Секретом здоровья и энергичности Веры Васильевой было отсутствие злости

Коллекция. Караван историйРепортаж

Верю в Веру! Воспоминания о Вере Васильевой

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: Александра Авдеева

«Я уверена, главным секретом здоровья и энергичности Веры Кузьминичны Васильевой было отсутствие злости, зависти, ревности и сожалений в ее характере и натуре. Перечисленного актриса, кажется, не испытывала никогда. Она не хранила в памяти, не перебирала на досуге имена тех, кто не дал ей роль 20 лет назад. Я бы сказала — Вера Кузьминична этого искренне не помнила. Высший пилотаж!» — рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.

С Верой Васильевой мы познакомились 11 лет назад. Признаюсь, что, когда я впервые шла к ней на интервью, ни в одном театральном спектакле ее еще ни разу не видела. Но, конечно, смотрела «Сказание о земле Сибирской» и «Свадьбу с приданым», где у актрисы прекрасные, выразительные роли. Веру Кузьминичну часто можно было увидеть по телевидению, в различных телепрограммах, но, когда в коридоре Театра сатиры я встретила сияющую, подтянутую женщину, в ярком алом жакете, с укладкой и маникюром, на вид лет пятидесяти, не могла поверить своим глазам.

Владимир Дорофеев, Любовь Кузьмичева, Владимир Ушаков, Вера Васильева в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год. Фото: из архива В. Васильевой

Наш разговор начался в гримерной, и как-то так получилось, что уже через полчаса Вера Кузьминична сказала: «А поедемте ко мне домой! Там чаю выпьем и договорим». Квартира актрисы встретила меня множеством фото Васильевой на стенах, в самых разных образах и ролях, и какой-то особенной, уютной атмосферой. А еще везде были цветы. Чтобы уместить все букеты поклонников, подаренные после очередного спектакля, Вере Кузьминичне приходилось использовать ведра. О хозяине дома, муже актрисы, актере Владимире Ушакове, которого не стало за год до того дня, напоминал уголок, где были его портреты, иконки, свежие цветы в вазе. На кухне дремал обожаемый котик Филимон, подобранный когда-то на улице. Мы попили чай, разговорились о личном. Вера Кузьминична достала из шкафа и показала мне белое свадебное платье, привезенное из Парижа, в котором она отмечала золотую свадьбу. Я была совершенно очарована, поражена... Мне думалось: «Вот он, пример для любой женщины, как сохранить молодость, красоту и живой ум».

Фото: Марк Штейнбок/«7дней»

Мы стали общаться, я все чаще приходила в театр, по многу раз смотрела все ее спектакли, наблюдала порой, как актриса репетирует, как готовится к выходу на сцену. Больше всего удивляло, что актриса всякий раз волнуется, словно 18-летняя дебютантка. И когда после спектакля Вера Кузьминична спрашивала меня: «Ну, как я сыграла? Не так плохо? Только говорите правду», я знала — это не кокетство. Ей не нужна была лесть. Она действительно хотела убедиться, что все еще может выходить на сцену и наравне с партнерами играть, не снижая планку. А ведь Вера Васильева успела отметить 75-летие своей работы в Театре сатиры. Подумать только, 75 лет на одной сцене! Все эти годы она хранила верность театру, несмотря на то что времена бывали разные, порой ей приходилось очень нелегко. Годы простоя, отсутствие интересных ролей. Меня всегда поражает, что, вспоминая об этом, Вера Кузьминична никого не винила, рассуждала здраво и просто: «Я никогда не умела толкаться локтями, требовать для себя ролей. Надо говорить прямо: я не обладала какой-то особенной, яркой красотой. Кроме того, в репертуаре театра не было романтических пьес. Я играла советских девушек. Не тех героинь, о которых мечтала в молодости...» Никогда в жизни не слышала чего-то подобного от других актрис. Ответственное, трепетное отношение к своему делу. В определенный момент в Театре сатиры исчез из репертуара спектакль, который она с коллегами играла семнадцать лет. Семнадцать лет! Мало какие спектакли проживают столь долгую жизнь, и вот, казалось, случилось закономерное. Но, придя к Вере Кузьминичне, я вдруг по ее лицу поняла, что... она пережила тяжелую утрату. Это был траур. Так актриса в душе провожала полюбившуюся роль...

