Как работает проект «Учитель для России» и за счет чего живет

ForbesБизнес

«Жизнь ребенка в России предопределена»: как четыре женщины меняют школы в регионах

Степан Бальмонд

Задача фонда — обеспечивать равенство образовательных возможностей для детей по всей стране (Фото DR)

Образ строгого педагога, пугающего учеников экзаменами и родительским собранием, постепенно уходит в прошлое. Немало для этого сделала придуманная тремя предпринимательницами программа «Учитель для России», сотни выпускников которой уже преподают в региональных школах. Разбираемся, как работает этот проект и за счет чего живет.

Неравенство в регионах

Программа «Учитель для России» нацелена на решение проблемы образовательного неравенства. По мнению ее основательниц Алены Маркович, Елены Ярмановой и Анастасии Косниковой, школа — ключевой фактор формирования будущего ребенка: «Только школа может помочь ребенку преодолеть изначальные жизненные обстоятельства, дать мотивацию учиться на протяжении всей жизни, научить принимать решения, получать высшее или прикладное среднее образование, идти работать фермером, водителем или программистом».

В 2013 году Маркович, Ярманова и Косникова окончили факультет международных отношений СПбГУ и осознали, что возможность отучиться в школе 11 классов, поступить в вуз и получить образование за границей для России скорее исключение. «Четверть детей в нашей стране живет в крайне стесненных условиях, а сама Россия — один из лидеров по уровню пространственного неравенства: качество жизни в разных регионах сильно различается. Мы поняли, что жизнь ребенка в России сильно предопределена в том числе и тем, где он географически родился и насколько благополучна его семья. В школах, с которыми мы работаем сейчас, примерно 50% детей после девятого класса идут в 10-й, остальные продолжают свое обучение в колледже или идут работать», — поясняет Алена.

Идея фонда, который помогал бы обеспечивать равенство образовательных возможностей для детей по всей стране, оформилась после того, как основательницы узнали о существовании мировых программ, которые привлекают выпускников престижных вузов преподавать в школах для малообеспеченных семей. Позднее к запуску проекта подключились Ольга Фогельсон и Иван Смирнов, занимавшиеся на тот момент образовательными и социальными проектами в Санкт-Петербурге.

Запустить абсолютно аналогичный проект в России было невозможно — его функционал требовалось существенно адаптировать и пересобрать под реалии российской жизни. Низкий престиж профессии учителя, высокая нагрузка, небольшие зарплаты, дефицит сотрудников — это лишь некоторые из трудностей, характерных для российских регионов и знакомых соосновательницам по личному опыту обучения в школах в 1990-х и 2000-х, рассказывает Фогельсон. «Нам было важно проверить, изменилось ли что-то с тех пор, как мы сами окончили школы. Может быть, там теперь очередь из учителей и такая программа не нужна, — рассказывает она. — Но мы быстро убедились, что изменение отношения к роли учителя отличается от региона к региону». В Москве, по ее словам, уровень учительской зарплаты действительно вырос, а директора в школах могут выбирать сотрудников из большого потока кандидатов. Другая ситуация в регионах, где наблюдается дефицит кадров.

Чтобы популяризировать свой предмет, учителя в Тамбовской области придумали проект «Физика — школам» (Фото DR)

«Мы поняли, что для решения проблемы надо создать прецедент — организовать программу, привлекающую в школы сильных профессионалов с хорошим высшим образованием, с открытыми перспективами на рынке труда, которые могут выбирать — работать ли им в бизнесе или становиться школьным педагогом. Нам хотелось сделать так, чтобы они выбирали быть с детьми, быть учителями», — заключает Фогельсон.

Первые полгода работы над проектом были посвящены «встрече с реальностью». «Мы общались со школами в регионах и поняли, что их реальность сильно различается: зарплатами, трудностями в привлечении учителей, социальным контекстом, который их окружает и появляется вместе с детьми в школах», — говорит Маркович. После шести месяцев основательницы проекта решили сфокусироваться на школах в малых городах и селах, а также на городских школах со сложным «социальным паспортом» — обилием детей из малообеспеченных и неполных семей.

