Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов

Знание – силаИстория

Стальной путь

Наталья Стеркина

Р

оссийские железные дороги связывают пункты А и Б, О и П, так же связывает жителей городов и деревень кино. Одни и те же фильмы смотрят в разных уголках страны, смотрят и обсуждают…

Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов. В некоторых из них дело происходит на железной дороге: в купе или плацкарте, в депо или в кабине машиниста, на вокзале или на станции. Вряд ли сейчас найдется человек (более или менее взрослый), который хоть раз не посмотрел «Вокзал для двоих» (1983), фильм Эльдара Рязанова, где сыграли несравненные Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Встречу официантки Веры и пианиста Платона снимали в Москве на Рижском вокзале. Наверное, не менее известен и фильм Алексея Балабанова «Брат» (1997). Данила Багров прибывает на Витебский вокзал Санкт-Петербурга.

Первая железная дорога, связывающая Санкт-Петербург с Царским Селом («царская ветка»), появилась в 1837 году, сейчас она входит в состав Витебского направления Октябрьской железной дороги. Кинематограф же, как известно, появился в 1896 году, и началось все с шестидесятисекундного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. В 1903 году на студии Т. Эдисона режиссер Э. Портер снял двенадцатиминутный фильм «Большое ограбление поезда», эта картина проложила дорогу фильмам, где используются все выигрышные коллизии, которые дает железная дорога. Вестерну пригодились драки на крыше и погоня на лошадях за паровозом, психологической драме и триллеру – замкнутое пространство купе, мелодраме – неожиданные встречи в пути… И с точки зрения «картинки» – эстетической составляющей – здесь было чему поучиться: сходящиеся и расходящиеся рельсы, зыбкий свет фонарей обходчиков. Так зародились линии документального и игрового кино.

В России документальным кино успешно занялся А. Дранков. В 1909 году он снял прибытие Льва Толстого на Курский вокзал. Зрители и сейчас могут видеть лицо Толстого, стоящего у окна вагона или проходящего по перрону сквозь приветствующую его толпу. Первая киноэкспедиция для съемок полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя» была отправлена по железной дороге режиссером Александром Ханжонковым в 1911 году. Но еще раньше, в 1909‑м, появился первый кинопоезд! Петербургское управление Северо-Западной железной дороги устроило специальный передвижной просветительный кинематограф для детей. Существовало такое понятие «земский кинематограф», при активном участии сельской интеллигенции (врачей, учителей) зародилась идея кинопередвижек. Кино двинулось в уезды. А Ханжонков придумал дешевый вариант организации проката: он пересылал зарубежные фильмы с проводниками поездов, так фильмы путешествовали из города в город.

Кинопоезд

В советское время такие кинопередвижки стали играть роль агитпоездов. Режиссер Александр Медведкин (1900—1989), сын железнодорожного машиниста, придумал такой поезд: три железнодорожных вагона приспособлены для оперативной проявки, обработки и монтажа кинопленки. Есть вагон, где живут члены съемочной группы, и вагон, где, собственно, «крутят кино». В годы первой пятилетки было снято много агитационных и сатирических сюжетов. Девиз Медведкина был: «Сегодня снимаем – завтра показываем!» Фрагменты этих картин обнаружил в восьмидесятые годы киновед Н. Изволов. Интересно, что в оформлении таких агитпоездов принимал участие известный художник Александр Дейнека.

Агитпоезд

В 1925 году Всеволод Мейерхольд задумал снять тринадцатичастевый фильм «Стальной путь» (с ним сотрудничали его ученики Н. Экк и Н. Охлопков). Действие должно было начинаться с изобретения паровоза Стефенсоном, но все дальнейшее – на территории России. Предполагалось занять четыреста актеров, среди них Михаила Жарова, Сергея Мартинсона. Были заказаны и созданы масштабные декорации. Съемки должны были происходить на Кавказе, на Урале, в Сибири. В кадр должны были попасть вокзалы Одессы, Москвы, Ленинграда. Были задуманы трюковые сцены: в одном из эпизодов паровоз должен был врезаться в стену, пройти ее насквозь и продолжить путь. Предполагалось вести съемку с самолетов. Этот масштабный проект должен был рассказать историю железных дорог России. Увы, он не состоялся…

Зато в конце двадцатых – начале тридцатых годов появились интересные документальные фильмы. Под тем же названием «Стальной путь» в 1929‑м режиссер В. Турин снял «киноочерк в пяти частях». Название фильма имеет подзаголовок – «Турксиб». Это полнометражный фильм, снятый кинокомпанией «Востоккино» (оператор Е. Славинский). Поэтичный фильм, в котором шевелятся пески пустыни, несутся потоки воды с гор, медленно шествуют верблюды, вызывал большой интерес публики. Интересно было следить (как интересно и сейчас) за прокладыванием рельсов в пустыне, за скачущими по пустыне кочевниками. Продолжила тему картина «Турксиб открыт» (реж. Г. Роом, оператор А. Косматов, 1930). Эту документальную ленту можно использовать в качестве комментария к кадрам, посвященным Турксибу, в экранизациях романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Первая экранизация, снятая Михаилом Швейцером, появилась в 1968 году, вторая (телесериал), которую сделала Ульяна Шилкина, – в 2006‑м.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Братья «Не-Пушкины» Братья «Не-Пушкины»

Почему Александр Пушкин не писал о своих троюродных дедах — Сергее и Михаиле?

