Лиза Жакова недавно опубликовала фотопроект «Нам не кажется», посвященный депрессии и биполярному расстройству личности. В интервью Psychologies.ru она рассказала о том, как живет с этими диагнозами, почему не хочет ассоциировать с ними свое творчество, что не так с флешмобом #faceofdepression, и о многом другом.

PsychologiesСтиль жизни

«Я не девочка с «биполяркой»: проект фотографа Лизы Жаковой

«Я не девочка с «биполяркой»: проект фотографа Лизы Жаковой
Psychologies:

Лиза, вы говорили, что не хотите, чтобы ваше имя ассоциировалось с биполярным расстройством. При этом вы откровенно говорите на эти темы в прессе.

Лиза Жакова:

Да, я это не воспринимаю как каминг-аут. Все знакомые знают об этом с моих 14 лет. Просто мой проект – это все-таки графический продукт. Я надеюсь, что он может иметь терапевтическую ценность, но я хотела бы отделять работу от болезни.

Я много чего делаю, и сейчас мне уже хочется делать совершенно другие вещи. Как только я закончила проект, эта история перестала быть для меня интересной. Мне хочется о ней забыть, как будто ее никогда не было, и заниматься другими проектами, которые никак не связаны с биполярным расстройством.

Вас напугал резонанс, вызванный вашим проектом?

Нет, это было довольно логично. Если вещь, которую я создала, работает и кому-то это помогает, это уже хорошо. Конечно, это имело эффект и лично для меня.

С вашей стороны очень смело так открыто говорить о своем диагнозе. Часто люди с биполярным расстройством стесняются об этом говорить.

Да, это так. Недавно мне написала одна женщина, известный журналист и фотограф. Она хотела отправить сына на психотерапию и жаловалась, что он совсем ее не слушает – согласен пить таблетки, но от работы с психотерапевтом отказывается.

Когда я сама принимала таблетки, организм с ними не справлялся: сплошные побочные эффекты и никаких положительных сдвигов. Я перестала их пить, и мне стало легче, хотя одновременно с этим стало хуже. После отказа от таблеток я похудела на 18 кг, а до этого на таблетках набрала больше 20.

Вы думаете, в вашей ситуации можно просто обойтись психотерапией?

Наверное, да. Я всегда была довольно-таки асоциальным элементом. Я сама решила, что мне так будет лучше. И я думаю, если бы я до сих пор пила таблетки, то никакой психотерапии не получилось бы.

«Я не девочка с «биполяркой»: проект фотографа Лизы Жаковой

Как вы узнали о диагнозе? Трудно ли было это принять?

Мне было 18 лет. Бабушка отправила меня к невропатологу, сделали МРТ, взяли анализы, а потом отправили к психиатру в Институт им. В.М. Бехтерева. Психиатр прописал антидепрессанты, но они мне не подошли. Психотерапевт, работавший там же, сказала мне, что депрессия – это нормально. А меня так ужасно колотило, казалось, что сейчас стошнит прямо там. Больше я к ней не ходила.

После этого я пошла в психоневрологический диспансер. Там меня приписали к дневному стационару, назначили какой-то препарат, мне стало легче. Я постоянно туда ходила.

Но тут такая система: врачи не оглашают диагноз пациенту, если он в тяжелом состоянии и этот диагноз может его напугать. Пациент может отказаться от лечения или госпитализации, которые необходимы по мнению врачей. И поэтому я диагноз узнала позже.

Я знала, что со мной что-то происходит, и хотела знать, что именно

На очередном приеме у психиатра я ненадолго осталась одна в его кабинете. Там был мальчик-лаборант, совсем молодой. Мы разговорились, и он мне рассказал, что написано в моей карте. По сути, я узнала диагноз обманным путем. Мне его не называли, просто сказали, что в моем состоянии надо лечиться и принимать таблетки, которые выдадут на посту медсестер.

Вам никто и не собирался говорить о диагнозе?

Видимо, да. Но я знала, что со мной что-то происходит, и хотела знать, что именно.

