Судьба египтолога Владимира Голенищева и знаменитых фаюмских портретов

Правила жизниИстория

Московский фаюм

Филолог и искусствовед Арсений Дежуров размышляет о знаменитых фаюмских портретах, а также о судьбе египтолога Владимира Голенищева, благодаря которому одно из самых крупных собраний этих портретов оказалось в Москве.

В детстве, отрочестве, юности, в университетах всякий человек (местный или приезжий), что побывал в музее им. Пушкина в первый раз или уже в несчетный, скажет, какой зал больше всего запомнился, полюбился, без взгляда на который трудно уйти из ГМИИ: это египетский зал – миниатюрное подобие самого большого храма Древнего мира, Карнака, а в этом зале коллекция, от которой глаз не отвести. Все так хотят ее увидеть, что несколько лет назад музею пришлось убрать часть экспонатов в запасник, потому что живые люди с их непомерным любопытством стали плохо помещаться среди покойников, гробов, цветных фигурок, фаянсовых амулетов, папирусов и устаревших фотографий древних гробниц. Все равно египетская коллекция выплескивается за пределы зала – на выходе из «Египта», если пройти сквозь зал ассириологии и свернуть направо в «Эллинизм», можно увидеть портреты еще две тысячи лет назад живых людей: кудрявых семитских юношей, похожих на скрипачей и торговцев мандаринами, чернокожую красавицу нубийку, сурового, с лицом в морщинах римского офицера, заплаканное лицо большеглазой язычницы, больше похожей на христианскую святую.

Это коллекция заупокойного портрета, составляющая часть всемирно известного египетского собрания ГМИИ. Москвичи так привыкли к «своему» Египту, что мало у кого возникает вопрос, откуда в далеком северном городе эти удивительные вещи.

В 1908 году впал в крайнее разорение крупнейший русский ученый – египтолог Владимир Семенович Голенищев. Голенищев был вынужден срочно распродать свои шедевры, хранящиеся в Эрмитаже, за ничтожную для сокровищ цену.

Сын крупного предпринимателя, он мог позволить себе пойти по любому жизненному пути, но пошел по пути, по которому русские еще далеко не ходили. Он стал первым русским египтологом мирового значения. Первый артефакт Древнего Египта он приобрел в четырнадцать лет. Он выучил 13 языков. Он был единственным сотрудником, занимающимся египетской коллекцией Эрмитажа (без оплаты). Он примерно 60 раз совершал археологические и эпиграфические экспедиции в Египет, обогатив коллекцию Санкт-Петербурга (и, волею судеб, Парижа) литературными памятниками мирового значения. Он нашел в хранилище Эрмитажа, перевел и прокомментировал «Сказку потерпевшего кораблекрушение» – одну из самых увлекательных повестей древности.

У него было качество, которому позавидовал бы любой египтолог: он обладал исключительным художественным вкусом. Это особенно уважаемая категория эстетики среди тех, кто занимается каноническими искусствами вроде иконописи, палеха, гжели, хохломы... Ну и искусствами дремучей древности. Все дело в том, что искусство в Египте подчинено строгим правилам: оно мало менялось от века к веку. В искусстве такого толка трудно найти очень уж плохое произведение (так как оно сделано по правилам). Но не менее трудно отличить от среднего произведения шедевр, ибо и он тоже сделан по правилам тысячелетий.

У Голенищева был тот исключительный вкус, который позволил ему собрать свою обширную коллекцию из исключительных шедевров. Широта души, болезнь жены и крах Северо-Уральского золотопромышленного общества, акционером которого был египтолог, привели его к разорению. Европейские музеи заволновались.

Встревожились и московские интеллектуалы – такая коллекция должна была остаться в России. Под давлением Ивана Цветаева – создателя Музея изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (прежде и далее – ГМИИ) – и египтолога Бориса Тураева Государственная дума в 1909 году с неохотой приобрела коллекцию. Шесть тысяч древнеегипетских артефактов были упакованы в 224 ящика общим весом восемь тонн. В апреле 1911 года из Петербурга в Москву под охраной Преображенского полка отправился поезд с коллекцией Голенищева. Среди экспонатов с особенным почтением везли 23 портрета первых веков христианской эры. Это было новое и модное открытие египтологии – фаюмский портрет, о котором и пойдет речь.

К концу XIX века антикварные рынки Каира наполнились древними досками, расписанными восковыми красками. Большей частью они происходили из оазиса Эль-Фаюм, отчего их стали называть фаюмскими. Все это были портреты молодых людей или таких, которых сейчас принято называть молодыми. Мировая общественность должна была бы восхититься, ведь это был недостающий пробел в истории искусства: до нас совсем не дошли древние картины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Против империи Против империи

Имам Шамиль — лидер, благодаря которому жил Северо-Кавказский имамат

Дилетант
Ученые раскрыли секрет, почему нам даже во взрослом возрасте бывает трудно расстаться с детскими игрушками Ученые раскрыли секрет, почему нам даже во взрослом возрасте бывает трудно расстаться с детскими игрушками

Почему мы не можем отвязаться от старых игрушек?