Поиск партнеров

Убедившись, что проект нужен, команда перешла к поиску партнеров. Прежде чем начать поиск и обучение будущих преподавателей, нужно было убедиться, что школы готовы работать с педагогами, творчески подходящими к подаче предмета. «Мы решили принимать в программу [подготовки учителей] и тех, у кого есть педагогическое высшее образование, и тех, у кого его нет, но есть другое высшее, а также компетенции и широкий кругозор. Нам надо было найти школы, которые были бы готовы принять их на работу», — рассказывает Маркович. Основательницы спрашивали школьных директоров, как они отнесутся к тому, что учителя будут иначе ставить парты, решат провести урок на улице или изучить на уроке литературы произведение не из программы. «Директорам также требовалось дать педагогам день на методическую работу — неслыханная роскошь для учителей — и отпускать раз в месяц на учебу. Не все школы были на это согласны, но мы нашли тех, кто согласился», — делится Маркович.

Помощь была необходима не только со стороны школ, но и от местных властей. На этапе пилота поддержку «Учителю для России» дали два региона — Московская и Воронежская области.

«Для подготовки наших учителей мы искали сильного партнера — смелого, знающего передовые технологии, с большим ресурсом и авторитетом. И нашли Институт образования Высшей школы экономики. При его содействии была разработана новая для России программа по модели педагогической интернатуры, которая позволяет готовить к работе в школах выпускников вузов разных направлений», — говорит Маркович.

Программа не смогла бы существовать и без финансовой помощи. «Мы показали программу топ-менеджменту Сбербанка. Она заинтересовала представителей банка и вскоре попала на стол к Герману Грефу — он поддержал идею и согласовал финансирование на запуск», — рассказывает Алена. В 2015 году фонд стартовал при почти 100%-ном финансировании со стороны банка, средства были получены от благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», их объем не разглашают. Еще одним партнером стал фонд поддержки образования «Дар» (основатель — частный инвестор Никита Мишин), который выделил проекту 500 000 рублей. Кроме того, были использованы личные средства основательниц. Полученные средства позволили расширить и укрепить команду: к проекту присоединился Федор Шеберстов, который выполнял роль CEO программы в первые, решающие для запуска шесть месяцев.

Позже Шеберстов стал первым председателем совета фонда «Новый учитель». Этот фонд был создан Аленой Маркович и Еленой Ярмановой в том же, 2015 году специально для реализации программы «Учитель для России» (сейчас в рамках фонда реализуются также и другие образовательные программы).

Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка. Выпускной программы «Учитель для России». 2017 год (Фото DR)

 

Научить учителя

В том же году, подготовив все условия для работы программы, создатели начали поиск и отбор потенциальных учителей. «Нам надо было найти людей, которые решатся серьезно изменить свою жизнь и карьеру, переехать из большого города, чтобы преподавать в региональных школах. Одновременно мы занимались разработкой программы первого летнего института — интенсивного курса подготовки перед выходом в школу», — комментирует Маркович.

Для поиска будущих учителей фонд «Новый учитель» создал команду рекрутинга и отбора. Сейчас в ней работают 11 человек, деньги на зарплату которым выделяют партнеры фонда. «Общаясь с рекрутинговыми агентствами, мы быстро поняли, что поиск сотрудника и привлечение участника программы — два совсем разных процесса. Мы не просто предлагаем людям работу, мы даем возможность реализовать себя в социально важной программе, стать частью сообщества, которое решает проблему образовательного неравенства и работает с детьми», — говорит Маркович.

