Олег Липовецкий рассказал, как руководящая должность сделала его мизантропом

ВедомостиРепортаж

Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций

Наталья Витвицкая
пт. 25.04.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Режиссер и актер Олег Липовецкий руководит Московским еврейским театром «Шалом» четвертый сезон. За это время он собрал новую команду и новый репертуар, а его спектакли – «Моня Цацкес – знаменосец» и «Жирная Люба» – стали зрительскими хитами.

В 2023 г. театр вернулся в родные исторические стены на Варшавском шоссе, в июне 2024 г. к нему была присоединена «Сцена на Новослободской» (бывший Центр имени Всеволода Мейерхольда). А в марте 2025 г. состоялись первые большие гастроли «Шалом» в Санкт-Петербург.

Хоть Липовецкий ставит свои спектакли реже, его почерку по-прежнему свойственны ярко выраженный гуманизм, тяга к исповедальности и узнаваемый мягкий юмор. Сейчас режиссер репетирует комедию Аристофана «Лисистрата», премьера которой назначена на июнь.

В интервью «Ведомостям» худрук театра «Шалом» рассказал о смыслах, заложенных в будущей постановке, и как руководящая должность сделала его мизантропом.

«Мы пришли в легендарное место»

– Мы встречаемся с вами в бывшем ЦИМе на Новослободской. Теперь это тоже «Шалом». Расскажите, пожалуйста, как вы приняли новость о передаче этой сцены вам, какие задачи сразу себе наметили и что уже удалось реализовать?

– Для нас не была сюрпризом передача этого здания. Когда стало очевидно, что нам очень тесно на Варшавке, не хватает репетиционных помещений, а зрителям мест, мы стали думать о возможностях перебраться в центр. Нашли пару вариантов. Но в итоге сосредоточились на здании на Новослободской, поскольку на тот момент оно не было загружено настолько мощно, насколько может и должно. Это был уже не Центр Мейерхольда. Понятно, что, если бы это был он, я бы в эту сторону даже не думал. Поскольку для меня ЦИМ – далеко не чужое место, и я понимал всю значимость этой институции для современного российского театра.

Еще один плюс – я хорошо знаю само здание, в свое время здесь учился в Школе театрального лидера. Важно и то, что здесь никогда не было своей труппы. Когда ты приходишь в театр, в котором есть труппа, конфликт неизбежен. И еще непонятно, кто из него выйдет победителем – горьких примеров в театральной истории много. Мне не хотелось тратить на это время, нервы, силы – и свои, и артистов. А в случае с бывшим ЦИМом такой проблемы не стояло. Департамент культуры Москвы пошел нам навстречу, в августе мы получили это помещение, а в октябре приступили к ремонту, совсем недавно его закончили.

– Вы довольны?

– Как оказалось, в плюсе заключены минусы. Мы вошли сюда без внутренних конфликтов, приняли на работу всех, кто хотел с нами остаться. Но так или иначе, а некий «отсев» стал происходить. Потому что не все, кто три года работал, мягко говоря, не очень интенсивно, смогли встроиться в суперактивный ритм «Шалом».

Сейчас мы находимся в кризисе, потому что работаем на пределе мощностей. Всего нас около 100 человек на три сцены, включая и артистов, и обслуживающий персонал. Это катастрофически мало. В театрах, где три площадки, только количество актеров начинается от 90. У нас – 32. Чтобы принять на работу новых людей, нужны деньги. Мы пытаемся убедить департамент увеличить нам фонд оплаты труда и количество ставок, предоставили наш анализ. При существующем положении вещей мы просто не можем выпускать больше спектаклей, также не можем играть их в большем количестве – труппа элементарно «не расходится» на три площадки. Репетировать в таком режиме тоже очень затруднительно, актеры работают на износ и каждый день. Это, конечно, грозит творческим выгоранием.

– Если вернуться к разговору о здании. Ранее вы говорили, что не собираетесь забывать его историю. Как вы ощущаете эти стены, себя в них? У ЦИМа богатая история, у «Шалом» тем более. Есть что-то, что, вам кажется, может быть точкой соприкосновения?

