В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – силаИстория

Сарацинка, воительница, христианка

Татьяна Соловьева

Существует представление, что в арабском обществе, где особенно сильны традиции, женщине полагалось только материнство, домоводство и услаждение мужчины. Однако это почти не так. «Почти», потому что в эпоху джахилийи – доисламский период – у разных племен бедуинов, из которых постепенно складывался арабский мир, положение женщин различалось. Где-то с ними обращались, как с рабынями, продавали и насильно выдавали замуж, а новорожденных девочек, боясь нужды, даже умерщвляли. Где-то, напротив, женщины пользовались относительной свободой. У арабских историков есть рассказы о том, что у кочевых бедуинов были проститутки, которые поднимали у своих шатров флаги, служившие указанием на то, что к ним может входить каждый желающий. Конечно, по статусу они ни в коем случае не были равны с женами и матерями семейств, но и изгоями в обществе не считались.

У иных кочевников женщина, владевшая собственной палаткой, сама выбирала вторую половинку и дарила будущему мужу копье и палатку, что означало «брак заключен». При этом владелица палатки могла состоять в супружеских отношениях с несколькими мужчинами, пользовалась всеми благами (или несчастьями?) многомужества и любому из своих мужей могла дать развод, когда пожелает. К слову, и сейчас будущего супруга во многих родах бедуинки чаще всего выбирают сами, а мужчины гордятся своим происхождением не только по отцу, но и по матери.

Довольно широкими экономическими и социальными правами обладали женщины на севере Аравийского полуострова у кочевников Бадиет-эш-Шам – Сирийской пустыни. Они получали равную долю с наследниками мужского пола, занимались не только «женскими» ремеслами, но и торговлей. Нормой было участие бедуинок в военных битвах, которые часто развязывались между племенами из-за пастбищ, колодцев и раздела сфер влияния на караванных дорогах. Женщина даже могла быть лишена доли наследства по причине не участия в сражениях. В доисламской арабской поэзии ярко запечатлен образ воительницы верхом на коне, в доспехах и с оружием в руках, свободной и гордой. И часто бывало так, что от желания женщины зависело, будут ли племена жить в мире или станут воевать между собой.

Одной из таких женщин была бедуинка Мавия.

Лазурный блеск воды

Вода в пустыне – высшее благо. Свой источник или колодец свидетельствовал о могуществе племени, сумевшего захватить и удержать его. Из бедуинского лексикона в арабский язык пришел фразеологизм «пьющие мутную воду», который означал беспомощность и униженность рода. «Свои защищай колодцы смело, с мечом в руках», – призывал древний бедуинский поэт. За источники воды воевали, в их честь слагали стихи, им давали возвышенные имена. Название источника, которым владело племя, нередко прибавлялось к имени основателя рода и веками сохранялось, становясь впоследствии общей фамилией.

Вода, дающая жизнь, ассоциировалась у древних кочевников с женщиной, рождающей дитя, и в ее честь давали имена дочерям. Мавией, что означало «лазурный блеск воды», назвал свою дочь и Амр, царь воинственного кочевого племени аздитов, у которых, по словам средневекового арабского историка Хамзы Испаганского, имя Мавия было широко распространено. В IV—VII столетиях аздиты создали один из самых могущественных племенных союзов на Ближнем Востоке, сыгравший немалую роль в судьбах арабского мира.

О бедуинской царице Мавии сохранилось множество рассказов арабских и византийских историков, особенно интересных и ценных тем, что хронологически совпадают с излагаемыми в них событиями. Внимание летописцев эта женщина привлекла после того, как стала женой вождя одного из родов племени бану лахм. Сообщалось о ней в хрониках разное. Византиец Феофан Исповедник в «Хронографе от Диоклетиана» писал: «Говорят, что она была родом ромеянка, захваченная в плен. Красотой своей она пленила царя сарацинского и таким образом достигла престола». Другой летописец того времени – Михаил Сириец – считал ее гречанкой. Римский историк Руфин, которому принадлежит самое раннее упоминание имени этой необыкновенной женщины, называл Мавию сарацинкой.

В европейской традиции слово «сарацины» (с греч. «восточные люди») закрепилось применительно к мусульманам. Но первоначально так назывались лишь кочевые разбойничьи племена «варваров-скинитов», обитавшие в Бадиет-эш-Шам, у границ Сирии. Именно в таком значении это слово впервые встречается у римского историка IV века Аммиана Марцеллина. Ему же принадлежит едва ли не первое подробное описание жизни кочевавших в Сирийской пустыне племен: «Никогда и никто из них не берется за рукоять сохи, не сажает дерева, не ищет пропитания, обрабатывая землю. Они вечно блуждают, передвигаются вдоль и поперек пространств, без дома, без определенного места жительства, без законов. Они не могут длительно оставаться под одним и тем же небом, и им не нравится одно и то же место на земле, их жизнь постоянно в движении».