Вера Васильева и Александр Ширвиндт в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»,
Театр сатиры, 1970 год. Фото: из архива В. Васильевой

Надо сказать, что, получив все возможные звания, премии и ордена, Вера Васильева вела себя предельно скромно. Помню, когда ехали с ней в Малый театр, на мероприятие, она вдруг стала искать в сумочке пропуск. «Зачем вам пропуск? Вы же играете в этом театре уже пять лет!» (Вера Васильева играла в Малом театре в спектакле «Пиковая дама». — Прим. ред.) — «Но, если спросят, я должна показать...» Вера Кузьминична не рассчитывала, что ее всегда и везде узнают. Просьба показать пропуск или простодушный вопрос новенького вахтера «А вы кто?» не вызывали у нее бурю эмоций.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталия Сирадзе о Савелии Крамарове Наталия Сирадзе о Савелии Крамарове

Вдова Савелия Крамарова Наталия Сирадзе вспоминает о его жизни и творчестве

Коллекция. Караван историй
Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии

Как выглядит косметология будущего?

Forbes
«Обогащайтесь!» «Обогащайтесь!»

От старшего брата тамбовцам остались легенды — и мрачное пророчество

Дилетант
Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока Анализ экспорта вооружений КНР в страны Ближнего Востока

Продукция китайского оборонно-промышленного комплекса для ближневосточных стран

Обозрение армии и флота
Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был» Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историй
Инновации, рожденные из боли: как соединить медицину и дизайн Инновации, рожденные из боли: как соединить медицину и дизайн

Как личная практика подтолкнула героя на создание революционных технологий

ФедералПресс
Как устроен симфонический оркестр и как превратить концерт в перформанс Как устроен симфонический оркестр и как превратить концерт в перформанс

Когда в музыке появились симфонические оркестры и что в них менялось со временем

РБК
Оперативная память. День Победы и его цифровые образы Оперативная память. День Победы и его цифровые образы

Какие образы войны предлагают паблики и форумы о Великой Отечественной войне?

Знание – сила
Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор» Геннадий Хазанов: «Ничто так не разъединяет людей, как юмор»

Геннадий Хазанов — о юмористических жанрах в советский период и сейчас

Монокль
Революция Ноама Хомского Революция Ноама Хомского

7 декабря 2023 года исполняется 95 лет Ноаму Хомскому

Наука
Личные границы: когда оборона не нужна Личные границы: когда оборона не нужна

Стоит ли охранять личные границы от близких людей?

Psychologies
Когда модель превзойдет алгоритмы Когда модель превзойдет алгоритмы

О том, как модели искусственного интеллекта «выходят за флажки»

Монокль
Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023) Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023)

Телеведущая Ника Стрижак вспоминает дирижера Юрия Темирканова

Собака.ru
Александр Ширвиндт Александр Ширвиндт

Александр Ширвиндт, актер, режиссер и писатель, Москва, 89 лет

Правила жизни
Тейлор Свифт стала человеком года по версии Time: почему одни люди ее боготворят, а другие — на дух не переносят Тейлор Свифт стала человеком года по версии Time: почему одни люди ее боготворят, а другие — на дух не переносят

Тейлор Свифт: за что её любят и за что ненавидят?

Psychologies
Голова в тумане Голова в тумане

10 продуктов, которые могут нарушить работу мозга

Лиза
Свет в твоем окне Свет в твоем окне

Украшаем волшебными огнями весь дом

Лиза
Головная боль Головная боль

Какой бывает головная боль и как с ней справиться?

Здоровье
Дух места Дух места

Новая жизнь в старой московской квартире

SALON-Interior
Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться» Александр Крайнов: «Нейросеть не заменит людей в общении, размышлении и умении договариваться»

Как нейросети повлияют на профессии и когда они станут привычным инструментом

РБК
Лаконичность в деталях Лаконичность в деталях

Дизайн-микс из дорогой акцентной мебели и предметов, найденных на маркетплейсах

Идеи Вашего Дома
Новые отношения Новые отношения

После развода кажется, что новый брак почти невозможен, да и нужен ли?

Новый очаг
Ослепленная желанием Ослепленная желанием

Наши героини о странных вещах, которые их заводят

Лиза
Кто починит ДНК — перевернет мир Кто починит ДНК — перевернет мир

Генетики уже несколько лет умеют редактировать поломки в ДНК

Наука
Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше» Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше»

Как развивать благотворительность на фоне снижения пожертвований и доверия

Forbes
История ритуального убийства История ритуального убийства

Книга, в которой подробно описана история краха Советского Союза

Монокль
Машины времени Машины времени

11 лучших автомобилей российского рынка 2023 года

Men Today
Семейка снеговиков Семейка снеговиков

Делаем семейку снеговиков — любимых сказочных персонажей детей и взрослых

Наука и жизнь
Ты «чушпан», а я пацан. О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» Ты «чушпан», а я пацан. О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Почему «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал таким популярным

Psychologies
Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет» Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБК
Открыть в приложении