Предатели
В истории каждого народа есть не только свои герои, но и антигерои.
Томас Стэнли II
(1435–1504)
22 августа 1485 года в битве при Босворте закончился 331-й год правления династии Плантагенетов и наступил рассвет эпохи Тюдоров. Босворт был необычен тем, что в тот день на поле боя было три армии. Помимо дружин Ричарда III и Генриха Тюдора (будущего Генриха VII), треугольник образовали братья Стэнли. Томас, лорд Стэнли, глава ланкаширской семьи, вероятно, на поле боя отсутствовал и был представлен своим младшим братом сэром Уильямом. В конечном итоге братья выступили на стороне Генриха Тюдора, чем и решили исход битвы.
Впрочем, лорд Стэнли не удивил. Да, он поклялся в верности королю из рода Йорков и нёс булаву констебля на коронации Ричарда III 6 июля 1483 года. Однако Томас был хорошо известен тем, что не спешил на сражения войны Алой и Белой розы, и появлялся там всегда на стороне победителя. Многие его за это критикуют, но семья Стэнли была одной из немногих, кто пережил те тяжёлые десятилетия, укрепив своё положение.
Сэр Уильям Стэнли в отличие от своего старшего брата регулярно появлялся в союзе с Йорками. Но и его что-то подвигло выступить на стороне Генриха Тюдора. Возможно, это связано было с представлениями о той роли, которую Ричард III сыграл в гибели принцев в Тауэре.
Расчёт Томаса лежал на поверхности. Он был женат на леди Маргарет Бофорт, матери Генриха Тюдора, и победа Тюдоров при Босворте открывала заманчивую возможность стать отчимом нового короля Англии.
Ну и, конечно, не обошлось без вопроса о недвижимости. Ещё в 1470 году Ричард, будучи молодым герцогом Глостерским, был послан Эдуардом IV ограничить экспансию семьи Стэнли. В чём-то это удалось, в чём-то нет. Так и не разрешился вопрос о принадлежности замка Хорнби, который принадлежал друзьям Ричарда Харрингтонам, а затем был «приватизирован» семейством Стэнли.
У лорда Томаса были основания подозревать, что Ричард захочет вновь поднять вопрос о владении замком Хорнби уже в качестве короля. Все расчёты фракции Стэнли склоняли братьев взять сторону Тюдоров. И треугольник преобразовался в известную формулу «двое на одного».
Битву при Босворте обычно называют последним сражением 30-летней войны Алой и Белой розы, хотя стычки между Йорками и Ланкастерами происходили и позже. Но это точно была последняя битва, в которой король Англии пал на поле боя.
Бенедикт Арнольд
(1741–1801)
В общенациональных школьных тестах по истории США начала XX века присутствовал контрольный вопрос: «Почему его имя общеизвестно и ненавидимо всеми американцами от мала до велика?» Речь шла о Бенедикте Арнольде, генерал-майоре, участнике войны за независимость США, который прославился в боях на стороне американских повстанцев, но позже перешёл на сторону Великобритании.
Персонаж сложный, о нём никак не договорятся историки. То ли гражданин Америки оказался неблагодарным, то ли родина отнеслась к нему недобро, чем и спровоцировала переход на сторону врага. Тем не менее даже оголтелые скептики признают, что прежде чем предать, уроженец Коннектикута Бенедикт Арнольд эту самую родину спас. Причём как минимум трижды.