За гранью слов
О чем думают и что чувствуют животные
Для кого эта книга?
Если ваше сердце сделано не из камня, то вы наверняка любите «братьев наших меньших». Но сегодня ученые повсеместно приходят к выводу, что животные – вовсе не «меньшие» наши родственники. Это особые существа, абсолютно разумные, обладающие эмоциями и сложными чувствами. Просто они по-другому общаются и выражают эти эмоции. Эколог Карл Сафина научит вас лучше понимать животных в своей книге «За гранью слов». Он расскажет, как устроен их разум и как правильно интерпретировать их поведение.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «За гранью слов» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Взгляните на животных по-новому.
Животные всегда жили рядом с людьми. Мы боялись их, обожествляли, приручали и даже забирали домой в качестве питомцев. Но что мы на самом деле знаем об их чувствах и мыслях? И могут ли они вообще думать и чувствовать? Множество научных исследований доказали, что животные, безусловно, способны мыслить и испытывать эмоции.
Так что мы должны научиться воспринимать животных как уникальных существ с потребностями, разумом и чувствами, отличными от наших, и посмотреть на них через эту новую призму. Только тогда мы сможем по-настоящему их узнать. После прочтения этой книги ваше представление о животных никогда не будет прежним.
Из этого обзора вы узнаете:
- как волки стали собаками;
- как спариваются шимпанзе;
- и как общаются между собой касатки.
Мы похожи с животными в некоторых аспектах, однако их разум совершенно другой.
Нам всем знакомо выражение «щенячьи глазки», и многие из нас ощущали прилив нежности к дворняжкам с, казалось бы, грустным выражением глаз. Но могут ли собаки правда испытывать такие эмоции?
На самом деле, чтобы понять истинную сущность животных, очень важно разобраться в антропоморфизме и антропоцентризме. Ученые специально учатся непредвзято наблюдать, а не применять человеческие характеристики к другим существам, иными словами, очеловечивать их.
Увидев, как слон встает между своим детенышем и гиеной, многие люди подумают, что взрослый слон пытается защитить слоненка. Ученый же не станет утверждать, что это было сделано именно ради безопасности малыша – ведь причина могла быть совсем другой. Это был пример антропоморфизма – когда мы, не зная истинных причин поведения животного, приписываем ему человеческие свойства и мотивы.
Антропоцентризм, в свою очередь, идея о том, что только люди наделены чувствами и мыслительными способностями. Данная тема очень важна, ведь если животные не могут думать или чувствовать, должны ли они иметь какие-либо права?
Поэтому лучше все-таки признавать за животными способность думать (пусть и немного по-другому). К примеру, слоны, благодаря своему превосходному слуху, замечают приближающийся грузовик или стадо животных гораздо раньше человека. Так что они могут отойти в сторону еще до того, как их хозяин увидит что-либо. Непризнание этого факта ведет к неправильному толкованию поведения слонов.
Следовательно, ключевым моментом здесь является признание отличий не только между человеком и животными, но и между видами существ. Правило «все люди одинаковые, но каждый индивидуален» распространяется и на других обитателей Земли.
К примеру, человечество делит с животными долгую историю, и поэтому у них есть общие корни, но мы также очень многим отличаемся от них. Тем не менее, мы, как и животные, стремимся к выживанию, размножению, поиску еды и жилища. С учетом этих сходств, отрицание способности животных думать и чувствовать представляется абсолютно нелепым.
Но как же мы можем доказать эту их способность?
Большинство экспериментов и теорий не могут выявить мысли животных.
Если бы кто-то попросил вас разработать эксперимент, позволяющий узнать, что происходит в головах у животных, что бы вы сделали?
Одна популярная теория для проверки их мыслительных способностей называется «теорией разума»: под этим подразумевается умение определить, о чем вероятнее всего думают другие, и ответить соответствующе.
У этой теории есть своя история.
В 1978 году исследователи показали нескольким шимпанзе видео о людях, которые мерзли или не могли достать банан. После этого обезьяны должны были выбрать картинку, которая была связана с решением проблемы. Например, изображение обогревателя, который позволяет согреться, или палки, которая позволяет достать банан. Однако обезьяны не смогли подобрать верную картинку к видеоряду, и это якобы подтвердило отсутствие у них вышеописанной способности.
Но поведение шимпанзе противоречит данному выводу. В естественной среде обитания, где только альфа-самцы спариваются с самками, шимпанзе более низкого ранга иногда бросают вызов доминирующим лидерам. Они поступают так, зная, что альфа-самцы устроят сцену, а значит, тем самым совершают отвлекающий маневр, чтобы совокупиться с самками за спиной у альф.
И это говорит нам о том, что обезьяны понимают мышление альфа-самцов и то, какую реакцию в ответ на свои действия они могут ожидать. Однако, что именно думают шимпанзе, нам все еще неизвестно.
На самом деле, другим экспериментам и объяснениям тоже не удалось выяснить это. Один из таких экспериментов должен был проверить наличие самосознания у животных и состоял в следующем: животным ставили метку на лбу, а затем давали посмотреть в зеркало. Если животное узнавало себя в отражении и пыталось убрать метку со лба, а не с зеркала, то считалось, что у него имеется самосознание.
Однако этот тест не доказывает наличие самосознания – он всего лишь проверяет понимание животным того, что отражение в зеркале – это не ты сам.
Даже изучение мозга животных оказалось бесполезным. Например, несмотря на то что мозг альбатроса невероятно схож с человеческим, умственные способности этой птицы ни капли не похожи на наши: альбатросам попросту нужны другие навыки – вроде умения придерживаться определенного маршрута, когда они в плохую погоду летят в нужном направлении через несколько сотен миль.
Одомашнивание – ключ к пониманию некоторых животных и наших с ними взаимодействий.
Как вы, возможно, знаете, домашние собаки произошли от волков. Но каков был процесс этого превращения? Возможно, вы удивитесь, но на самом деле, собаки приручили себя сами.
На удивление, главную роль здесь сыграло не селекционное разведение собак, прирученных людьми, а сама адаптация животных к людским поселениям, в которых их обеспечивали едой. Диким собакам было выгодно вести себя с людьми дружелюбно: миролюбивые собаки получали больше еды, больше размножались и в конечном итоге стали теми милыми домашними животными, которых мы знаем сейчас.
Но с обретением безопасности и пропитания животные потеряли свою независимость. Например, если собака увидит закрытый ящик, из которого пахнет едой, она обратится за помощью к хозяину, чтобы он открыл ящик, в то время как волк попытается открыть его сам. И это далеко не все, что изменилось в животных – они даже стали иначе выглядеть.
Эксперименты с лисами, проведенные в Сибири, обнаружили генетическую связь дружелюбности животных с их внешними признаками: выяснилось, что животные с висячими ушами и закрученными хвостами более дружелюбны. Ласковых лис чаще всего отбирали люди, эти лисы, в результате, давали больше потомства, и так в популяции становилось больше животных с мягкими ушами и хвостами полукольцом.