 9,1 тыс. т, сообщает Кравченко. За весь прошлый год из нашей страны была отгружена 31 тыс. т этого вида мяса — почти в два раза больше, чем за 2020-й, когда этот показатель составлял 15,9 тыс. т.
Спрос на птицу растет
Согласно данным Национального союза птицеводов (НСП), в первом квартале 2022 года экспорт птицеводческой продукции вырос в натуральном выражении в полтора раза, а в стоимостном — более чем в два раза относительно аналогичного периода 2021-го. В апреле и мае рост продолжился, хоть и не такими высокими темпами.
Главная причина увеличения поставок за рубеж птицеводческой продукции — рост объемов внутреннего производства, который за январь — апрель составил более 8 % к аналогичному периоду прошлого года, информирует гендиректор НСП Сергей Лахтюхов. «С учетом того, что мы полностью самообеспечены по мясу птицы, растущее производство увеличивает экспортный потенциал, — поясняет он. — В этих условиях, несмотря на логистические и операционные сложности ведения международной торговли вследствие обострения геополитической ситуации и применяемых санкционных мер, а также продолжающихся эпидемиологических карантинных ограничений в Китае, отгрузки российского мяса птицы на внешние рынки увеличиваются». Прирост вывоза обеспечивается преимущественно за счет роста поставок в Китай, страны Персидского залива, дружественные страны ближнего зарубежья и Африки. Ведется работа по расширению списка отечественных предприятий, имеющих доступ к поставкам в зарубежные страны.
По оценке НСП, структура основных стран — покупателей продукции птицеводства существенно не изменилась. В первой тройке — КНР, Казахстан и Саудовская Аравия. При этом если увеличение поставок в Китай отстает от динамики всего мясного экспорта, то в отношении отгрузок в Саудовскую Аравию и Казахстан можно говорить о более чем двукратном росте, акцентирует внимание Лахтюхов. «Мы наблюдаем тенденции сокращения доли КНР и расширения удельного веса стран Персидского залива и Африки в общем объеме вывоза мяса за рубеж», — говорит он. В начале года также произошло более чем двукратное увеличение поставок в страны ЕАЭС. Но с учетом уровня производства и перспектив развития птицеводства Беларуси и Казахстана НСП пока воздерживается от того, чтобы рассматривать эту тенденцию как долгосрочную.
Существенный рост поставок на внешние рынки произошел в сегменте куриных лапок, которые не имеют никакой ценности на внутреннем рынке, добавляет Владимир Кравченко. За пять месяцев текущего года объемы их экспорта выросли более чем на 12 тыс. т относительно аналогичного показателя 2021-го, составив 52 тыс. т. Цены на лапки тоже существенно увеличились — на 38 %, до $2,1/кг, по сравнению с цифрой за январь — май годом ранее. Также из России вывозятся куриные крылья. Они, как и лапки, самые дорогие части тушки птицы на китайском рынке, подчеркивает эксперт.
Влияние на объемы поставок в прошлом году оказывали пандемия и конъюнктура рынка, в этом — санкции, которые повлекли за собой сложности в логистических цепочках и нехватку контейнеров на рынке, отмечает заместитель директора по развитию новых направлений экспорта ТД «Агрокомплекс-экспорт» (входит в состав холдинга «Агрокомплекс» им Н. И. Ткачева) Никита Макаров. За пять месяцев 2022 года компания экспортировала мяса птицы на 13 % больше, чем за аналогичный период 2021-го, — более 3,4 тыс. т, хотя по плану прирост должен был быть больше. Страновая структура вывоза, впрочем, не изменилась: основными рынками сбыта в первой половине текущего года стали КНР, страны Таможенного союза, Грузия и Вьетнам.
Свинина демонстрирует снижение
Отгрузки на внешние рынки свиноводческой продукции за январь — май текущего года, по данным «Центра Агроаналитики», снизились в натуральном выражении на 40–45 %, до 46,6 тыс. т (по сравнению с таким же периодом 2021-го). При этом стоимость экспорта уменьшилась с $2,03 тыс./т до $1,88 тыс./т соответственно. «Начиная со второй половины прошлого года наблюдалось снижение вывоза свинины на рынки Юго-Восточной Азии — Гонконг и Вьетнам (наши основные покупатели этого вида мяса), — комментирует гендиректор Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев. — По итогам 2021-го и 2020-го эти страны занимали половину всего экспорта данной продукции». Развитию отгрузок свинины в первые пять месяцев текущего года по-прежнему препятствовали серьезные ковидные ограничения в портах при получении грузов. К этому тренду добавились и логистические проблемы, связанные с дефицитом контейнеров, усложнением морских перевозок.