Как работает проект «Учитель для России» и за счет чего живет

ForbesБизнес

«Жизнь ребенка в России предопределена»: как четыре женщины меняют школы в регионах

Степан Бальмонд

Задача фонда — обеспечивать равенство образовательных возможностей для детей по всей стране (Фото DR)

Образ строгого педагога, пугающего учеников экзаменами и родительским собранием, постепенно уходит в прошлое. Немало для этого сделала придуманная тремя предпринимательницами программа «Учитель для России», сотни выпускников которой уже преподают в региональных школах. Разбираемся, как работает этот проект и за счет чего живет.

Неравенство в регионах

Программа «Учитель для России» нацелена на решение проблемы образовательного неравенства. По мнению ее основательниц Алены Маркович, Елены Ярмановой и Анастасии Косниковой, школа — ключевой фактор формирования будущего ребенка: «Только школа может помочь ребенку преодолеть изначальные жизненные обстоятельства, дать мотивацию учиться на протяжении всей жизни, научить принимать решения, получать высшее или прикладное среднее образование, идти работать фермером, водителем или программистом».

В 2013 году Маркович, Ярманова и Косникова окончили факультет международных отношений СПбГУ и осознали, что возможность отучиться в школе 11 классов, поступить в вуз и получить образование за границей для России скорее исключение. «Четверть детей в нашей стране живет в крайне стесненных условиях, а сама Россия — один из лидеров по уровню пространственного неравенства: качество жизни в разных регионах сильно различается. Мы поняли, что жизнь ребенка в России сильно предопределена в том числе и тем, где он географически родился и насколько благополучна его семья. В школах, с которыми мы работаем сейчас, примерно 50% детей после девятого класса идут в 10-й, остальные продолжают свое обучение в колледже или идут работать», — поясняет Алена.

Идея фонда, который помогал бы обеспечивать равенство образовательных возможностей для детей по всей стране, оформилась после того, как основательницы узнали о существовании мировых программ, которые привлекают выпускников престижных вузов преподавать в школах для малообеспеченных семей. Позднее к запуску проекта подключились Ольга Фогельсон и Иван Смирнов, занимавшиеся на тот момент образовательными и социальными проектами в Санкт-Петербурге.

Запустить абсолютно аналогичный проект в России было невозможно — его функционал требовалось существенно адаптировать и пересобрать под реалии российской жизни. Низкий престиж профессии учителя, высокая нагрузка, небольшие зарплаты, дефицит сотрудников — это лишь некоторые из трудностей, характерных для российских регионов и знакомых соосновательницам по личному опыту обучения в школах в 1990-х и 2000-х, рассказывает Фогельсон. «Нам было важно проверить, изменилось ли что-то с тех пор, как мы сами окончили школы. Может быть, там теперь очередь из учителей и такая программа не нужна, — рассказывает она. — Но мы быстро убедились, что изменение отношения к роли учителя отличается от региона к региону». В Москве, по ее словам, уровень учительской зарплаты действительно вырос, а директора в школах могут выбирать сотрудников из большого потока кандидатов. Другая ситуация в регионах, где наблюдается дефицит кадров.

Чтобы популяризировать свой предмет, учителя в Тамбовской области придумали проект «Физика — школам» (Фото DR)

«Мы поняли, что для решения проблемы надо создать прецедент — организовать программу, привлекающую в школы сильных профессионалов с хорошим высшим образованием, с открытыми перспективами на рынке труда, которые могут выбирать — работать ли им в бизнесе или становиться школьным педагогом. Нам хотелось сделать так, чтобы они выбирали быть с детьми, быть учителями», — заключает Фогельсон.

Первые полгода работы над проектом были посвящены «встрече с реальностью». «Мы общались со школами в регионах и поняли, что их реальность сильно различается: зарплатами, трудностями в привлечении учителей, социальным контекстом, который их окружает и появляется вместе с детьми в школах», — говорит Маркович. После шести месяцев основательницы проекта решили сфокусироваться на школах в малых городах и селах, а также на городских школах со сложным «социальным паспортом» — обилием детей из малообеспеченных и неполных семей.

Поиск партнеров

Убедившись, что проект нужен, команда перешла к поиску партнеров. Прежде чем начать поиск и обучение будущих преподавателей, нужно было убедиться, что школы готовы работать с педагогами, творчески подходящими к подаче предмета. «Мы решили принимать в программу [подготовки учителей] и тех, у кого есть педагогическое высшее образование, и тех, у кого его нет, но есть другое высшее, а также компетенции и широкий кругозор. Нам надо было найти школы, которые были бы готовы принять их на работу», — рассказывает Маркович. Основательницы спрашивали школьных директоров, как они отнесутся к тому, что учителя будут иначе ставить парты, решат провести урок на улице или изучить на уроке литературы произведение не из программы. «Директорам также требовалось дать педагогам день на методическую работу — неслыханная роскошь для учителей — и отпускать раз в месяц на учебу. Не все школы были на это согласны, но мы нашли тех, кто согласился», — делится Маркович.

