Сильная и зависимая: как становятся жертвой абьюза благополучные женщины
Колумнистка Екатерина Попова и эксперты рассказывают, почему жертвами абьюза и домашнего насилия становятся женщины, которые, как нам всем кажется, надежно от этого застрахованы.
О домашнем насилии последние годы говорят всё чаще, и, как правило, без виктимблейминга — обвинения жертв — такие дискуссии не обходятся. Люди готовы смириться с идеальным образом пострадавшей. Если женщина физически лишена возможности уйти от абьюзера, то ее если не поддержат, то хотя бы будут меньше укорять в случившемся.
Но вот в чем проблема: сферических жертв в вакууме не так уж много. Есть девушки, которые не могут порвать с домашним боксером по объективным причинам. Например, куда деться беременной матери двоих детей, которые еще даже в садик не ходят, и нет ни денег, чтобы нанять няню, ни собственного жилья, ни родственников, которые возьмут на себя заботы о малышах, пока родительница работает? Да кто вообще наймет женщину «с пузом», когда даже 20-летним отказывают со словами «А вдруг вы родите и уйдете в декрет»?
Но встречаются и женщины, которые со стороны выглядят вполне благополучными. У них есть работа и нередко хорошая должность с большой зарплатой. Они не сироты, окружены друзьями и близкими, готовыми помочь. Эти девушки умны, образованы, самостоятельны — и всё равно продолжают жить с мужчинами, которые прибегают к насилию. Всякий раз, когда всплывает такой случай, начинается бесконечное обсуждение: куда она смотрела и почему не ушла.
Ответить на эти вопросы тем, кто никогда не сталкивался с абьюзом, сложно. Все мы, фантазируя о критической ситуации, представляем себя отважными, решительными и бескомпромиссными. И, конечно же, очень предусмотрительными и способными уже в первые несколько минут понять, что перед нами не приличный человек, а негодяй, от которого надо держаться подальше.
Но в реальной жизни предсказать абьюзивные отношения не проще, чем пандемию. И оказаться в зависимости от человека, который получает удовольствие, причиняя кому-то боль, может даже та женщина, которая со стороны выглядит вполне благополучной. О том, как это происходит, рассказали эксперты.
Родом из детства
— А меня в детстве били, и я вырос нормальным.
— Да кто тебе сказал, что ты нормальный?
«Работая с женщинами, которые пережили насилие со стороны партнеров, мы нередко обнаруживаем, что в детстве они сталкивались с агрессивным поведением родителей или родственников», — говорит клинический психолог и резидент Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени Бехтерева Елена Белова. По мнению Беловой, опыт насилия в детстве повышает для женщины риск оказаться в абьюзивных отношениях. Но насколько распространен среди россиянок такой бэкграунд?
Оценить масштабы домашнего насилия в СССР достаточно сложно: изучением этой темы просто никто не занимался. В конце 80-х годов журналист Николай Филиппов организовал анонимное анкетирование семи с половиной тысяч детей от девяти до 15 лет в 15 городах Союза, и 60% сообщили, что родители используют телесные наказания: порку, стояние на коленях на горохе, соли или кирпичах, удары по голове или лицу. Иными словами, вероятно, что шесть из 10 женщин в возрасте 35–40 лет сталкивалась дома с насилием, которое было обычной воспитательной мерой.