Судил Аммиан не понаслышке: в 363 году он участвовал в походе за Евфрат последнего языческого римского императора Юлиана Отступника и лично познакомился с порядками насельников пустыни, которых римские правители того времени пытались втянуть во всевозможные соглашения и договоры. Таким образом одних кочевников использовали в качестве союзников в борьбе с другими племенами, немало досаждавшими римлянам в восточных провинциях. Частые сарацинские набеги вынуждали имперские войска пребывать в постоянном напряжении, и ромеи то воевали с беспокойными соседями, то откупались от них. Впрочем, сообщения римских историков недвусмысленно утверждают, что золото и дорогие подарки помогали не всегда. Мирные соглашения кочевники нарушали так же легко, как и заключали. Об их своеволии свидетельствуют и следующие строки бедуинского поэта конца V – начала VI века Ал-Кутами:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хюэ 1968 Хюэ 1968

Поворотный момент войны во Вьетнаме

kiozk originals
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
Китайское техно Китайское техно

Краткая история технологического идеализма

ТехИнсайдер
Джинсовая революция Джинсовая революция

Как бренд Guess однажды навсегда изменил всю джинсовую индустрию

Grazia
Снаряды против пушек Снаряды против пушек

Даже в первый год Великой Отечественной войны в СССР проходили соревнования

Ведомости
Весенняя аллергия Весенняя аллергия

Какие сюрпризы может преподносить аллергия

Здоровье
Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг

В каком возрасте герои ощутили на себе все трудности жизни

Maxim
8500 лет назад охотники-собиратели ходили по морю на Мальту 8500 лет назад охотники-собиратели ходили по морю на Мальту

Охотники-собиратели пересекали от 100 км открытой воды, чтобы достичь островов

ТехИнсайдер
Тонкости переобувки: чем опасны старые шины и как избежать штрафов за утилизацию Тонкости переобувки: чем опасны старые шины и как избежать штрафов за утилизацию

Чем опасна пыль от истирания колес и почему покрышки нельзя сжигать в костре?

ТехИнсайдер
Роковая любовь в «эпоху джаза»: что вдохновило Фрэнсиса Скотта Фицджеральда на создание «Великого Гэтсби» Роковая любовь в «эпоху джаза»: что вдохновило Фрэнсиса Скотта Фицджеральда на создание «Великого Гэтсби»

Почему «Великого Гэтсби» можно считать пророчеством для американской мечты?

Правила жизни
Почему беспроводные наушники быстро разряжаются Почему беспроводные наушники быстро разряжаются

Причины, по которым беспроводные наушники быстро разряжаются

CHIP
Давай поженимся! Разбираемся, как подтолкнуть любимого к разговору на эту тему Давай поженимся! Разбираемся, как подтолкнуть любимого к разговору на эту тему

Вы уже вместе не один год, а предложения руки и сердца не поступало. Что делать?

Лиза
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Апрель: «нашествие» хохлаток Апрель: «нашествие» хохлаток

Хохлатки-эфемероиды — радостный вскрик пробуждающейся природы

Наука и жизнь
Из Москвы в Питер на деньги синдиката Из Москвы в Питер на деньги синдиката

Как устроен механизм финансирования ВСМ Москва — Санкт-Петербург

Монокль
Там, где свет слушает звук Там, где свет слушает звук

Как и для чего создаются гиперспектрометры и мультиспектральные камеры

Наука и жизнь
От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Индейка на взлете Индейка на взлете

Российское производство мяса индейки выросло почти на 4%

Агроинвестор
Авдотья Александрова и Рим Оксана Авдотья Александрова и Рим Оксана

Как быть странной моделью, сделать фэшн из материнства и холодной котлеты?

Собака.ru
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
Редкий вид Редкий вид

Как выкупить жилье после его аренды

Деньги
В разряде достаточно рентабельных В разряде достаточно рентабельных

Сокращение урожайности снизило доходность сахарной свеклы

Агроинвестор
Сирийский демократический терроризм Сирийский демократический терроризм

Чем чревата сдержанная политика в отношении новых властей Сирии?

Монокль
Сезонный переполох Сезонный переполох

Какие болезни чаще всего обостряются весной и что с этим делать?

Лиза
Шоссе в никуда Шоссе в никуда

Самые живописные трассы мира, которые ждут отпечатков ваших шин

Men Today
Вверх по пустыне Вверх по пустыне

Километровый небоскреб в Саудовской Аравии все же построят

Weekend
Город двух цивилизаций Город двух цивилизаций

Касимов — где храмы на виду, а минарет в овраге

Weekend
Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Многие называли Олега Стриженова гордецом, а он просто был свободным человеком

Караван историй
Открыть в приложении