Перспективы реализации амбициозного проекта компании НСЗК

АгроинвесторБизнес

Будет ли открыт сухопутный экспортный коридор в Китай

Перспективы реализации амбициозного проекта компании НСЗК

Елена Максимова

НСЗК

Группа компаний «Новый Сухопутный Зерновой Коридор» и китайская госкорпорация China Chengtong International Investment договорились о сотрудничестве, в рамках которого Россия будет поставлять зерно в Китай на сумму 1,9 трлн руб. В перспективе данная коллаборация позволит нарастить площади под зерновыми в Сибири и на Урале в четыре раза, уверена российская сторона соглашения. Однако эксперты и участники рынка настроены скептично.

Компания «Новый Сухопутный Зерновой Коридор» (НСЗК) и China Chengtong International Investment соглашение о стратегическом сотрудничестве и расширении взаимной торговли подписали в июне в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Стороны договорились о развитии инфраструктуры и увеличении производства зерновых, зернобобовых и масличных агрокультур на территории от Южного Урала до Дальнего Востока, а также о поставках зерна на сумму 1,9 трлн руб. с расчетами в национальных валютах. Кроме этого, участники договора планируют организацию поставок с последующей локализацией производства в России технологического оборудования и сельхозтехники на 150 млрд руб., а также совместные инвестиции в размере 50 млрд руб.

Корпорация China Chengtong, в структуру которой входит China Chengtong International Investment, подчиняется Комиссии по контролю и управлению государственными активами при Госсовете КНР. Компания является крупным акционером нескольких центральных государственных предприятий республики, а также владеет акциями крупных предприятий, признанных в стране и за рубежом. Направления деятельности — инвестиции, операции с акционерным капиталом и управление активами, а также технологии, мультимодальная логистика, экспорт и импорт.

«Новый Сухопутный Зерновой Коридор» — экспортно ориентированный холдинг, реализующий потенциал Урала, Сибири и Дальнего Востока путем создания высокотехнологичной инфраструктуры и расширения экспорта зерновых, зернобобовых и масличных культур в Китай, страны Средней Азии и Ближнего Востока, говорится на сайте группы. Реализация проекта началась в 2011 году. По словам гендиректора головной компании НСЗК Сергея Пушкина, КНР в упомянутом экспортном направлении является самым крупным импортером с объемом ввоза более 100 млн т сельхозпродукции ежегодно. «Китайские партнеры уже несколько лет следили за деятельностью группы, и в итоге после многочисленных переговоров было заключено соглашение, которое обеспечит и торговую сделку для покупки российского зерна, и прямые инвестиции в “Новый Сухопутный Зерновой Коридор”, и поставку оборудования для строительства элеваторов», — отмечал он.

НСЗК уже долгие годы работает над созданием инфраструктуры и механизмов реализации агропотенциала Урала, Сибири и ДФО, который требует активного развития инфраструктуры зерновой логистики, рассказывал Пушкин «Агроинвестору» ранее. Так, компания «Забайкальский зерновой терминал» (ЗЗТ), входящая в НСЗК, ведет строительство семи линейных элеваторов вдоль Транссибирской железной дороги, которые не будут занимать железнодорожные станции. На данный момент два из них, мощностью 200 тыс. т и инвестициями 5 млрд руб. каждый, — на Алтае и в Забайкальском крае — проектируются.

Как заверял топ-менеджер, терминал в Забайкалье должен быть сдан в сентябре. Этот проект призван решить проблему перегрузки зерна: в России и Китае разная ширина железнодорожной колеи. К тому же он может стать крупнейшим в мире специализированным зерновым железнодорожным терминалом. В Алтайском крае элеватор строится в городе Бийске. Комплекс будет включать 20 силосов вместимостью по 7,5 тыс. т и 10 по 5 тыс. т каждый, пять зерносушилок мощностью 50 т в час, лабораторию, устройства приема и отгрузки с железнодорожного и автотранспорта. Ежегодный оборот продукции составит более 500 тыс. т. Все хранимое на элеваторе сырье будет отправляться на «Забайкальский зерновой терминал» для дальнейшего экспорта в КНР. Единовременная отправка сырья с элеватора составит около 5 тыс. т. Также строительство элеваторов НСЗК запланировано в Тюменской и Новосибирской областях. Столь значительные мощности для хранения Пушкин объясняет контрактом с китайскими партнерами: в течение 10 лет отгрузки зерна в КНР должны составить 48 млн т.

Амбициозные планы

В условиях скрытых санкций и ограничений на экспорт зерна подобный проект представляет определенный интерес, отмечает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. «Смущает его заявленная мощность, которая многократно превышает объемы производства в регионе, и узкая направленность — экспорт пшеницы в Китай все никак не может наладиться из-за чрезмерно жесткой позиции китайских фитосанитарных властей», — обращает внимание он.