_border
Мария Гантман

В нашей клинике помощь человеку с биполярным аффективным расстройством (БАР) строится по следующим принципам:

1. Объясняем суть происходящего, вместе рисуем колебания фона настроения в течение жизни, вместе находим закономерности.

2. Обсуждаем цели терапии: сделать фазы более редкими и менее выраженными. Колебания настроения бывают у всех, но у пациента они слишком ярко выражены, и нужно это скорректировать. Отдельно надо отметить, что если пациент считает, что это не нужно, он просто больше не придет.

3. Обсуждаем способы коррекции: лекарства, психотерапия, образ жизни, решение других проблем со здоровьем.

4. Пациента ведут два специалиста: психиатр и психотерапевт, которые владеют методами помощи при БАР с доказанной эффективностью (когнитивно-бихевиоральная терапия, терапия межличностных и социальных ритмов).

К этим шагам можно приступать, только когда человек вышел из острого состояния. Если он не по своей воле был доставлен в острое отделение, это совсем другая ситуация.

Считается, что в стадии депрессии люди с биполярным расстройством понимают, что им плохо. А в стадии мании им очень сложно осознать, что что-то не так. Вы замечали такой эффект?

Да, так и есть. Вернее, понимание того, что что-то не так, есть. Но это совершенно не волнует. Тебе просто все равно. После одной очень неприятной истории я пошла в психоневрологический диспансер и рассказала о себе все, как на духу. А врачи меня застыдили и прописали таблетки, от которых стало только хуже.

Вы рассказывали, что однажды выпили меньшую дозу лекарства и вам стало плохо. Что тогда произошло?

Я тогда уезжала на лето на съемки. Я купила таблеток с запасом, но необходимости в них не чувствовала – они меня словно затормаживали. И они так и остались лежать, пока я не приехала обратно. Мне стало хуже, и я выпила половину дозировки нейролептика. Я заснула на 16 часов, проснулась, пошла сделать чай и упала. Ударилась головой, и мой молодой человек отвез меня в травму. Там мне сделали рентген и сказали, что с серым веществом все нормально.

После этого случая мне стало очень страшно, потому что суицидальных наклонностей у меня никогда не было.

Вы никогда не думали о суициде во время депрессии?

Нет, какая бы тяжелая она ни была. Я точно знаю, что даже если бы такие мысли у меня возникли, я бы никогда этого не сделала.

Человеку в депрессии часто нужна помощь кого-то близкого, чтобы он хотя бы решил обратиться к врачу

Как вы относитесь к флешмобу #faceofdepression?

Когда я начала снимать проект «Нам не кажется», узнала, что существует огромное сообщество, посвященное депрессии. Изначально я собиралась снимать для проекта не себя, а других людей. Я написала пост, и его опубликовали в одном из тематических каналов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От эйфории до меланхолии: как обнаружить БАР у себя или у близкого От эйфории до меланхолии: как обнаружить БАР у себя или у близкого

БАР все еще связано с множеством искажений, мифов и предубеждений

Psychologies
20 способов держать мозг в тонусе 20 способов держать мозг в тонусе

Хотя многие считают, что способности нашего разума ограничены коэффициентом IQ, существует ряд способов улучшить когнитивные способности. Для этого нужно каждый день нагружать, тренировать и удивлять мозг.

Psychologies
Продукты, которые не стоит есть на ночь Продукты, которые не стоит есть на ночь

На пустой желудок уснуть сложно. И вот вы открываете холодильник в поисках, чем бы перекусить. Учтите, некоторые продукты не способствуют крепкому здоровому сну.

Psychologies
Пусть говорит Пусть говорит

Резидент Stand Up Елена Новикова про Новый год

Cosmopolitan
Танго надежды: наперегонки с болезнью Танго надежды: наперегонки с болезнью

Танцевать на инвалидной коляске — это вызов. Вызов болезни, судьбе. Это решение, которое требует смелости. И Наталье Боровой ее не занимать. К тяжелому диагнозу можно отнестись по-разному. Кто-то ставит крест на прежней жизни и отдается во власть недуга. Кто-то старается принять болезнь, «договориться» с ней. Наталья видит в своем диагнозе хитрого соперника, с которым упрямо соревнуется уже несколько лет. Об отчаянной игре на опережение ее личная история.

