Перспективы реализации амбициозного проекта компании НСЗК

АгроинвесторБизнес

Будет ли открыт сухопутный экспортный коридор в Китай

Перспективы реализации амбициозного проекта компании НСЗК

Елена Максимова

НСЗК

Группа компаний «Новый Сухопутный Зерновой Коридор» и китайская госкорпорация China Chengtong International Investment договорились о сотрудничестве, в рамках которого Россия будет поставлять зерно в Китай на сумму 1,9 трлн руб. В перспективе данная коллаборация позволит нарастить площади под зерновыми в Сибири и на Урале в четыре раза, уверена российская сторона соглашения. Однако эксперты и участники рынка настроены скептично.

Компания «Новый Сухопутный Зерновой Коридор» (НСЗК) и China Chengtong International Investment соглашение о стратегическом сотрудничестве и расширении взаимной торговли подписали в июне в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Стороны договорились о развитии инфраструктуры и увеличении производства зерновых, зернобобовых и масличных агрокультур на территории от Южного Урала до Дальнего Востока, а также о поставках зерна на сумму 1,9 трлн руб. с расчетами в национальных валютах. Кроме этого, участники договора планируют организацию поставок с последующей локализацией производства в России технологического оборудования и сельхозтехники на 150 млрд руб., а также совместные инвестиции в размере 50 млрд руб.

Корпорация China Chengtong, в структуру которой входит China Chengtong International Investment, подчиняется Комиссии по контролю и управлению государственными активами при Госсовете КНР. Компания является крупным акционером нескольких центральных государственных предприятий республики, а также владеет акциями крупных предприятий, признанных в стране и за рубежом. Направления деятельности — инвестиции, операции с акционерным капиталом и управление активами, а также технологии, мультимодальная логистика, экспорт и импорт.

«Новый Сухопутный Зерновой Коридор» — экспортно ориентированный холдинг, реализующий потенциал Урала, Сибири и Дальнего Востока путем создания высокотехнологичной инфраструктуры и расширения экспорта зерновых, зернобобовых и масличных культур в Китай, страны Средней Азии и Ближнего Востока, говорится на сайте группы. Реализация проекта началась в 2011 году. По словам гендиректора головной компании НСЗК Сергея Пушкина, КНР в упомянутом экспортном направлении является самым крупным импортером с объемом ввоза более 100 млн т сельхозпродукции ежегодно. «Китайские партнеры уже несколько лет следили за деятельностью группы, и в итоге после многочисленных переговоров было заключено соглашение, которое обеспечит и торговую сделку для покупки российского зерна, и прямые инвестиции в “Новый Сухопутный Зерновой Коридор”, и поставку оборудования для строительства элеваторов», — отмечал он.

НСЗК уже долгие годы работает над созданием инфраструктуры и механизмов реализации агропотенциала Урала, Сибири и ДФО, который требует активного развития инфраструктуры зерновой логистики, рассказывал Пушкин «Агроинвестору» ранее. Так, компания «Забайкальский зерновой терминал» (ЗЗТ), входящая в НСЗК, ведет строительство семи линейных элеваторов вдоль Транссибирской железной дороги, которые не будут занимать железнодорожные станции. На данный момент два из них, мощностью 200 тыс. т и инвестициями 5 млрд руб. каждый, — на Алтае и в Забайкальском крае — проектируются.

Как заверял топ-менеджер, терминал в Забайкалье должен быть сдан в сентябре. Этот проект призван решить проблему перегрузки зерна: в России и Китае разная ширина железнодорожной колеи. К тому же он может стать крупнейшим в мире специализированным зерновым железнодорожным терминалом. В Алтайском крае элеватор строится в городе Бийске. Комплекс будет включать 20 силосов вместимостью по 7,5 тыс. т и 10 по 5 тыс. т каждый, пять зерносушилок мощностью 50 т в час, лабораторию, устройства приема и отгрузки с железнодорожного и автотранспорта. Ежегодный оборот продукции составит более 500 тыс. т. Все хранимое на элеваторе сырье будет отправляться на «Забайкальский зерновой терминал» для дальнейшего экспорта в КНР. Единовременная отправка сырья с элеватора составит около 5 тыс. т. Также строительство элеваторов НСЗК запланировано в Тюменской и Новосибирской областях. Столь значительные мощности для хранения Пушкин объясняет контрактом с китайскими партнерами: в течение 10 лет отгрузки зерна в КНР должны составить 48 млн т.

Амбициозные планы

В условиях скрытых санкций и ограничений на экспорт зерна подобный проект представляет определенный интерес, отмечает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. «Смущает его заявленная мощность, которая многократно превышает объемы производства в регионе, и узкая направленность — экспорт пшеницы в Китай все никак не может наладиться из-за чрезмерно жесткой позиции китайских фитосанитарных властей», — обращает внимание он.

В текущем моменте, с учетом того, что сам экспорт продовольствия из России не под санкциями, а северные территории КНР не испытывают дефицита в зерне, градус актуальности проекта не сильно изменился со времени, когда его масштаб еще не озвучивался, комментирует гендиректор компании «Сиблэнд» (производство зерновых, Новосибирская область) Павел Миклухин. В целом успех планов инвесторов на первом этапе будет зависеть от реализуемой за Уралом политики ценообразования на зерно, поставляемое по сделке между НСЗК и китайской госкорпорацией, считает он. «Увеличение потока на десятилетнем отрезке потребует вложений не только в логистику отгрузок, но и в цепочку поставок зерна непосредственно от производителя, льготного авансирования, централизованного ресурсного обеспечения, кадрового резерва, профессионального агрономического сопровождения, — перечисляет руководитель. — Если что-то из этого списка не заложено в сделку по увеличению таким образом продаж с территории в половину государства, то озвученные планы нереальны».