Поиск будущих учителей происходит в университетах, социальных проектах, волонтерских организациях. Соцсети и спецпроекты в медиа тоже помогают найти кандидатов. Интерес к первому набору программы превзошел ожидания: из «шквала заявок» была отобрана первая группа 40 человек. «Среди будущих учителей были, например, Марина Штойк, работавшая в международном консалтинге, и Ярослав Михалев, который продал гараж, чтобы прилететь к нам из Томска. У нас было ощущение, будто мы очень точно попали в точку, волнующую многих», — делится Алена.

Сейчас лучше всего, по словам Маркович, помогает сарафанное радио — когда те, кто уже пришел в программу, делятся опытом и приводят друзей и знакомых. «Нам важно, чтобы будущий учитель верил в потенциал и способность ребенка развиваться, был готов работать с детьми в партнерской позиции и в позиции безопасного ответственного взрослого. Обучаемость, осознанность, проактивность, способность выстраивать отношения и справляться со стрессом — лишь малая часть компетенций, на которые мы обращаем внимание у кандидатов», — рассказывает Алена.

Летний институт. 2017 год (Фото DR)

Обучение педагогов проходит в два этапа. Сначала в Летнем институте будущие учителя знакомятся с контекстом школ, в которых им предстоит работать, с самой профессией, ведут уроки в городском лагере «Территория лета», где набираются опыта в общении с детьми. Затем осенью кандидаты переходят на очно-заочную форму обучения, к которой добавляется практика — работа в школах в качестве учителя. «Каждый месяц мы встречаемся либо региональной группой, либо всем набором, чтобы пообщаться, поделиться опытом, придумать совместные проекты. Ежемесячно методист дает обратную связь по просмотренной видеозаписи урока с участием нового учителя. Также регулярно школы посещает куратор, который наблюдает за работой педагога и дает ему обратную связь», — объясняет Фогельсон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Сильная и зависимая: как становятся жертвой абьюза благополучные женщины Сильная и зависимая: как становятся жертвой абьюза благополучные женщины

Как жертвами абьюза становятся женщины, которые, кажется, от этого застрахованы

Cosmopolitan
Как банкротиться честно: риски фиктивного банкротства ИП Как банкротиться честно: риски фиктивного банкротства ИП

Как пройти банкротство по-честному и не разрушить себе жизнь

Inc.
Мифы о браке: какие советы психологов не работают Мифы о браке: какие советы психологов не работают

Стереотипы о браке, в которые мы до сих пор верим

Cosmopolitan
Сохраняйте спокойствие Сохраняйте спокойствие

Спокойствие — мощный способ достижения успеха в жизни

kiozk originals
«Трудно передать атмосферу, когда видишь Землю». Юлия Пересильд — о космическом полете «Трудно передать атмосферу, когда видишь Землю». Юлия Пересильд — о космическом полете

Актриса Юлия Пересильд — о подготовке к полету в космос и работе на МКС

Playboy
Зачем (и как) покупать и коллекционировать современное искусство Зачем (и как) покупать и коллекционировать современное искусство

Почему все больше людей интересуется приобретением современного искусства

РБК
“Меня зовут _____”: множественные лица Зодиака “Меня зовут _____”: множественные лица Зодиака

Профайл на самого неуловимого убийцу в истории

Esquire
«Инвестирование — процесс дико интересный». Интервью с главой ВТБ Капитал Инвестиции Владимиром Потаповым «Инвестирование — процесс дико интересный». Интервью с главой ВТБ Капитал Инвестиции Владимиром Потаповым

Чем обусловлен взрывной интерес наших соотечественников к фондовому рынку

СНОБ
Не мешай: что важно знать о совместимости продуктов и диете раздельного питания Не мешай: что важно знать о совместимости продуктов и диете раздельного питания

О диете раздельного питания, которая помогает сбросить вес.

