Перспективы реализации амбициозного проекта компании НСЗК

АгроинвесторБизнес

Будет ли открыт сухопутный экспортный коридор в Китай

Перспективы реализации амбициозного проекта компании НСЗК

Елена Максимова

НСЗК

Группа компаний «Новый Сухопутный Зерновой Коридор» и китайская госкорпорация China Chengtong International Investment договорились о сотрудничестве, в рамках которого Россия будет поставлять зерно в Китай на сумму 1,9 трлн руб. В перспективе данная коллаборация позволит нарастить площади под зерновыми в Сибири и на Урале в четыре раза, уверена российская сторона соглашения. Однако эксперты и участники рынка настроены скептично.

Компания «Новый Сухопутный Зерновой Коридор» (НСЗК) и China Chengtong International Investment соглашение о стратегическом сотрудничестве и расширении взаимной торговли подписали в июне в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Стороны договорились о развитии инфраструктуры и увеличении производства зерновых, зернобобовых и масличных агрокультур на территории от Южного Урала до Дальнего Востока, а также о поставках зерна на сумму 1,9 трлн руб. с расчетами в национальных валютах. Кроме этого, участники договора планируют организацию поставок с последующей локализацией производства в России технологического оборудования и сельхозтехники на 150 млрд руб., а также совместные инвестиции в размере 50 млрд руб.

Корпорация China Chengtong, в структуру которой входит China Chengtong International Investment, подчиняется Комиссии по контролю и управлению государственными активами при Госсовете КНР. Компания является крупным акционером нескольких центральных государственных предприятий республики, а также владеет акциями крупных предприятий, признанных в стране и за рубежом. Направления деятельности — инвестиции, операции с акционерным капиталом и управление активами, а также технологии, мультимодальная логистика, экспорт и импорт.

«Новый Сухопутный Зерновой Коридор» — экспортно ориентированный холдинг, реализующий потенциал Урала, Сибири и Дальнего Востока путем создания высокотехнологичной инфраструктуры и расширения экспорта зерновых, зернобобовых и масличных культур в Китай, страны Средней Азии и Ближнего Востока, говорится на сайте группы. Реализация проекта началась в 2011 году. По словам гендиректора головной компании НСЗК Сергея Пушкина, КНР в упомянутом экспортном направлении является самым крупным импортером с объемом ввоза более 100 млн т сельхозпродукции ежегодно. «Китайские партнеры уже несколько лет следили за деятельностью группы, и в итоге после многочисленных переговоров было заключено соглашение, которое обеспечит и торговую сделку для покупки российского зерна, и прямые инвестиции в “Новый Сухопутный Зерновой Коридор”, и поставку оборудования для строительства элеваторов», — отмечал он.

НСЗК уже долгие годы работает над созданием инфраструктуры и механизмов реализации агропотенциала Урала, Сибири и ДФО, который требует активного развития инфраструктуры зерновой логистики, рассказывал Пушкин «Агроинвестору» ранее. Так, компания «Забайкальский зерновой терминал» (ЗЗТ), входящая в НСЗК, ведет строительство семи линейных элеваторов вдоль Транссибирской железной дороги, которые не будут занимать железнодорожные станции. На данный момент два из них, мощностью 200 тыс. т и инвестициями 5 млрд руб. каждый, — на Алтае и в Забайкальском крае — проектируются.

Как заверял топ-менеджер, терминал в Забайкалье должен быть сдан в сентябре. Этот проект призван решить проблему перегрузки зерна: в России и Китае разная ширина железнодорожной колеи. К тому же он может стать крупнейшим в мире специализированным зерновым железнодорожным терминалом. В Алтайском крае элеватор строится в городе Бийске. Комплекс будет включать 20 силосов вместимостью по 7,5 тыс. т и 10 по 5 тыс. т каждый, пять зерносушилок мощностью 50 т в час, лабораторию, устройства приема и отгрузки с железнодорожного и автотранспорта. Ежегодный оборот продукции составит более 500 тыс. т. Все хранимое на элеваторе сырье будет отправляться на «Забайкальский зерновой терминал» для дальнейшего экспорта в КНР. Единовременная отправка сырья с элеватора составит около 5 тыс. т. Также строительство элеваторов НСЗК запланировано в Тюменской и Новосибирской областях. Столь значительные мощности для хранения Пушкин объясняет контрактом с китайскими партнерами: в течение 10 лет отгрузки зерна в КНР должны составить 48 млн т.