В благоприятные сезоны в Сибири можно выращивать около 15 млн т зерновых, из которых свободными для дополнительного экспорта из региона остается лишь 500 тыс. т, напоминает Миклухин. Остальное идет на внутреннее потребление и за пределы округа по отлаженным направлениям. «В текущих рыночных ценах на колосовые зерновые контрактные цифры аванса для НСЗК в 1,9 трлн руб. без реализованной концепции увеличения производства тянут для пшеницы из Сибири поставки на три сотни лет вперед», — подсчитал он.

Проект НСЗК по строительству сухопутного зернового коридора очень амбициозный, считает председатель совета директоров компании «Комсомолец» (Забайкальский край) Валерий Нагель. «Но теоретически для нашего региона, который находится на границе с Китаем, он весьма перспективен, и возможность организации прямых договоров с крупными китайскими компаниями по закупке зерновых культур будет огромным плюсом для края», — добавляет он. По крайней мере, сам «Комсомолец», как только появится возможность, готов будет заключать контракты с покупателями из соседней республики. Руководитель уверен, что ЗЗТ мог бы позитивно повлиять на развитие производства зерна в Забайкалье. Особенно с учетом того, что качество местной пшеницы является важным конкурентным преимуществом: в этом регионе выращивается продукция с высоким содержанием протеина и клейковины, подчеркивает Нагель.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Больше молока от фермы до прилавка Больше молока от фермы до прилавка

Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться

Агроинвестор
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Фактор роста Фактор роста

Особенности факторных стратегий на российском финансовом рынке

Деньги
Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами

Что стоит за пикми-поведением?

РБК
Город «злой» и город «добрый» Город «злой» и город «добрый»

Весной 1238 года «злой город» Козельск разозлил монголо-татар

Дилетант
Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг

В каком возрасте герои ощутили на себе все трудности жизни

Maxim
«Мамонты следующие»: Colossal Biosciences вернула к жизни вымерших 10 тысяч лет назад лютоволков «Мамонты следующие»: Colossal Biosciences вернула к жизни вымерших 10 тысяч лет назад лютоволков

Как ученым Colossal Biosciences удалось произвести на свет щенков лютоволка

VC.RU
Открывая космос Открывая космос

Путеводитель женщины-астронавта по миру миссий, чудес и перемен в космосе

kiozk originals
Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики

Список критериев, по которым стоит выбирать мойку высокого давления

CHIP
Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели

Какими качествами должны обладать эффективные лидеры и сотрудники

Inc.
Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает

Какую роль Севморпуть играет в экономике России и какие перспективы его ждут

ФедералПресс
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
Запечатанный воздух Запечатанный воздух

Японские семейные тайны Сахалина

Weekend
Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века» Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Эссе из сборника «О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Правила жизни
Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец

Черные дыры могут быть не такими губительными для жизни, как предполагалось

Inc.
Автопалатка — это полная свобода Автопалатка — это полная свобода

Everest Touring выводит на рынок автопалатки с авиатехнологиями

Монокль
Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих

Почему из-за развития цифровых технологий снижаются когнитивные функции человека

Монокль
Вагон с прицепом Вагон с прицепом

Почему растут цены на ремонт железнодорожной техники

Эксперт
«Важно знать и понимать своего посетителя» «Важно знать и понимать своего посетителя»

Роман Валериевич Ковриков о том, зачем сегодня идут в музей

Санкт-Петербургский университет
Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем

Как бизнесмены и государство развивают бывшие тюрьмы

Forbes
Вступление в брак может повысить риск деменции: шокирующие выводы ученых Вступление в брак может повысить риск деменции: шокирующие выводы ученых

Как счастливая семейная жизнь может быть связана с когнитивными способностями?

ТехИнсайдер
Эксперт Фомин рассказал, как предотвратить слежку за переписками на Android Эксперт Фомин рассказал, как предотвратить слежку за переписками на Android

Способы защиты переписок для пользователей Android-устройств

ТехИнсайдер
Это не джентльмены Это не джентльмены

Выходит сериал «Гангстерленд», где первые эпизоды снял Гай Ритчи

Weekend
Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части

Притяжение Большого Магелланова Облака может разрывать Малое Облако на части

ТехИнсайдер
Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна

Как компьютерный термин проник в велнес-индустрию и в чем его нюансы

РБК
Довести промышленность до автоматизма Довести промышленность до автоматизма

Каким образом будет формироваться внутренний спрос на роботизацию в России

Монокль
10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана 10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана

Как спортсмены увековечивают в брендах не только свое имя, но и игровой номер

Forbes
Заемщики поубавили аппетит Заемщики поубавили аппетит

Почему у граждан снижаются запросы на размер кредитов наличными?

Ведомости
Весна в облигациях Весна в облигациях

Бизнес не намерен снижать программы по капитальным инвестициям

Ведомости
Сошедший с орбиты Сошедший с орбиты

Как австралийцы изобрели «орбитальный» двигатель внутреннего сгорания

Наука и жизнь
Открыть в приложении