В текущем моменте, с учетом того, что сам экспорт продовольствия из России не под санкциями, а северные территории КНР не испытывают дефицита в зерне, градус актуальности проекта не сильно изменился со времени, когда его масштаб еще не озвучивался, комментирует гендиректор компании «Сиблэнд» (производство зерновых, Новосибирская область) Павел Миклухин. В целом успех планов инвесторов на первом этапе будет зависеть от реализуемой за Уралом политики ценообразования на зерно, поставляемое по сделке между НСЗК и китайской госкорпорацией, считает он. «Увеличение потока на десятилетнем отрезке потребует вложений не только в логистику отгрузок, но и в цепочку поставок зерна непосредственно от производителя, льготного авансирования, централизованного ресурсного обеспечения, кадрового резерва, профессионального агрономического сопровождения, — перечисляет руководитель. — Если что-то из этого списка не заложено в сделку по увеличению таким образом продаж с территории в половину государства, то озвученные планы нереальны».

В благоприятные сезоны в Сибири можно выращивать около 15 млн т зерновых, из которых свободными для дополнительного экспорта из региона остается лишь 500 тыс. т, напоминает Миклухин. Остальное идет на внутреннее потребление и за пределы округа по отлаженным направлениям. «В текущих рыночных ценах на колосовые зерновые контрактные цифры аванса для НСЗК в 1,9 трлн руб. без реализованной концепции увеличения производства тянут для пшеницы из Сибири поставки на три сотни лет вперед», — подсчитал он.

Проект НСЗК по строительству сухопутного зернового коридора очень амбициозный, считает председатель совета директоров компании «Комсомолец» (Забайкальский край) Валерий Нагель. «Но теоретически для нашего региона, который находится на границе с Китаем, он весьма перспективен, и возможность организации прямых договоров с крупными китайскими компаниями по закупке зерновых культур будет огромным плюсом для края», — добавляет он. По крайней мере, сам «Комсомолец», как только появится возможность, готов будет заключать контракты с покупателями из соседней республики. Руководитель уверен, что ЗЗТ мог бы позитивно повлиять на развитие производства зерна в Забайкалье. Особенно с учетом того, что качество местной пшеницы является важным конкурентным преимуществом: в этом регионе выращивается продукция с высоким содержанием протеина и клейковины, подчеркивает Нагель.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лидеры снова в плюсе Лидеры снова в плюсе

Как выросло производство производителей мяса

Агроинвестор
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
«Если нет хорошего города, построй его!» «Если нет хорошего города, построй его!»

Предприниматель Владимир Седов уже десять лет строит новый город — Доброград

Монокль
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Новый папа Новый папа

«Конклав» — фильм о выборах папы римского, ставший метафорой современного мира

Дилетант
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо» Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо»

Ирина Старшенбаум — о трудностях перевоплощения в инфантильного персонажа

Ведомости
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Персона Персона

Юрий Кузнецов — о любви к уральским изумрудам и стилю ар-деко

RR Люкс.Личности.Бизнес.
У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов

Впервые были описаны фрагменты черепов архаичных людей, поднятые у острова Ява

N+1
10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся 10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся

Рассказываем о мелочах, которые могут существенно подорвать бюджет поездки

Maxim
«В балете у меня часто бывают мучения» «В балете у меня часто бывают мучения»

Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

Weekend
NASA обнаружило на Марсе «редкие сокровища», пролежавшие там миллиарды лет NASA обнаружило на Марсе «редкие сокровища», пролежавшие там миллиарды лет

Марсоход NASA обнаружил множество древних камней на краю кратера Езеро

Inc.
«Сделать женщин счастливее» «Сделать женщин счастливее»

Любая история успеха — это большой путь. Вот каким видит свой Ирина Хайдарова

OK!
Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри» Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри»

Как архитектору удалось создать один из самых модных театров Москвы?

Forbes
Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину

Как эффективно заключить сделку по автомобилю

РБК
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран VisionLabs внедрила систему распознавания дипфейков в банках четырех стран

VisionLabs внедрил систему обнаружения дипфейков в банки России

Forbes
Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера Кодзима, Миядзаки, Уэда: 3 геймдизайнера-визионера

Разбираемся, кто задает тренды в гейм-индустрии

РБК
Великая Отечественная промышленность Великая Отечественная промышленность

Как СССР превзошел Германию в промышленности во время войны

Ведомости
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
Зовите на мечту: как предпринимателю собрать команду — советы Александра Мутовина Зовите на мечту: как предпринимателю собрать команду — советы Александра Мутовина

Как собрать команду, с которой бизнес будет расти?

Forbes
Плати меньше Плати меньше

10 законных способов сэкономить на оплате коммунальных услуг

Лиза
Маурицио Каттелан Маурицио Каттелан

Правила жизни художника Маурицио Каттелана

Правила жизни
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
А вокруг тишина А вокруг тишина

Как превратить путешествие в одиночку в успешную сессию самокоучинга

Новый очаг
Секреты мотивации Секреты мотивации

Как вернуть мотивацию без изнурительной работы над собой?

Лиза
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам Парадокс усилия: почему наш мозг сопротивляется сложным и долгосрочным задачам

Почему мы так часто недооцениваем предстоящую работу?

Forbes
Открыть в приложении