Запасной аэродром: что известно о секретном стартапе основателя Google Ларри Пейджа
У сооснователя Google Ларри Пейджа еще до ухода с поста гендиректора возникло новое увлечение — авиация. Его стартап Kitty Hawk пытается создать «транспорт будущего» — летательные аппараты, которые заменят автомобили. Однако дела у проекта далеко не безоблачны: как выяснил Forbes USA, из-за постоянных поломок и возгораний устройств компании пришлось отменить предзаказы и вернуть деньги, сменить концепцию и, по всей видимости, отдать один из проектов под контроль Boeing.
В 2017 году разработчик летающих автомобилей Kitty Hawk был как никогда близок к успеху. Таинственную компанию финансировал сооснователь Google Ларри Пейдж, а возглавлял талантливый специалист по искусственному интеллекту и робототехнике из Стэнфорда Себастьян Трун, запустивший подразделение по разработке беспилотных автомобилей в Google. Kitty Hawk только что продемонстрировала прототип Flyer — одноместного самолета с батарейным питанием, предназначенного для увлекательных полетов над поверхностью воды. Он напоминал гидроцикл с несущими винтами и простым управлением как у автомобиля. «Я с нетерпением жду того момента, когда смогу легко и быстро летать на Flyer», — сказал тогда Пейдж. Стартап обещал, что покупатели смогут получить первые Flyer до конца года.
Позднее в том же году в Новой Зеландии калифорнийская компания начала испытания более амбициозного проекта — двухместного электрического беспилотного такси под названием Cora. Как утверждали в Kitty Hawk, этот аппарат позволит горожанам парить над забитыми машинами улицами. «Представьте себе, что вы перемещаетесь со скоростью 130 км/ч по прямой в любое время суток, не останавливаясь, — рассказывал Трун газете The Guardian через несколько месяцев после презентации Cora. — Это бы изменило жизнь почти всех, кого я знаю».
Два года спустя обещания Kitty Hawk сделать индивидуальный летательный транспорт массовым так и не были выполнены. Как рассказали Forbes четверо бывших сотрудников Kitty Hawk, причинами стали технические трудности, проблемы с безопасностью Flyer и вопросы, связанные с его практическим применением. Кроме того, как предположили источники, компания отказалась от контроля над программой Cora.
Уже после после публикации этой статьи в Forbes USA Kitty Hawk и Boeing объявили, что Cora была интегрирована в их совместное предприятие Wisk Aero. Из пяти членов совета директоров Wisk Aero двое — это топ-менеджеры Boeing, еще один — гендиректор Wisk, который раньше работал в Boeing.
Kitty Hawk подтвердила Forbes, что, представив в прошлом году более совершенную версию Flyer, она решила не продавать одноместный аппарат частным лицам и вернула депозиты потенциальным покупателям, оформившим предзаказ. О чем компания официально не сообщала, так это о том, что разработчики Flyer столкнулись с трудностями — такими, как частые поломки и возгорания аккумуляторов, электродвигателей и проводки, рассказали Forbes двое бывших инженеров Kitty Hawk. В архиве Маунтин-Вью есть информация о том, что в прошлом году городскую пожарную службу вызывали рано утром тушить пожар в помещении Flyer. Бывшие сотрудники компании заявили, что пожар в принадлежащем Google здании возник из-за поврежденных аккумуляторов, которые извлекли из аппарата, разбившегося накануне во время летных испытаний на дистанционном управлении. Всего поговорить с Forbes согласились шестеро экс-сотрудников Kitty Hawk, попросивших не называть их по именам, так как они подписывали соглашение о неразглашении.
«Мы провели более чем 26 000 пробных полетов на более чем ста прототипах, и ни один человек при этом не пострадал и не подвергся ненужному риску», — написала консультант Kitty Hawk Шерназ Дейвер в электронном письме в ответ на список вопросов от Forbes. Она не стала комментировать прямо случаи возгорания, сообщения о неполадках или проблемы с аккумуляторами.
«Правила игры»
Поставив цель быстро вывести Flyer на рынок, руководители Kitty Hawk неоднократно игнорировали работников, которые выражали беспокойство по поводу того, что недостатки летательных аппаратов могут представлять угрозу для пассажиров, рассказывают двое бывших сотрудников компании. Они утверждают, что по меньшей мере двоих членов испытательной команды уволили, когда они подвергли сомнению безопасность аппарата, а несколько других членов команды Flyer, которые высказывали возражения, ушли сами или перевелись в другие программы Kitty Hawk. Эти люди отказались от комментариев, когда с ними связался Forbes.
«Прослеживалась закономерность: если ты заговариваешь о безопасности, с тобой покончено. Поэтому все молчали. Таковы правила игры, если хочешь получать зарплату, — говорит один из бывших сотрудников компании.
Дейвер не стала комментировать прямо слова источников об уволенных людях, но сказала, что сотрудники Kitty Hawk обязаны сообщать о проблемах с безопасностью своим непосредственным руководителям или же через защищенный канал связи — генеральному советнику и отделу кадров. Кроме того, они могут анонимно обсудить проблемы с директором по безопасности, сказала она.