Afternoon Seasons of lifeИстория
Знакомство с сапиенсами
Каких только не было гипотез о причинах, побудивших наших предков стать людьми! В этом винили и труд, и появление развитого языка, и генетическую мутацию… Но за последнее десятилетие у ученых появились интереснейшие подробности этой истории, связанные с местом, не имеющим аналогов на планете, — Денисовой пещерой на Алтае.

Около 50 тысяч лет назад произошло, наверное, самое удивительное событие в истории. Некоторые приматы из рода Homo начали вести себя разумно — рисовать на стенах пещер, торжественно хоронить мертвых, играть на флейтах, шить одежду, раскрашивать и украшать себя страшного вида бусами из зубов доисторических животных и фигурками-кулонами безликих «палеолитических Венер» с огромными грудями.
До этого Homo sapiens, человек с такими же, как у нас, генами и мозгом, бродил по Африке уже пару сотен тысяч лет и ничем не прославился. Ничего, кроме примитивных каменных орудий, не оставил — ни рисунков, ни украшений, ни захоронений со следами ритуалов. Люди, внешне неотличимые от нас, не вели себя по-человечески.
Это, наверное, самый загадочный и самый важный «фазовый переход» в человеческой истории. В археологии его называют переходом к верхнему палеолиту.
Что же случилось 50 тысяч лет назад?
Ответ на этот вопрос, возможно, находится в Денисовой пещере.
Три человечества
С тех пор как на помощь палеоантропологам пришли генетики, каждый год приносит новые крупные открытия: ДНК, выделенная из найденного зуба, может немало рассказать о том, каким был его хозяин, и даже о том, с кем спаривались его предки. Лавина этих открытий в 2010-е годы заставила ученых пересмотреть «научное предание» об эволюции человека и прославила на весь мир Денисову пещеру.
Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2022 году получил генетик из Лейпцига Сванте Паабо, первым научившийся восстанавливать ДНК древних людей (эта длинная молекула очень быстро распадается на тысячи мелких обрывков) и прочитавший геном неандертальца. 12 лет назад он получил от сибирских археологов крохотную косточку, найденную в Денисовой пещере. И тут оказалось, что полуистлевший кончик мизинца принадлежал девочке совершенно неизвестного нам антропологического типа. Вскоре весь мир услышал о Денисовой пещере и населявших ее денисовцах — таких же наших «двоюродных братьях», как и неандертальцы, но еще более таинственных.
Впрочем, с каждым годом мы узнаем всё больше. Анализ ДНК показал, что у них были карие глаза, смуглая кожа и темные волосы. Судя по генетическим данным, общий предок денисовцев и неандертальцев отделился от предка современных людей в Африке 700−900 тысяч лет назад. Наши предки остались в Африке, а предки неандертальцев и денисовцев 600 тысяч лет назад отправились заселять Евразию, где уже давно жили невысокие люди с мозгом поменьше и культурой попроще — архаичные Homo erectus, начавшие расселяться по миру целых два миллиона лет назад.
По мере освоения новых земель неандертальцы и денисовцы разделились: первые осели на территории Европы и Западной Азии, вторые заселили Юго-Восточную Азию.
Часть неандертальцев специализировалась на жизни в холодном климате неподалеку от ледников. В 2% генов, позаимствованных у них нашими теплолюбивыми африканскими предками, входят гены, связанные с приспособлением к холоду, в частности с белым цветом кожи — именно неандертальцы сделали наших пришедших в Европу темнокожих предков «бледнолицыми».
А часть денисовцев стала специализироваться на жизни в высокогорье: гены, связанные с приспособлением к высокогорью, они передали нынешним жителям Тибета. В геномах многих современных народов, населяющих Юго-Восточную Азию и Океанию, есть следы ДНК денисовцев — до 7%. Разные популяции Homo sapiens, неандертальцев и денисовцев неоднократно скрещивались, но вместе нигде не жили, во всяком случае, следов не обнаружено. Нигде, кроме одного места.
— Мы пока знаем только одну точку на Земле, где три разные эволюционные ветви людей жили рядом в одно и то же время, — это Денисова пещера, — говорит Сванте Паабо.