Как вещи влияют на вашу жизнь: 3 вопроса, чтобы сделать быт источником счастья
Большинство из нас хотят держать свою жизнь под контролем. Кто-то ходит для этого к психологу, кто-то верит только в свои силы, кто-то бежит советоваться с гадалками или составляет на Новый год карты желаний. Мы очень хотим — осознанно или нет — жить по собственному сценарию. Но не у всех это получается.
Дом-сценарист
А между тем у каждого из нас под рукой есть личный инструмент, который программирует нашу жизнь. Вернее, сначала мы сами неосознанно воссоздаем свои программы с помощью вещей для дома, а потом по созданным схемам же и живем.
Наш собственный дом — универсальный инструмент программирования жизненного сценария.
При этом в целом не важно, где вы живете: в квартире или на собственном участке, во дворце, на вилле или в комнате в коммуналке. А возможно, даже у родителей, снимаете угол, или нашли коробку на помойке и в ней живете. Все, что окружает вас, — отражение вашей психики, а заодно и четкая программа на дальнейшие годы. Наш мозг обожает алгоритмы. И интерьер вашей квартиры, которую вы видите каждый день, как нельзя лучше подходит для регулярного самопрограммирования.
Почему так происходит
Когда человек живет в каком-то пространстве, он обязательно пытается воздействовать на свою окружающую среду: какие-то картины, постеры повесить, переклеить обои, переставить мебель, купить интерьерные аксессуары. Делает он это исходя из уже имеющихся внутренних, сформированных ранее так называемых «жизненных сценариев», о которых писал Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры». Основной сценарий жизни, по Берну, формируется в нем под влиянием родителей до 6-7 лет.
Подобранные вещи в доме годами подспудно воздействуют на жильца, «диктуя» воспоминания, ощущения от вещей, создавая настроение, и не всегда только приятное
Получается круговая композиция: сначала человек воздействует на дом, а потом уже дом воздействует на человека. В некоторых случаях (если человек переехал в готовое, например, пространство) — подготовленный кем-то дом начинает свое влияние. Например, в отеле или съемном жилье, при посуточной аренде. Тогда-то у нас и возникают различные ощущения: от самых приятных до самых отвратительных (от «великолепно, я счастлив» до «не могу здесь находиться, все давит»).
«Китайская грамота»
Впервые о том, что вещи могут программировать наши жизни, я узнала более двадцати лет назад из китайского учения фэншуй. Я была юна и делала, как говорят мастера учения: как сказано делать, куда рекомендовано ставить тот или иной тип мебели и аксессуаров — так я и делала. А со временем заметила, что многие рекомендации отлично работали.
Я заинтересовалась этим феноменом, и уже позже, когда всерьез увлеклась психологией и получила второе высшее психологическое, изучила исследования швейцарского психолога и психиатра Карла Юнга в сфере символов и работы бессознательного, работы российского психолога, профессора С.К. Нартовой-Бочавер, рассматривающей дом как жизненную среду человека, и познакомилась со сценарным анализом Эрика Берна.
Мои эксперименты в том, что интерьер и вещи в нем действительно программируют нас, подтвердились. И я поняла принцип работы этих процессов.
Как это работает
Итак, по Берну, к семи годам мы уже бессознательно составили свой жизненный сценарий. Далее он будет несколько корректироваться (в редких случаях существенно видоизменяться) в течение жизни. Чаще всего — при каких-то стрессовых или повторяющихся событиях. Но в целом обычно человек выходит в жизнь с уже готовым «фильтром» из бессознательных ожиданий — каким он видит своего будущего партнера, свою работу или бизнес, того, кто он вообще такой.
Сообразно своему «фильтру» он подбирает себе жилье и вещи в дом, демонстрирует любовь или отторжение к тем или иным вещам
А любая вещь (домашний аксессуар, предмет мебели, даже тип рисунка и расцветки на обоях) — своего рода символ. Наше бессознательное, по Юнгу, хорошо понимает символы и ощущения от них. Все пространство буквально «закодировано» в символах и метафорах. И мы демонстрируем симпатию или антипатию к тому или иному предмету сообразно уже имеющемуся внутреннему сценарию.
Большинство вещей вокруг нас можно собрать в некие группы символов — вещи архетипичны. Мы бессознательно подбираем в свое окружение вещи, подходящие нам по архетипу. Можно сказать, по духу.
Карьеристов интересуют вещи, несущие печать успеха, подъема, статуса. Тех, кто стремится преимущественно к семейному благополучию или реализации в семье, не привлечет вещь, говорящая о достижениях социального успеха, у них эмоциональный отклик получат, например, статуэтки, изображающие счастливые семейные пары, образы маленьких детей, домашних животных. Сначала человек подбирает резонирующие с его внутренним настроем (то есть уже сложившимся внутренним сценарием) вещи, получает импульсы соответствующих эмоций. А затем он ощущает эти импульсы на регулярной основе годами, наблюдая собранное им же в интерьере.
Так происходит многолетнее, полубессознательное влияние психики на выбор вещей и вещей — на психику
А поскольку вне сценария на этой планете мы жить не можем — по Юнгу, все они уже существуют и содержатся в коллективном бессознательном, — дом буквально удерживает нас в выбранном сценарии.