Свержение Аполлона
Государства тратят баснословные деньги и десятки лет на то, чтобы получить достоверные факты. А граждане – годы жизни на то, чтобы найти им опровержение. Как возник «лунный заговор» – главная теория фальсификации XX века.
Многочисленные опросы, проводившиеся в разное время как в США, так и в России, выдавали неожиданные результаты: оказалось, несмотря на то, что в публичном доступе имеется огромный массив данных, многие интервьюируемые люди поддерживали мнение, что высадки человека на Луну сфальсифицированы и никакого полета на наш спутник не было, а все кадры миссии «Аполлон» Стэнли Кубрик снял в павильонах Голливуда. В США такое мнение высказывали от 10 до 20% опрошенных, в России – от 50 до 70%.
Количество подобных «антиаполлоновцев» вызывает интерес: как же так случилось, что люди верят в абсурдную теорию, ведь все высадки на лунную поверхность прекрасно задокументированы, и данные эти не засекречены?
Опережая события
Первые семена сомнений в реальности полетов на Луну были вброшены еще до завершения программы «Аполлон». В 1970 году в США путем самиздата вышла книга «Высаживался ли человек на Луне» (Did man land on the Moon). Ее написал некий Джеймс Крайни, пытавшийся доказать, что у человечества нет техники для полета на ближайшее небесное тело. Этот опус прошел почти незамеченным, поскольку на тот момент миллионы американцев могли видеть высадки на Луну в прямом эфире, а над проектом «Аполлон» и сопутствующими программами трудилось огромное количество людей.
Но в 1976 году эстафету от Крайни перенял Билл Кейсинг, написавший книгу «Мы никогда не были на Луне» (We never went to the Moon) – и вот она уже привлекла к себе гораздо больше внимания. Кейсингу удалось ввести в заблуждение читателей тем, что он представлялся как «инженер-конструктор, работавший в NASA». На самом же деле этот бывший торговец мебелью с 1956 по 1963 гг. всего лишь писал брошюры, освещавшие работу фирмы Aerojet Rocketdyne, которая разрабатывала сверхмощный двигатель F-1. Однако именно этот псевдоинженер снабдил аргументами несколько будущих поколений: мол, на лунных фотоснимках есть оптические аномалии, но нет звезд; флаги, воткнутые в лунную поверхность, развеваются, чего не должно быть в вакууме; на местах посадок лунных модулей не видно кратеров от струй двигателей и т.п. Более того, Кейсинг утверждал, что NASA вовсю практикует устранение «нежелательных свидетелей», убивая всех, кто готов донести до людей правду о фальсификации. Правда, сам он спокойно умер в возрасте восьмидесяти двух лет.
Золотая жила
Быть может, лунная конспирология так и не получила бы широкого распространения, если бы не некоторые обстоятельства. Книжку Кейсинга прочитал скандально известный в США человек по имени Ральф Рене. Сам он предпочитал называть себя «журналистом» и «расследователем», но, по сути, зарабатывал на распространении конспирологических теорий самого низкого пошиба. Ознакомившись с «выкладками» Кейсинга, Рене сообразил, что это «золотая жила», и принялся усердно ее разрабатывать. Он написал свою собственную книгу с громким названием «Как NASA показала Америке Луну».
А в 1977 году в прокат вышел художественный фильм режиссера Питера Хайамса «Козерог-1». Сюжет: власти США, не в силах отправить разрекламированную экспедицию на Марс, поэтому решают сфальсифицировать видеозаписи летящего корабля и фотографии марсианских пейзажей. Астронавты не желают участвовать в инсценировке. Дабы избежать раскрытия аферы, правительство распоряжается убить их. Американскому народу объявляют, что все погибли на обратном пути с Марса. В фильме речь идет не о Луне, а о Марсе, однако это восприняли в качестве намека: дескать, киношники не могут рассказать все как есть и вынуждены прибегать к аллегориям.
На этой же волне возникает череда статей, книг, «документальных» фильмов о «махинациях программы «Аполлон»» от авторов, далеких от науки: писателя Билла Купера, профессора философии Джеймса Фетцера, телеведущего Клайва Льюиса, историка фотодела Джека Уайта, журналистов Маркуса Аллена и Герхарда Вишневского.