Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – силаКультура

Ван Эйк: в раме оптической революции

Александр Марков, Оксана Штайн

Раздача пространства и времени

Ян ван Эйк

В названии статьи есть парадокс: нет более несовместимых понятий, чем Ян ван Эйк и рама. Великий художник и дипломат выжимал из деревянной основы все, что мог, изображенные им интерьеры каменных зданий как будто отсвечивали отблесками леса. Но рама – совсем не его вещь и не вещь его эпохи. Произведения ван Эйка не предназначались для стен: напротив, их надо было перевозить, носить с собой, показывать гостям.

Вспомним его «Святую Варвару» (1437). Мученица из Никомидии в Малой Азии была казнена собственным отцом, крупным римским чиновником, за принятие христианства. По версии жития, она была заточена отцом в башню от посторонних взоров, и в башне было два окна суровой античной симметрии. Но Варвара велела проделать третье окно, исповедуя Троицу: на смену симметрии пришло подвижное равновесие прорыва к невозможному. Изобразить столь драматичное житие в одном пространстве невозможно: как показать, что третье окно – не то же, что первые два? Что с Варварой многое случилось, что она сама пересоздала себя? Ван Эйк сделал просто: он изобразил Варвару на фоне строившегося тогда Кёльнского собора: мы видим и работу подъемных механизмов, и укладку кирпичей, и замешивание глины, и суету с носилками. Это полная панорама строительных технологий того времени. Поэтому святая Варвара сама становится строительницей храма, сама создает исповедание Троицы в камне – проблема изображения процессов и процедур решена.

Святая Варвара

Ван Эйк, который и утвердил масляную живопись, передающую фактуру видимой реальности во всей ее плотности, без необходимости как-то принимать условности с торжественным почтением, написал эту картину тушью, как гризайль, черно-белую, или, мы бы даже сказали, землистой сепией. Почему это так? Дело в том, что эта картина никогда не висела на стене и не могла висеть. На обороте художник выполнил стилизацию драгоценного материала, драгоценной панели, чистого выражения богатства. Ван Эйк делал такое не раз, а за ним – Рогир ван дер Вейден.

Такая стилизация задавала направление взгляда – картину можно рассматривать и снизу, с нашей точки зрения, но и сверху, с божественной позиции взгляда, глядеть на нее из прошлого и из будущего. Универсальная фактурность имитации, драгоценная мнимая поверхность, созданная простым освоением пространства, позволяет, вернувшись от изнаночной стороны к лицевой, переноситься то в прошлое, то в будущее, воспарять на небеса. Вспомним, как в его «Благовещении» Гентского алтаря (1432) слова Мадонны «Се раба Господня» (Ecce ancilla Domini) написаны вверх ногами – их читает Святой Дух, но и зритель, причастный таинствам христианства. Лицевая сторона работает как машина времени и машина пространства – обретение ценностей на изнаночной стороне и есть обретение смыслов истории на лицевой. Современная фотография, которая, как показала культуролог Оксана Гавришина1, механизирует и руинированное, и неруинированное пространство с целью переопределения прошлого, настоящего и будущего как мест ощущения, координат сбывшегося бытия-присутствия, в этом смысле напрямую продолжает уроки ван Эйка.

1 Гавришина О. В. Фотография как руина // Шаги/Steps.2018. Т. 4. № 3—4. С. 59—67.

Благовещение (фрагмент)

Кочующий двор

С 1425 года Ян ван Эйк был придворным живописцем герцога Филиппа Доброго: ему была назначена пожизненная стипендия. Бургундия, занимавшая значительную часть территорий современной французской Бургундии, Бельгии и Нидерландов, была своеобразной империей без столицы, герцог (dux, вождь) перемещался по подвластным территориям, чтобы не допустить переворота, – отец Филиппа Доброго был убит, вероятно, дофином Франции с целью ослабить соседа – и исключить заговоры. Вместе с ним кочевал двор, находясь то в Брюгге, то в Мелехене (он же Малин, откуда наш «малиновый звон» колоколов тамошнего стандарта), то в Лилле, то в Генте. Главное, чего добился Филипп Добрый – нейтралитета Англии, благодаря чему он успешно присоединял к своей державе французские земли. Двор богател, и каждый придворный хвастался сокровищами, в том числе походными алтарями – для ван Эйка было немало работы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великая пустота Великая пустота

Монголия – наименее населенная страна мира

Вокруг света
Отцовский баланс Отцовский баланс

Советы для пап, стремящихся уделять достаточно времени семье

Men Today
«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
«Цезарь идёт!» «Цезарь идёт!»

«Alea iacta est» — то ли сказал, то ли не сказал Цезарь, когда переходил Рубикон

Дилетант
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение» Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение»

Жизнь советской телеведущей — это не слава, не гламур

Коллекция. Караван историй
Подари себе кайф Подари себе кайф

Пошаговый план, как правильно подготовиться к нагрузкам и отдохнуть после них

ЖАРА Magazine
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Туда-сюда-издат Туда-сюда-издат

14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом

Weekend
От слов к действию: как бизнес помогает фондам спасать детские жизни От слов к действию: как бизнес помогает фондам спасать детские жизни

Как бизнес и благотворительные фонды помогают больницам и тяжелобольным детям

СНОБ
Вопрос для собственника: зачем делать топ-менеджера партнером Вопрос для собственника: зачем делать топ-менеджера партнером

Превращение топ-менеджера в партнера может открыть новые перспективы

Forbes
Зимняя Башкирия Зимняя Башкирия

Башкортостан не зря называют «русской Швейцарией»

Отдых в России
Гуси у нас Гуси у нас

Как документалист Александр Расторгуев пришел от реализма к сюрреализму

Weekend
Стыд и завыванье Стыд и завыванье

«Месье Азнавур»: смехотворный байопик великого шансонье

Weekend
Бей, беги, замри, договаривайся: как реагировать на критику в свой адрес на работе Бей, беги, замри, договаривайся: как реагировать на критику в свой адрес на работе

Максим Карпов рассказывает, какой может быть критика и как на нее реагировать

Forbes
«Птица» с Барри Кеоганом: магический реализм в британской глубинке «Птица» с Барри Кеоганом: магический реализм в британской глубинке

Как Андреа Арнольд возвращается к корням и находит надежду в магическом реализме

Forbes
Гений вещи Гений вещи

Сенсационные признания того самого мужа, который ничего не выбрасывает

VOICE
Записки из раскопа Записки из раскопа

Как жители средневекового Новгорода передавали сообщения

Вокруг света
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
«Похвалы необходимы поэту, как памперсы младенцам и лампасы генералам» — интервью с Дмитрием Бобышевым, соперником Бродского «Похвалы необходимы поэту, как памперсы младенцам и лампасы генералам» — интервью с Дмитрием Бобышевым, соперником Бродского

Готов ли Дмитрий Бобышев был платить за поэзию судьбой

СНОБ
«Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы «Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы

Новые детективы, которые невозможно выключить, не узнав, кто же убийца

Forbes
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
Основы молодости Основы молодости

Как повлиять на биологический возраст и в чем кроется секрет долголетия?

Grazia
Криштиану Роналду невероятно красивый, но очень глупый: миф или правда? Криштиану Роналду невероятно красивый, но очень глупый: миф или правда?

Разрушаем легенды об одном из самых популярных футболистов мира

Maxim
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
Открыть в приложении