Помощь была необходима не только со стороны школ, но и от местных властей. На этапе пилота поддержку «Учителю для России» дали два региона — Московская и Воронежская области.

«Для подготовки наших учителей мы искали сильного партнера — смелого, знающего передовые технологии, с большим ресурсом и авторитетом. И нашли Институт образования Высшей школы экономики. При его содействии была разработана новая для России программа по модели педагогической интернатуры, которая позволяет готовить к работе в школах выпускников вузов разных направлений», — говорит Маркович.

Программа не смогла бы существовать и без финансовой помощи. «Мы показали программу топ-менеджменту Сбербанка. Она заинтересовала представителей банка и вскоре попала на стол к Герману Грефу — он поддержал идею и согласовал финансирование на запуск», — рассказывает Алена. В 2015 году фонд стартовал при почти 100%-ном финансировании со стороны банка, средства были получены от благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», их объем не разглашают. Еще одним партнером стал фонд поддержки образования «Дар» (основатель — частный инвестор Никита Мишин), который выделил проекту 500 000 рублей. Кроме того, были использованы личные средства основательниц. Полученные средства позволили расширить и укрепить команду: к проекту присоединился Федор Шеберстов, который выполнял роль CEO программы в первые, решающие для запуска шесть месяцев.

Позже Шеберстов стал первым председателем совета фонда «Новый учитель». Этот фонд был создан Аленой Маркович и Еленой Ярмановой в том же, 2015 году специально для реализации программы «Учитель для России» (сейчас в рамках фонда реализуются также и другие образовательные программы).

Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка. Выпускной программы «Учитель для России». 2017 год (Фото DR)

 

Научить учителя

В том же году, подготовив все условия для работы программы, создатели начали поиск и отбор потенциальных учителей. «Нам надо было найти людей, которые решатся серьезно изменить свою жизнь и карьеру, переехать из большого города, чтобы преподавать в региональных школах. Одновременно мы занимались разработкой программы первого летнего института — интенсивного курса подготовки перед выходом в школу», — комментирует Маркович.

Для поиска будущих учителей фонд «Новый учитель» создал команду рекрутинга и отбора. Сейчас в ней работают 11 человек, деньги на зарплату которым выделяют партнеры фонда. «Общаясь с рекрутинговыми агентствами, мы быстро поняли, что поиск сотрудника и привлечение участника программы — два совсем разных процесса. Мы не просто предлагаем людям работу, мы даем возможность реализовать себя в социально важной программе, стать частью сообщества, которое решает проблему образовательного неравенства и работает с детьми», — говорит Маркович.

Поиск будущих учителей происходит в университетах, социальных проектах, волонтерских организациях. Соцсети и спецпроекты в медиа тоже помогают найти кандидатов. Интерес к первому набору программы превзошел ожидания: из «шквала заявок» была отобрана первая группа 40 человек. «Среди будущих учителей были, например, Марина Штойк, работавшая в международном консалтинге, и Ярослав Михалев, который продал гараж, чтобы прилететь к нам из Томска. У нас было ощущение, будто мы очень точно попали в точку, волнующую многих», — делится Алена.

Сейчас лучше всего, по словам Маркович, помогает сарафанное радио — когда те, кто уже пришел в программу, делятся опытом и приводят друзей и знакомых. «Нам важно, чтобы будущий учитель верил в потенциал и способность ребенка развиваться, был готов работать с детьми в партнерской позиции и в позиции безопасного ответственного взрослого. Обучаемость, осознанность, проактивность, способность выстраивать отношения и справляться со стрессом — лишь малая часть компетенций, на которые мы обращаем внимание у кандидатов», — рассказывает Алена.

Летний институт. 2017 год (Фото DR)

Обучение педагогов проходит в два этапа. Сначала в Летнем институте будущие учителя знакомятся с контекстом школ, в которых им предстоит работать, с самой профессией, ведут уроки в городском лагере «Территория лета», где набираются опыта в общении с детьми. Затем осенью кандидаты переходят на очно-заочную форму обучения, к которой добавляется практика — работа в школах в качестве учителя. «Каждый месяц мы встречаемся либо региональной группой, либо всем набором, чтобы пообщаться, поделиться опытом, придумать совместные проекты. Ежемесячно методист дает обратную связь по просмотренной видеозаписи урока с участием нового учителя. Также регулярно школы посещает куратор, который наблюдает за работой педагога и дает ему обратную связь», — объясняет Фогельсон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Многообещающие инновации 2010-х, которые оказались никому не нужны Многообещающие инновации 2010-х, которые оказались никому не нужны

Подборка для профилактики неоправданных ожиданий

Maxim
Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования

Государство хочет установить правила регулирования работы маркетплейсов

Forbes
Подросток хамит: что делать родителям Подросток хамит: что делать родителям

Как себя вести, если подросток вам хамит.

Psychologies
Нация умных людей Нация умных людей

История израильского экономического чуда

kiozk originals
«Мой 16-летний сын стал отцом-одиночкой» «Мой 16-летний сын стал отцом-одиночкой»

Незапланированная беременность юной подружки сына — страшный сон родителей!

