Фаина Рублева: «Картина звездного неба – величайшее в мире зрелище»
2 июня 2011 года после длительной реконструкции открыл свои двери для посетителей Московский Планетарий – один из старейших в мире и первый в нашей стране. О его непростой, но очень интересной истории, о современном состоянии, об исполненных энтузиазма людях, об интересе к науке у подрастающего поколения и о многом другом мы поговорим с гостем нашего номера – Фаиной Борисовной Рублевой, – научным директором Московского Планетария, выдающимся специалистом, опытнейшим лектором и просто обаятельной женщиной и приятным собеседником.
– Фаина Борисовна, Московскому Планетарию Вы посвятили четыре десятилетия своей жизни. Расскажите, каким был Ваш путь в астрономию: было ли наблюдение за звездами заветной мечтой детства?
– В 1957 г., когда в полет отправился первый искусственный спутник Земли, я еще не ходила в школу. Когда в космос полетел Юрий Гагарин, мне было всего 10 лет. Космонавтика в те годы представлялась нам чем-то из области фантастики: казалось, что все те, кто занимается исследованием космического пространства, а тем более те, кто туда летает, – настоящие небожители, люди из другого пространства-времени. Что касается моих интересов и увлечений, они лежали в самых разных областях знания. С ранних лет меня сопровождала любовь к чтению: в те времена, когда не было Интернета, литература и научно-популярные журналы были настоящим окном в мир. «Знание-сила», «Наука и жизнь», «Квант» – все эти журналы казались бесконечно интересными и увлекательными. На их прочтение от корки до корки я с удовольствием тратила несколько дней. А чтобы прикоснуться к тайнам Вселенной, полюбоваться звездным небом и помечтать, можно было отправиться в Планетарий, который был для меня и моих друзей культовым, знаковым местом, тем, что объединяло нас и давало простор фантазии и творчеству.
Здесь работали удивительные люди. Я видела, как увлекательно и с каким энтузиазмом сотрудники рассказывают интереснейшие вещи об отдаленных уголках Вселенной, рассказывают так, как будто они там побывали. Они заразили меня своей увлеченностью. И в какой-то момент мне захотелось здесь работать. Я начинала свой путь в Планетарии с должности экскурсовода астрономической площадки, настоящего музея под открытым небом. Переходя от одного экспоната к другому, можно было познакомиться с древнейшими и современными приборами и инструментами, рассказать посетителям о том, как менялись представления об окружающем мире, о научных открытиях и новейших достижениях науки о звездах. Затем стала лектором и читала лекции, не только в Планетарии, но и в московских школах, домах культуры, дворцах пионеров и даже в магазинах, то есть в самых разных учреждениях. В обеденный перерыв сотрудники магазинов на своих рабочих местах, без отрыва от производства, с удовольствием слушали рассказы о космосе, о жизни во Вселенной, впитывали удивительные факты о звездах и планетах. Таким образом мы повышали астрономическую грамотность горожан. В какой-то степени это было связано с идеологией, с формированием научной картины мира, с деятельностью Всесоюзного общества «Знание». Нужно сказать, что нам все это было интересно: мы общались с людьми, в прямом смысле несли знания в массы, видели живой интерес к науке, расширяли свой кругозор. Где мы только ни выступали: в конструкторских бюро, на различных заводах, в цехах... Со временем я стала методистом, потом старшим методистом, заведующим методическим отделом…
В 1994 г. Планетарий закрылся на реконструкцию. В тот момент это было необходимо: ни одного капитального ремонта здания не проводилось с 1929 г., то есть с момента открытия. С тех пор многое изменилось, оборудование нуждалось в модернизации, а само здание – в капитальном ремонте. Искрила проводка, протекала крыша. И тут начинаются грустные воспоминания – открытие Планетария после ремонта, которое планировалось на следующий год, постоянно откладывалось. Начавшиеся в 1994 году работы вскоре были приостановлены, а затем и заморожены на длительный срок. Помимо финансовых были юридические проблемы – оспаривалась принадлежность Планетария, долевое участие в проекте акционеров и др., процесс зашел в тупик. В результате всех разбирательств в 2008 г. Планетарий прошел процедуру банкротства и перешел под внешнее управление. Основным акционером стал Департамент имущества г. Москвы, который инвестировал проект, началась реконструкция, были заключены контракты на поставку оборудования. В результате, 12 июня 2011 г., спустя 17 лет после закрытия, – Московский Планетарий был наконец-то открыт вновь.
– Не секрет, что все эти долгие и нелегкие годы, когда Планетарий был закрыт, многое из того, что было накоплено за долгие годы его существования, держалось на плаву только благодаря Вашему личному участию и энтузиазму. Говорят, что некоторые реликвии планетария даже хранились у Вас дома...