Знание – сила
Чем богаты, тем и рады Чем богаты, тем и рады

Что мы хотим получить на самом деле, когда раскошеливаемся на люкс

VOICE
Накопленный провал Накопленный провал

Накопительная пенсионная система провалилась как инструмент сбережений

Монокль
Федерико Арнальди: «Я не могу без любви» Федерико Арнальди: «Я не могу без любви»

Федерико Арнальди – о вкусной еде, русских девушках и любви

Добрые советы
Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться» Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться»

Как нейросети повлияют на профессии и когда они станут привычным инструментом

РБК
Пока живу — эволюционирую Пока живу — эволюционирую

Может ли эволюционировать организм, все гены которого необходимы для жизни?

Знание – сила
Парк «Тужи»: ленд-арт и бурятские традиции Парк «Тужи»: ленд-арт и бурятские традиции

Парк «Тужи» сочетает природу Дальнего Востока и современный ленд-арт

Psychologies
Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть? Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть?

Как выбрать вкусные мандарины и сколько их можно съесть

ТехИнсайдер
Ферма будущего Ферма будущего

Как семейное увлечение мыловарением выросло в большой бренд

Seasons of life
Будущее сейчас Будущее сейчас

Андрей Лихачёв рассказал о том, что делает СберСити уникальным для России и мира

Robb Report
Шуба, золото, икра: почему тренд Slavic Girl захватил соцсети и как сделать его модным Шуба, золото, икра: почему тренд Slavic Girl захватил соцсети и как сделать его модным

Почему западные блогеры переодеваются в пушистые шубы и меховые шапки?

Правила жизни
Машины времени Машины времени

11 лучших автомобилей российского рынка 2023 года

Men Today
Свет в твоем окне Свет в твоем окне

Украшаем волшебными огнями весь дом

Лиза
Саранча как двигатель прогресса… Саранча как двигатель прогресса…

Как работает искусственный интеллект на основе «роевого интеллекта» насекомых?

Знание – сила
5 фильмов о материнской любви 5 фильмов о материнской любви

Нет на свете большей силы, чем сила материнской любви

Psychologies
«Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты «Плохая девочка», Пугачева под фонк и новый пик Лолиты: как ремейки захватили чарты

Почему все вдруг пошли делать и слушать ремейки старых песен

Правила жизни
Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале Мусор оптом: проблема стихийных свалок на Южном Урале

Как устранить очаги захламления земель?

ФедералПресс
Жизнь других Жизнь других

Почему мы невольно начинаем подстраиваться и как найти «настоящего себя»?

Grazia
Славянский клад! В Германии нашли сокровищницу с мечами и монетами бронзового века Славянский клад! В Германии нашли сокровищницу с мечами и монетами бронзового века

В Мекленбург-Передняя Померания археологи сделали ряд потрясающих находок

ТехИнсайдер
Ой, всё: почему США признали потолок цен на нефть бесполезным Ой, всё: почему США признали потолок цен на нефть бесполезным

Российский нефтегаз показал чудо адаптации к санкциям

Монокль
Личные границы: когда оборона не нужна Личные границы: когда оборона не нужна

Стоит ли охранять личные границы от близких людей?

Psychologies
Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины

Почему мы склонны завязывать отношения с партнерами одного и того же типа

Psychologies
Рукокрылые резервуары Рукокрылые резервуары

Почему летучие мыши резко выделяются среди источников инфекционных болезней?

Знание – сила
«Люди не смогут отличить, что реально, а что воображаемо» «Люди не смогут отличить, что реально, а что воображаемо»

Пять кратких историй успеха, достигнутого в том числе и выходцами из России

РБК
Революция Ноама Хомского Революция Ноама Хомского

7 декабря 2023 года исполняется 95 лет Ноаму Хомскому

Наука
«О самом лютом из владык» «О самом лютом из владык»

В том, что Влад Дракул был реальной исторической личностью, сомнений нет

Дилетант
Как правильно сочетать пиво с едой Как правильно сочетать пиво с едой

Открываем новые вкусовые горизонты в сочетаниях алкоголя с едой

Maxim
Ничего обнадеживающего: как народные сказки учат нас терпеть абьюз Ничего обнадеживающего: как народные сказки учат нас терпеть абьюз

Отрывок из книги «Архетипы в русских сказках»

Forbes
Предприниматели среди нас Предприниматели среди нас

Кто каждый день делает нашу жизнь ярче и проще? И как им это удается?

Men Today
Отчаянный газовый покер Отчаянный газовый покер

На рынке СПГ есть только два игрока, которые имеют достаточные амбиции

Монокль
Открыть в приложении