История с биографией
Визитная карточка. На плотной муаровой бумаге, в верхнем левом углу, центральной выключкой в две строки акцидентным гротеском набраны имя, отчество и фамилия моего деда. Хоренъ Нерсесовичъ Игитхановъ. Ни должности, ни звания, ни города, ни страны. Tabula Rasa в своем изначальном значении, и мне придется начертать ее содержание.
Мой дед, Хорен Нерсесович Игитханян (до революции в некоторых документах фамилия писалась на русифицированный лад – Игитханов), родился 1 октября 1887 года в городе Ахалцих.
Хорен Игитханян был кадровым военным, артиллеристом, участником Первой мировой войны. Во время летнего наступления 1916 года, легендарного Брусиловского прорыва, батарея Х. Н. Игитханяна уничтожила неприятельские батареи, перешла глубокую реку Бзура, захватила бронепоезд противника с 12 орудиями, пленила много солдат и офицеров. За этот бой он был награжден орденом «Владимира с мечом и бантом».
После Октябрьской революции 1917 года, распада Российской империи, развала Кавказского фронта и разложения русской армии перешел на службу армянской армии. В апреле 1918 года была провозглашена просуществовавшая всего месяц Закавказская демократическая федеративная республика. Именно в это время Турция, нарушив условия Брестского мира, по которому вернула отвоеванные русской армией исторические армянские земли Карс, Ардаган, Эрзерум, Ван, начала наступление на Армению. В сражении 21–24 мая 1918 года близ железнодорожной станции Сардарапат тридцатитысячной турецкой регулярной армии противостояло двадцатитысячное войско, сформированное из бойцов народного ополчения и воинов бывшего Армянского добровольческого корпуса, во главе которого стояли генералы и офицеры императорской армии. Турецкая армия была разбита и обращена в бегство. Как известно из исторической литературы, батарея Х. Н. Игитханяна являлась одной из главных артиллерийских сил, обеспечивших разгром турок. Угроза уничтожения Армении была отведена, 28 мая 1918 года была провозглашена Республика Армения.
Негеоргиевский кавалер
В поисках документов о службе деда в царской армии я, воспользовавшись правом родственника, обратился в Российский государственный военно-исторический архив. В государственных архивах и в КГБ (с некоторых пор) чтят святость родственных уз! Мне дали возможность в течение четырех дней с утра и до вечера перебирать содержимое огромных папок с документами 52‑й артиллерийской бригады. Непередаваемое словами ощущение буквального прикосновения к истории! Документы, зачастую исполненные безымянными воинами канцелярии, средствами каллиграфии и корпусом особой лексики создали эстетику большого имперского стиля, с по-военному безукоризненно логически выстроенной системой в общем и частном. При том, что в этой жесткой конструкции из приказов, рапортов, формуляров, отчетов, списков, карт и схем оставался зазор для очень личного и даже человеческих слабостей. Попалось на глаза обращение грузинского офицера о переводе в другой полк, куда-то в Кахетию, где командиром – его дядя-генерал, и объяснялась такая просьба привычностью организма к теплому южному климату. Удивило описание ночного боя, когда австрийский офицер, очевидно нарушая жанровую стилистику военного рапорта, избыточно литературно, вполне в духе венского сецессиона живописует магическое свечение луны и похожие на театр теней силуэты сказочных русских богатырей.
К сожалению, архивы истощаются к концу мировой войны, и это не фигура речи, огромные папки стали «худеть» на глазах и, датированные концом 1916‑го года, превратились в разрозненные бумажки. Армия разрушалась, архивы составлять стало некому. На том и мое пребывание в архиве завершилось, смотреть стало нечего.
Моей «добычей» стал «Краткий послужной список подпоручика Хорена Игитханова» (26 октября 1914 г.)
Я не смог найти наградных листов деда. В книге Юрия Асадова написано: «Игитханов Хорен Нерсесович … назывался в хрониках в чине поручика в 1916 г. среди лиц, награжденных за боевую доблесть орденом св. Георгия 4 ст.» (Юрий Асадов. 1000 офицерских имен в армянской истории. Историко-биографические очерки. Пятигорск. Фонд Апакидриф. 2004.). В «Армянском вестнике» № 22 1916 года в главе о награждении орденами армянских офицеров читаю: «За отличия, выказанные в делах, против неприятеля награждаются… поручики… Хорен Игитханов». Каким именно орденом награжден Хорен Игитханов – не указано. Историк Сергей Владимирович Волков, составитель наиболее полной картотеки русского офицерства, к которому я обратился с просьбой о разъяснении, уверенно ответил, что Хорена Игитханова в списке Георгиевских кавалеров нет, и это означает, что в книге Ю. Асадова очевидная ошибка.