Добродетельные матроны
У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры. История сохранила имена некоторых из них.
Кальпурния
Кальпурния, была третьей и последней женой Цезаря. Её отец Луций Кальпурний Пизон, политический союзник Цезаря, вскоре после свадьбы стал римским консулом, не без помощи зятя.
Цезарь сочетался браком с Кальпурнией в 59 году до н. э., и это был исключительно политический союз. Любви в нём, можно сказать, даже не предполагалось. Но несмотря на то что женщин в окружении Цезаря было более чем достаточно, свою последнюю ночь он провёл именно с женой.
Про Кальпурнию и её отношение к Цезарю почти ничего не известно. Но античные авторы именно ей приписывают вещий сон накануне убийства Цезаря. Кальпурнии будто бы приснилось, что «её дом рушился, а Цезарь, раненный несколькими мужчинами, скрывался от них в её лоне», — писал Дион Кассий в «Римской истории» спустя более чем 200 лет после смерти Цезаря. Плиний Старший (он родился через 60 с лишним лет после гибели диктатора) утверждал, что Кальпурния, увидев во сне, как «держала своего мужа на руках и оплакивала его», умоляла Цезаря не ходить в сенат, но тот её не послушал.
После 15 лет брака Кальпурния овдовела. С этого момента её имя исчезает со страниц истории.
Сервилия Старшая
Сложно найти человека, который не знал бы фразы «и ты, Брут», якобы сказанной умирающим Цезарем своему убийце. Впрочем, в такой формулировке фраза встречается лишь у Шекспира. Между историками же идут яростные споры о том, что же на самом деле говорил (и говорил ли в принципе) Цезарь в последний миг перед смертью. Одна из версий, впоследствии также популяризированная в литературе и кино, такая: «И ты, сын мой?»
Всё потому, что Брут был сыном одной из самых знатных и богатых возлюбленных Цезаря.
«Цезарь безумно любил Сервилию, а Брут родился в самый разгар этой любви, стало быть, Цезарь мог считать его своим сыном», — писал Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях». Точно такое же предположение высказывает и Аппиан Александрийский: «Некоторые даже полагали, что Брут был Цезарю сыном, ибо когда Брут родился, у Цезаря была связь с Сервилией. Вот почему, говорят, и при победе при Фарсале, Цезарь велел своим полководцам все усилия приложить для спасения Брута».