– Понятно, что мы пришли в легендарное место. ЦИМ – это часть истории российского театра, центр притяжения лучших новаторов театра. Здесь работали и Рощин, и Крымов, и Додин, и Фокин, и женовачи, и Панков. А фестивали! И NET, и «Золотая маска», и «Территория». Очевидно, нельзя просто взять и пройти мимо. Поэтому мы решили оставить знаменитое кафе на четвертом этаже в фирменном цвете ЦИМа и наполнить его информацией о событиях и людях, которые были здесь до нас. Пространство еще формируется, поскольку мы ограничены в средствах и во времени, но потихоньку мы доведем все до конца. Уже сейчас вы здесь видите афиши спектаклей ЦИМа. Потом появится книжный стеллаж, в котором мы разместим литературу, выпущенную ЦИМом, а также книги о Мейерхольде, книги Валерия Фокина. Портреты, которые висели в фойе пятого этажа, также переедут сюда. Нам важно и дорого место, в которое мы пришли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наглядная демография Наглядная демография

Минтруд разрабатывает сервис для оценки условий жизни семей в регионах

Ведомости
52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор» 52 дня под водой: чем закончился рекордный эксперимент советской глубоководной станции «Черномор»

Как проходил эксперимент по самому длительному пребыванию акванавтов под водой

ТехИнсайдер
Пики козыри Пики козыри

О взрослых, которые не уставали играть с детьми

Afternoon Seasons of life
Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина

Как философия русского космизма сформировала визуальную культуру XX-XXI веков?

ТехИнсайдер
Вымереть обратно Вымереть обратно

Пророчество фильма «Парк юрского периода»: можно ли воссоздать вымершие виды

Вокруг света
Самые научно точные фильмы про космос Самые научно точные фильмы про космос

Существуют ли достоверные художественные фильмы про космос?

Maxim
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Фотосинтез — «игра с огнём» для растения Фотосинтез — «игра с огнём» для растения

Каким образом свет «питает» растение и как вызывает химические реакции?

Наука и жизнь
Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса

Почему существует Вселенная? Почему существует мир, почему в нем есть мы?

Знание – сила
Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный

Как развить свой продукт с помощью digital-маркетинга

VOICE
Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа» Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историй
«Джеймс Уэбб» вновь нашел в атмосфере потенциального гикеана диметилсульфид «Джеймс Уэбб» вновь нашел в атмосфере потенциального гикеана диметилсульфид

«Джеймс Уэбб» вновь обнаружил признаки наличия диметилсульфида

N+1
Сила притяжения нарастает Сила притяжения нарастает

Мировой ответ Китаю в сфере редкоземельных металлов — создание альянсов

Монокль
«Ночные кошмары: Нарушения сна и как мы с ними живем наяву» «Ночные кошмары: Нарушения сна и как мы с ними живем наяву»

Что науке известно о галлюцинациях, связанных со сном

N+1
Кругосветка за 72 дня и критика тюремной системы: о чем писали первые журналистки Кругосветка за 72 дня и критика тюремной системы: о чем писали первые журналистки

Шесть женщин, изменивших журналистику

Forbes
«Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне «Мои родственники защищали Москву»: Яна Сексте впервые снялась в фильме о войне

Яна Сексте — о съемках в военной драме «В списках не значился»

VOICE
Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега

Как окружающая среда влияет на словарный запас?

ТехИнсайдер
Если села батарейка Если села батарейка

20 способов восстановиться за 15 минут

Лиза
От «Больницы Питт» до «Терапии»: 8 лучших новых медицинских сериалов От «Больницы Питт» до «Терапии»: 8 лучших новых медицинских сериалов

Медицинские драмы переживают новую волну популярности! А вот их подборка

Forbes
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Самые безумные и правдоподобные теории заговора про римских пап Самые безумные и правдоподобные теории заговора про римских пап

Какие теории заговора про римских пап были самыми безумными?

Maxim
Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист» Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист»

Гарик Сукачёв: «Что бы я ни создал, всегда критика была со знаком минус»

Караван историй
Изобретая наследие Изобретая наследие

Как экономика впечатлений меняет российские города

Эксперт
Ценный попутчик Ценный попутчик

Как путешествовать с собакой без стресса

Лиза
Что наука знает о счастье: 3 исследования Что наука знает о счастье: 3 исследования

Марина Пустильник о том, что же делает человека счастливым

РБК
Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику

Как Н. Лебедев стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог

Ведомости
Самый красивый кулич – у меня Самый красивый кулич – у меня

Как украсить кулич, чтобы он стал настоящим шедевром на праздничном столе?

Лиза
Светлый праздник Светлый праздник

Празднуем Пасху в путешествии: едем услышать самые красивые колокольные звоны

Лиза
«И всюду он гусар» «И всюду он гусар»

Лейб-гвардию Гусарского полка восторженно воспевали в стихах и на полотнах

Дилетант
Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно» Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно»

Какие причины кроются за безответственностью на рабочем месте?

Forbes
Открыть в приложении