Премиальный поворот
В России меняются представления о дорогих автомобилях
Премиальный сегмент российского авторынка отыгрывает утерянные позиции, переживая натиск новых китайских брендов. Но у машин западных престижных марок в РФ все еще много поклонников, которые готовы платить дороже, лишь бы не расставаться с проверенными и престижными моделями, поставляемыми теперь по схемам параллельного импорта.
Покупатель премиальных марок — самый желаемый клиент в автомобильных салонах в том числе потому, что даже в условиях экономической турбулентности премиальный сегмент ведет себя более стабильно, так как состоятельные потребители обычно имеют запас финансовой прочности. Вот и в России премиальная ниша авторынка сейчас развивается даже более высокими темпами, чем среднестатистический уровень продаж: по данным «Автостата», по итогам 2023 года спрос здесь вырос на внушительные 99,5% (притом что в среднем рынок увеличился на 69%). Всего же в прошлом году было продано 105,9 тыс. премиальных автомобилей, и таким образом, их доля вернулась на привычные показатели в 10%: в 2022 году она была более низкой в 7%, в 2021 году составляла те же 10%.
Трансформация статуса
В премиальных продажах автомобилей в России, как и на всем авторынке, идет активное проникновение китайских марок. По подсчетам маркетологов, по итогам прошлого года они заняли 65% всех продаж в сегменте. На первый взгляд, это может показаться значительным показателем, принимая во внимание, что в среднем по рынку китайским компаниям удалось занять 45%. Однако стоит учитывать, что в массовом сегменте большая доля занята отечественной «Ладой» (33%). В премиальном же сегменте больше трети удерживают автомобильные марки из недружественных стран, которые официально ушли из России и поставляются на российский рынок по параллельному импорту. Прежде всего это такие немецкие бренды, как BMW (-12%), которой удалось даже в условиях санкционных ограничений продать в России 9,1 тыс. машин. Также традиционно сильной в сегменте марке Mercedes-Benz (-35%) удалось достигнуть показателя в 6,8 тыс. единиц. Интересно, что также по итогам прошлого года относительно высоких показателей сумел достигнуть бренд Lexus — таких машин в стране было продано 4,9 тыс. единиц, что на 69% больше, чем годом ранее.
Тем не менее ведущие позиции в премиальном автомобильном сегменте в России сейчас прочно заняли китайские марки. С большим отрывом здесь лидирует бренд Exeed с показателем продаж по итогам 2023 года в 42,1 тыс. единиц (рост в 3,5 раза по сравнению с 2022 годом). Второе место занимает марка Tank — 13 тыс. (вышел на российский рынок в декабре 2022 года). Среди других успешных китайских марок такие бренды, как Lixiang, Voyah, Zeekr, Hongqi.
Главная причина роста продаж китайских автомобилей в премиальном сегменте — их более доступная цена. «Китайские марки теснят модели традиционных премиальных брендов за счет выгодного ценообразования»,— полагает Александр Ковалев, менеджер группы компаний Expocar. По его словам, средняя цена гибридного китайского внедорожника Li Auto (Lixiang) L9 составляет 8 млн руб. Сопоставимый с ним по размерам, мощности и функциональному оснащению новый Range Rover обойдется примерно в три раза дороже. По мнению эксперта, поклонников традиционных марок все еще много, но реально способных пойти на такие траты автолюбителей становится все меньше.
Другой важный фактор, способствующий росту популярности дорогих китайских автомобилей,— проблемы с обслуживанием попавших под санкции премиальных марок из недружественных стран. «Не так давно сообщалось о том, что немецкие производители BMW и Mercedes-Benz перестали обновлять свою операционную систему для авто, находящихся в РФ, и фактически у российских пользователей пропала возможность использования множества дополнительных опций»,— сетует Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
«Официально представленные на рынке России премиальные марки Exeed и Tank привлекают клиентов техническим обслуживанием, прозрачной гарантией, поддержкой производителя и быстрыми поставками запасных частей»,— считает Александр Ковалев. Официально ушедшие из России марки, по его словам, сервиса такого уровня не предлагают. Более того, некоторые из них блокируют работу диагностического оборудования, делая серьезный ремонт автомобилей невозможным.