Cosmopolitan
Место большой свободы. Марта Кетро — о том, что общего у «Живого журнала» и «квартала красных фонарей» в Гамбурге Место большой свободы. Марта Кетро — о том, что общего у «Живого журнала» и «квартала красных фонарей» в Гамбурге

Марта Кетро — как блог-платформа стала социальным лифтом для ее обитателей

Esquire
Нашли не всех: знаменитости, пропавшие при загадочных обстоятельствах Нашли не всех: знаменитости, пропавшие при загадочных обстоятельствах

Мы решили вспомнить исчезавших знаменитостей. Увы, повезло не всем

Cosmopolitan
Группа ноль. Что нужно знать о самой редкой группе крови? Группа ноль. Что нужно знать о самой редкой группе крови?

Нулевой резус-фактор — самая редкая группа крови

Esquire
«Сходите в церковь»: матери детей с расщелиной губы рассказали о своей жизни «Сходите в церковь»: матери детей с расщелиной губы рассказали о своей жизни

Как начать разговор о здоровье ребенка.

Cosmopolitan
Ребенок с ментальными проблемами как домашнее животное Ребенок с ментальными проблемами как домашнее животное

Что делать, если мать воспринимает сына-психотика как домашнее животное?

СНОБ
Михаил Вишневский Михаил Вишневский

Михаил Вишневский: «Грибы могут примерно всё»

Собака.ru
От теплой ванны до гимнастики: как избавиться от боли во время месячных? От теплой ванны до гимнастики: как избавиться от боли во время месячных?

Почему во время месячных болит живот и можно ли избавиться от этой проблемы?

Psychologies
Почему мы больше не красимся на работу Почему мы больше не красимся на работу

Похоже, привычка краситься каждый день для многих стала пережитком прошлого

Psychologies
Колет, ноет, тянет: 5 видов болей в животе, почему они возникают и как лечатся Колет, ноет, тянет: 5 видов болей в животе, почему они возникают и как лечатся

Если тебе знакомы симптомы из нашей статьи, срочно запишись на прием к врачу

Cosmopolitan
Стриминг. Онлайн-кинотеатр Стриминг. Онлайн-кинотеатр

Как ivi удается выигрывать в битве с пиратами и соревноваться с корпорациями

Esquire
Маргарита Митрофанова: «Я буду веселой старухой!» Маргарита Митрофанова: «Я буду веселой старухой!»

Маргарита Митрофанова о возрасте, эйджизме и позитивной старости

Psychologies
3 техники для борьбы с перееданием 3 техники для борьбы с перееданием

Как предотвратить переедание?

Psychologies
Кто такая Дикая Женщина и как ее в себе найти Кто такая Дикая Женщина и как ее в себе найти

Почему нам настолько тяжело прислушиваться к себе?

Psychologies
Гибкая личность: как избавиться от ярлыков и стать тем, кем хочешь Гибкая личность: как избавиться от ярлыков и стать тем, кем хочешь

Почему тестам на типы личности следует доверять не больше, чем гороскопам?

РБК
Как к себе домой Как к себе домой

Сербия рада гостям из России!

Лиза
Черный углерод в ледяных кернах указал на время прибытия маори в Новую Зеландию Черный углерод в ледяных кернах указал на время прибытия маори в Новую Зеландию

Около 1297 года произошел резкий рост выбросов черного углерода

N+1
«Это вам не красивое кино». Женщина рассказала, как стала частным детективом «Это вам не красивое кино». Женщина рассказала, как стала частным детективом

Александра Квик уже год как бросила работу бухгалтера и стала частным детективом

Cosmopolitan
Можно не голодать: щадящая диета для похудения Можно не голодать: щадящая диета для похудения

Выбирайте постепенный и безопасный способ снижения веса

VOICE
«Эко-культура» запустит «Парник» «Эко-культура» запустит «Парник»

Компания приступила к строительству очередного тепличного комплекса

Агроинвестор
Похудение по группе крови: прислушайся к зову предков Похудение по группе крови: прислушайся к зову предков

Диета и образ жизни зависят от группы крови

Cosmopolitan
Открыть в приложении