«За несколько лет соцсети полностью переучили нас»: как вернуть внимание и работоспособность, которую отняли смартфоны
Выжимка подкаста The Supehuman Academy с автором книг Deep Work и «Цифровой минимализм» Кэлом Ньюпортом от издания Reminder.
В 2010-2012 годах в поведении людей что-то стало меняться. Изменения происходили настолько медленно и естественно, что большинство даже не обратило на них внимания.
Прошло десять лет. Почти все население приняло новые правила. Теперь они определяют нашу жизнь, влияют на психическое здоровье, уровень счастья и работоспособность. Нам уже трудно представить, каким было наше поведение раньше. И, в целом, мы не особенно переживаем по поводу произошедших перемен, потому что речь идет всего лишь о способе нашего взаимодействия со смартфонами.
10 лет назад — тогда уже продавался iPhone 4 — мы использовали телефон как инструмент, выполняющий определенные функции: звонили — когда нужно было с кем-то поговорить, заглядывали в карту — когда требовалось сориентироваться на местности, включали любимый плейлист — если хотели создать атмосферу приятного вечера.
Теперь же смартфоны стали нашими постоянными спутниками, продолжением руки, дополнительной частью тела: мы смотрим в экраны полдня, изредка отрываясь на работу или — чтобы ответить на вопрос живого человека.
«Извините, что вы сказали? Я отвлекся»
Привычная теперь манера обращаться с телефонами выглядела бы в 2009 году как минимум странно, считает Кэл Ньюпорт, преподаватель информатики в Джорджтаунском университете и автор двух бестселлеров — Deep Work и Digital Minimalism (по-русски — «В работу с головой» и «Цифровой минимализм»). «Это как если бы человек все время носил с собой атлас и смотрел в него», — объясняет он в популярном подкасте о здоровье и саморазвитии The Supehuman Academy.
Почему изменения произошли именно десять лет назад? У Ньюпорта есть на этот счет теория. Он связывает сдвиг в человеческом поведении с выходом на биржу весной 2012 года компании Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).
До подготовки к IPO социальная сеть была озабочена привлечением новых пользователей. Собравшись выйти на биржу, компания сфокусировалась на росте выручки с одного пользователя. А поскольку выручка напрямую зависит от времени, проведенного в сети, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) начал максимально его увеличивать, осознанно или нет эксплуатируя все слабости человеческого мозга.
Неприметные, но отточенные на тысячах А/В-тестов уведомления и другие детали дизайна (срабатывает наша инстинктивная реакция на раздражители), кнопка Like (поиск социального одобрения) и, наконец, алгоритмы, формирующие ленту на основе паттернов нашего поведения. За Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) последовали и другие социальные сети: Twitter, например, первым применил «эффект слот-машины» — обновление ленты при движении экрана вниз. Так, изменение за изменением, мы постепенно оказались в мире, где за наше внимание борются десятки приложений, одно интереснее другого.