Psychologies
«Прощай, сестра»: история одного семейного крушения «Прощай, сестра»: история одного семейного крушения

Наша героиня столкнулась с предательством людей, которых считала самыми близкими

Psychologies
Почему мужчины любят стерв? Почему мужчины любят стерв?

Можно ли построить крепкие отношения со стервой?

Psychologies
Шпион, выйди вон! Шпион, выйди вон!

Не проходит и дня, чтобы мы не зашли на страницу бывшего...

Psychologies
Голос, космос и различные странности. Что все-таки нас объединяет? Голос, космос и различные странности. Что все-таки нас объединяет?

Журналист Сююмбике Давлет-Кильдеева — о громком молчании

РБК
Поведение вулканов связали с состоянием магмы в резервуаре Поведение вулканов связали с состоянием магмы в резервуаре

Как состояние магмы определяет характер извержения вулкана?

N+1
Спасите ваши уши: как наушники- Спасите ваши уши: как наушники-

Ученые увидели угрозу для здоровья в беспроводных наушниках

Playboy
Охоту в тропических лесах назвали экологичной альтернативой скотоводству Охоту в тропических лесах назвали экологичной альтернативой скотоводству

Потребление дикого мяса позволяет сократить углеродный след

N+1
Вомбаты какают кубиками, а древние люди явно ели сыр с плесенью. Зачем ученые изучают фекалии? Вомбаты какают кубиками, а древние люди явно ели сыр с плесенью. Зачем ученые изучают фекалии?

Фекалии человека и животных могут рассказать о мире больше, чем мы думаем

СНОБ
Как мы решили начать все сначала и почему не удалось: две истории Как мы решили начать все сначала и почему не удалось: две истории

Наши герои, отношения которых сложились по-разному

Psychologies
Нас везут к злой колдунье: история мальчика, тайно жившего в Бухенвальде Нас везут к злой колдунье: история мальчика, тайно жившего в Бухенвальде

История самого юного узника концлагеря

Cosmopolitan
Можно не голодать: щадящая диета для похудения Можно не голодать: щадящая диета для похудения

Выбирайте постепенный и безопасный способ снижения веса

VOICE
Ангелина Робин Гуд (Angelina Robihood): от главной московской содержанки до порноактрисы Ангелина Робин Гуд (Angelina Robihood): от главной московской содержанки до порноактрисы

Как Ангелина Робин Гуд решила покорить порнобизнес

Maxim
Как мужчины борются со стереотипами в моде: 10 удачных примеров Как мужчины борются со стереотипами в моде: 10 удачных примеров

Как изменилась мужская мода за последнее время

РБК
Что делать, чтобы не заболеть раком груди: 11 работающих советов Что делать, чтобы не заболеть раком груди: 11 работающих советов

На что нужно обратить внимание, чтобы снизить шансы на рак груди

Cosmopolitan
«Боль в твоей голове: Откуда она берется и как от нее избавиться» «Боль в твоей голове: Откуда она берется и как от нее избавиться»

Отрывок из книги Аманды Эллисон «Боль в твоей голове» о головной боли

N+1
«Всегда эксперимент». Краткий гид по российскому портвейну «Всегда эксперимент». Краткий гид по российскому портвейну

Какой портвейн достоин вашего внимания?

СНОБ
Генотипы А и D вируса гепатита В распространились по Европе около 4000 лет назад Генотипы А и D вируса гепатита В распространились по Европе около 4000 лет назад

Гепатит В развивался еще в эпоху неолита и бронзы

N+1
Кого на Руси замуж не брали: 8 недостатков, которых не прощали женщинам Кого на Руси замуж не брали: 8 недостатков, которых не прощали женщинам

Кому же из девушек на Руси предстояло остаться в одиночестве?

Cosmopolitan
Шесть шагов навстречу зиме Шесть шагов навстречу зиме

Как научить собственный организм противостоять климатическим нюансам

Здоровье
Стволовые клетки пообщались мембранными пузырьками с РНК Стволовые клетки пообщались мембранными пузырьками с РНК

Стволовые клетки мышей синхронизировали этапы развития при помощи везикул с РНК

N+1
Как я сделала пластику век и о чем пожалела: реальная история продюсера Сosmo Как я сделала пластику век и о чем пожалела: реальная история продюсера Сosmo

Анастасия Фридман поделилась своим опытом пластики век

Cosmopolitan
Zoom-усталость: как главная платформа удаленки стала угрозой для сотрудников Zoom-усталость: как главная платформа удаленки стала угрозой для сотрудников

Что такое Zoom-усталость и кого она касается в первую очередь?

Популярная механика
Малый Эрмитаж Малый Эрмитаж

Висячий сад и часы «Павлин»

Культура.РФ
Что делать, если нет скул? 8 примеров модного макияжа звезд с круглым лицом Что делать, если нет скул? 8 примеров модного макияжа звезд с круглым лицом

Как мейкап помогает в «рисовании» скул на круглом лице

VOICE
Открыть в приложении