ТехИнсайдер
Крадущийся тигр, возбудившийся дракон Крадущийся тигр, возбудившийся дракон

Рассказываем, какую роль играет секс в Японии и Китае

СНОБ
Трасса М8 «Холмогоры»: где проходит и как ездить Трасса М8 «Холмогоры»: где проходит и как ездить

Что нужно знать водителям, которые решили добраться до Белого моря по трассе М8

РБК
«Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям» «Главное, что тебе дает коллекционирование, это доступ к людям»

Как попытка разобраться в системе взаимоотношений приводит к коллекционированию

Правила жизни
Как заново влюбиться в партнера: 9 проверенных способов Как заново влюбиться в партнера: 9 проверенных способов

Как пробудить яркие эмоции и воссоздать романтическую атмосферу?

Psychologies
Войти в сад Войти в сад

Четыре года назад Антон Шуранов открыл крошечную студию цветов на «Аэропорте»

Seasons of life
Новое небо Новое небо

Астрономы обнаруживают в космическом прошлом массивные и зрелые галактики

Наука
Поднять китеж Поднять китеж

Чем в разные эпохи была сказка для людей, которые ее рисовали

Правила жизни
Что такое феномен «стеклянного потолка» и как он влияет на качество жизни Что такое феномен «стеклянного потолка» и как он влияет на качество жизни

Всегда ли только от нас зависит наш личностный и карьерный рост?

Правила жизни
По следам первопроходцев По следам первопроходцев

Следы эпохи Великих географических открытий – во всей нашей жизни

Вокруг света
Выживание белоголовых орланов зависит от здоровья луговых собачек Выживание белоголовых орланов зависит от здоровья луговых собачек

Луговые собачки являются важным ресурсом как минимум для четырех видов хищников

ТехИнсайдер
Правила жизни Андрея Миронова Правила жизни Андрея Миронова

Актер умер 16 августа 1987 года в возрасте 46 лет в Риге, Латвия.

Правила жизни
От руки От руки

Как делают уникальные перьевые ручки Montegrappa

RR Люкс.Личности.Бизнес.
9 признаков настоящего «душнилы» 9 признаков настоящего «душнилы»

Кто такой истинный «душнила»?

Maxim
Аварийный вход Аварийный вход

Неочевидная сторона профессии журналиста, за которой скрывается роскошная жизнь

Men Today
Чек-лист тревожного человека: как понять, что тебе нужна помощь Чек-лист тревожного человека: как понять, что тебе нужна помощь

Как понять, что твоя тревожность уже вышла за рамки нормальной реакции

VOICE
Первый загар. Где можно погреться уже весной Первый загар. Где можно погреться уже весной

Отправляемся в края, где в самом начале сезона уже можно насладиться солнышком

Добрые советы
Полезный канцелярский товар: 7 крутых идей, как использовать клей ПВА в быту Полезный канцелярский товар: 7 крутых идей, как использовать клей ПВА в быту

Канцелярский клей предназначен не только для создания школьных поделок

ТехИнсайдер
Выжить после удара метеорита, авиакатастрофы и кораблекрушения: 10 самых везучих людей на планете Выжить после удара метеорита, авиакатастрофы и кораблекрушения: 10 самых везучих людей на планете

Рассказываем истории людей, которые прямо таки родились «под счастливой звездой»

ТехИнсайдер
В маршрут все включено В маршрут все включено

«Я — капитан»: очень предсказуемый фильм Маттео Гарроне об африканских мигрантах

Weekend
Как правильно ездить на электросамокате в 2024 году: номера, карточки и новые штрафы Как правильно ездить на электросамокате в 2024 году: номера, карточки и новые штрафы

Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и иже с ними впервые добавили в ПДД

Maxim
5 аббревиатур-диагнозов (ПРЛ, СДВГ, РАС, КПТСР, БАР): как с ними жить и чем лечить 5 аббревиатур-диагнозов (ПРЛ, СДВГ, РАС, КПТСР, БАР): как с ними жить и чем лечить

Самые частые аббревиатуры: что это за расстройства и как с ними жить

Psychologies
Как натянуть цепь на бензопиле — наглядная инструкция Как натянуть цепь на бензопиле — наглядная инструкция

Важно следить за натяжением цепи в бензопиле — как ее подтянуть

CHIP
Что такое «парижский синдром» и чем он опасен Что такое «парижский синдром» и чем он опасен

Японцы, Париж, неоправданные ожидания… В чем связь? В «парижском синдроме»

Psychologies
Действительно ли дезодорант может защитить от пота в течение 48 часов Действительно ли дезодорант может защитить от пота в течение 48 часов

Насколько заявленная эффективность соответствует реальному времени дезодорантов?

Maxim
«Поэтам не всё дозволено» «Поэтам не всё дозволено»

Нет ни одной сферы советской жизни, в которой не проявился антисемитизм

Дилетант
Прослушка: TumaniYO — об астраханском рэпе, рагге, MiyaGi и Эндшпиле Прослушка: TumaniYO — об астраханском рэпе, рагге, MiyaGi и Эндшпиле

TumaniYO — о том, чем отличается астраханский и владикавказский рэп

Правила жизни
Мифы о кесарятах Мифы о кесарятах

Кесарево сечение: чего стоит опасаться, а что – не более чем выдумки?

Лиза
Настроим четкость Настроим четкость

3 предвестника близорукости, на которые мало кто обращает внимание

Лиза
Открыть в приложении