Psychologies
Громче, чем бомбы Громче, чем бомбы

Светлана Лобода рассказала нам о планах, которые надо осуществить

Glamour
По моему веленью По моему веленью

Наши мечты – не просто фантазии, а руководство к действию

Cosmopolitan
Пират и его женщины Пират и его женщины

Вспоминаем романы актера Джонни Деппа

Лиза
Читаем в ноябре: выбор Psychologies Читаем в ноябре: выбор Psychologies

Хотите разобраться в своих чувствах, наладить отношения с близкими и просто получить удовольствие? Начните с лучших книжных новинок месяца по версии Psychologies.

Psychologies
Александры Ильины: старший и младший Александры Ильины: старший и младший

Отец и сын Ильины — о своих корнях, любимой профессии и крутых поворотах судьбы

Караван историй
«Раньше был более легким на подъем» «Раньше был более легким на подъем»

Интервью с Сергеем Пускепалисом

Добрые советы
Рефлексы новорожденного: что умеет ваш малыш? Рефлексы новорожденного: что умеет ваш малыш?

Кажется, что малыш умеет только есть, спать и плакать, но это не так

9 месяцев
На лице написано На лице написано

Алгоритмы распознавания лиц понемногу превращаются во всевидящее око

Популярная механика
Маргарита Наскинова. Войти в клетку Маргарита Наскинова. Войти в клетку

Сумасшедшей дрессировщица Маргарита Назарова никогда не была

Караван историй
12 новогодних конфликтов и способы их избежать 12 новогодних конфликтов и способы их избежать

Почему-то именно перед праздниками мы ссоримся особенно часто

Домашний Очаг
Роман Каримов Роман Каримов

Режиссер рассказал, что он думает о сексе с актрисами

Maxim
Лучший вид на этот город Лучший вид на этот город

«Татлер» собрал досье на десять девушек, которые сделали карьеру в урбанистике

Tatler
Выход есть. Как выживают люди, потерявшие все. Часть 3 Выход есть. Как выживают люди, потерявшие все. Часть 3

В мире много людей, которым нужна помощь

СНОБ
Химия и жизнь Химия и жизнь

Как нравиться себе даже во время химиотерапии?

Glamour
Почтальоны c крыльями, копытами и лапами Почтальоны c крыльями, копытами и лапами

Для передачи сообщений и грузов люди с древнейших времен использовали животных

Дилетант
«Это круче, чем секс». Трудоголики о своей жизни «Это круче, чем секс». Трудоголики о своей жизни

«Сноб» поговорил с теми, для кого работа превратилась в настоящую зависимость

СНОБ
Золото Альбертины Золото Альбертины

Интервью с директором венского музея Альбертина

СНОБ
Тело говорит: как научиться его слышать? Тело говорит: как научиться его слышать?

Наше отношение к любой жизненной ситуации отражается на состоянии тела. Малейшее напряжение или дискомфорт – следствие какого-то чувства или нерешенной проблемы. Как научиться распознавать эти сигналы и зачем это нужно, рассказывает телесно-ориентированный терапевт Юрий Сопильниченко.

Psychologies
Вдруг без друга Вдруг без друга

Подруг в отличие от родителей мы выбираем сами

Cosmopolitan
Легче обнять Легче обнять

Интервью с Ксенией Раппопорт

Домашний Очаг
Дотракиец в Петербурге Дотракиец в Петербурге

Иногда метафора помогает найти ключ к трудному подростку

СНОБ
Проклятые деньги Проклятые деньги

Мистика — это всего лишь то, чего мы пока не понимаем

СНОБ
Павленский не зажег Павленский не зажег

Зачем поджигать здание Банка Франции на площади Бастилии?

СНОБ
На роду написано На роду написано

Через поколения к нам доносятся отзвуки событий Великой Октябрьской революции

Psychologies
Нашла занятие Нашла занятие

Их дело выросло из хобби и приносит сплошное удовольствие

Cosmopolitan
Открыть в приложении