Амбициозные планы

В условиях скрытых санкций и ограничений на экспорт зерна подобный проект представляет определенный интерес, отмечает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. «Смущает его заявленная мощность, которая многократно превышает объемы производства в регионе, и узкая направленность — экспорт пшеницы в Китай все никак не может наладиться из-за чрезмерно жесткой позиции китайских фитосанитарных властей», — обращает внимание он.

В текущем моменте, с учетом того, что сам экспорт продовольствия из России не под санкциями, а северные территории КНР не испытывают дефицита в зерне, градус актуальности проекта не сильно изменился со времени, когда его масштаб еще не озвучивался, комментирует гендиректор компании «Сиблэнд» (производство зерновых, Новосибирская область) Павел Миклухин. В целом успех планов инвесторов на первом этапе будет зависеть от реализуемой за Уралом политики ценообразования на зерно, поставляемое по сделке между НСЗК и китайской госкорпорацией, считает он. «Увеличение потока на десятилетнем отрезке потребует вложений не только в логистику отгрузок, но и в цепочку поставок зерна непосредственно от производителя, льготного авансирования, централизованного ресурсного обеспечения, кадрового резерва, профессионального агрономического сопровождения, — перечисляет руководитель. — Если что-то из этого списка не заложено в сделку по увеличению таким образом продаж с территории в половину государства, то озвученные планы нереальны».

В благоприятные сезоны в Сибири можно выращивать около 15 млн т зерновых, из которых свободными для дополнительного экспорта из региона остается лишь 500 тыс. т, напоминает Миклухин. Остальное идет на внутреннее потребление и за пределы округа по отлаженным направлениям. «В текущих рыночных ценах на колосовые зерновые контрактные цифры аванса для НСЗК в 1,9 трлн руб. без реализованной концепции увеличения производства тянут для пшеницы из Сибири поставки на три сотни лет вперед», — подсчитал он.

Проект НСЗК по строительству сухопутного зернового коридора очень амбициозный, считает председатель совета директоров компании «Комсомолец» (Забайкальский край) Валерий Нагель. «Но теоретически для нашего региона, который находится на границе с Китаем, он весьма перспективен, и возможность организации прямых договоров с крупными китайскими компаниями по закупке зерновых культур будет огромным плюсом для края», — добавляет он. По крайней мере, сам «Комсомолец», как только появится возможность, готов будет заключать контракты с покупателями из соседней республики. Руководитель уверен, что ЗЗТ мог бы позитивно повлиять на развитие производства зерна в Забайкалье. Особенно с учетом того, что качество местной пшеницы является важным конкурентным преимуществом: в этом регионе выращивается продукция с высоким содержанием протеина и клейковины, подчеркивает Нагель.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Яичное разнообразие Яичное разнообразие

Почему увеличивается интерес потребителя к нишевому яйцу

Агроинвестор
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года 2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года

Список археологических открытий 2024 года, которые привлекли внимание

Наука и жизнь
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
Мировые тренды в ЗОЖ Мировые тренды в ЗОЖ

Самые полезные диеты и продукты

Добрые советы
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
«Русланы» уходят. Часть 1 «Русланы» уходят. Часть 1

История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации

Наука и техника
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
А можно спросить? А можно спросить?

9 способов отвечать на бестактные вопросы

Лиза
Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров Пятиминутный путеводитель по теориям заговоров

Пять основных направлений полета конспирологической мысли

Правила жизни
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Сельхозтехника тормозит Сельхозтехника тормозит

В России серьезно сократились производство и продажи сельхозтехники

Агроинвестор
Открыть в приложении