Рождение тюрьмы

kiozk originalsИстория

Надзирать и наказывать

Рождение тюрьмы

Автор: Мишель Фуко – французский философ, теоретик культуры и историк, один из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Его главные сочинения: «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Археология знания» (1969) и «История сексуальности» (1976 – 1984) были посвящены развитию социальных наук, истории медицины и тюремной системы, проблемам безумия и сексуальности. В книге «Надзирать и наказывать» (1975) Фуко анализирует изменения, которые произошли в западной пенитенциарной системе в современную эпоху

0:00 /
1280.868

Для кого эта книга?

Именно пенитенциарная и судебная системы наиболее ярко отображают общественное устройство в целом. Так что по истории тюрьмы вполне возможно проследить историю всего человечества! В книге «Надзирать и наказывать» знаменитый философ Мишель Фуко рассказывает, какую роль играет надзор в тюрьмах классической и современной ему эпох. Сегодня в самых прогрессивных странах заключение – это способ вернуть человека в социум, сделать его продуктивным и безопасным членом общества. Если же это невозможно – нужно просто изолировать преступника. Но наказание не является целью исправительной системы в наиболее развитых государствах. К сожалению, многие тюремные системы мира – а вместе с ними и сами страны, где функционируют такие системы – до сих пор организованы в соответствии с концептом дисциплинарной власти. Их задачей является именно наказание, подавление индивидуальности, воли и получение дешевой рабочей силы. Почему и для чего так устроена тюрьма, вы узнаете из нашего обзора книги «Надзирать и наказывать».

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Надзирать и наказывать» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Понять общество через микрокосм его судебной и дисциплинарной систем.

На первый взгляд важность тюрем может показаться неочевидной. Да, тюрьмы являются неотъемлемой и общепринятой частью нашей правовой системы, но большинству из нас они не кажутся чем-то примечательным.

Конечно, это не так. Как утверждает Мишель Фуко, всего лишь несколько сотен лет назад картина была иной: во время следственных процессов подозреваемые регулярно подвергались пыткам, а осужденных преступников жестоко и бесчеловечно казнили у всех на виду для демонстрации воли государя и в качестве примера для народа.

Эта книга прослеживает возникновение тюрьмы и рассказывает, как менялась индустриальная эпоха под влиянием идей Просвещения, когда общественные потребности и ценности претерпевали радикальную трансформацию.

Но не все так просто, – утверждает Фуко. Мы не должны хвалить себя за то, что наказание со временем стало более «гуманным». На самом деле, индустриальная эпоха принесла людям еще более глубокое чувство заточения – ведь все общество стало прикованным к промышленной машине.

Если мы поймем, как функционируют тюрьмы, то сможем понять, на чем основано современное общество.

Из этого обзора вы узнаете:

  • о странной связи между вспышкой чумы и организацией индустриальных обществ;
  • как спроектировать тюрьму;
  • и почему экзамены на самом деле являются наказанием.

В XIX веке публичное телесное наказание сменилось на невидимое наказание души.

2 марта 1757 года жители Парижа стали свидетелями ужасного зрелища.

Робер-Франсуа Дамьен, служивший вначале солдатом, а затем слугой, был публично казнен перед ревущей толпой за попытку покушения на французского короля Людовика XV.

Казнь, состоявшаяся на Гревской площади, отличалась исключительной жестокостью. После многочисленных публичных пыток Дамьен был четвертован. Казнь продолжалась целых четыре часа, и в общем окончилась неудачей (лошади не смогли разорвать тело преступника сразу, и палачу пришлось сначала раздробить его суставы).

Но эта казнь была последней в своем роде. После Дамьена казнь через четвертование более во Франции не применялась, к концу XVIII века в Европе наказание как публичное зрелище было уже не в моде. К наказанию был применен новый подход: теперь оно должно был проходить за закрытыми дверями и по расписанию.

В XIX веке, менее чем через сто лет после казни Дамьена, новый стиль наказания был кодифицирован в таких текстах, как «Распорядок дня “Парижского дома малолетних заключенных”» французского политика Леона Фоше.

День заключенных начинался в пять утра, когда их будили удары барабана. Без четверти шесть они уже были на работе. Кормили их в десять, занятия начинались без двадцати одиннадцать. С часу до семи – снова работа. Затем, в половине восьмого, камеры запирали на ночь, и объявлялся комендантский час.

Такой режим означал, что характер наказания изменился. Оно перестало быть публичным выражением воли суверенных правительственных сил. Теперь бюрократические наказания сливались с определенными тюремными сроками и жесткими графиками.

Если раньше центральное место в концепции наказания занимали телесные страдания и боль, то теперь гораздо более важным аспектом считалась душа преступника.

Очень легко подумать – и многие историки разделяют это мнение – что снижение суровости наказания указывает на некий прогресс, на развитие гуманности.

Но Фуко считает, что это не так, и что изменилась лишь цель наказания. Она больше не состояла в том, чтобы сломить тело преступника – теперь наказание было нацелено на сердца и умы людей, на их мысли и волю.

В процессах дознания и наказания повсеместно использовались пытки, а публичное наказание подчеркивало власть правителя.

Изменение подхода к наказанию в конце XVIII века не произошло само собой, в этом изменении была своя логика. Философы эпохи Просвещения начали критиковать применение пыток, называя их отголоском Средневековья, когда нормой считались жестокость и дикость.

В конце XVIII века пытки не считались садистским актом. На самом деле, это были строго регламентированные действия, и правилами регулировалось все – от длины используемых веревок до частоты применения того или иного инструмента пыток.

Кроме того, пытки были не просто частью наказания – они также рассматривались как основной аспект уголовного расследования. Если кто-то оказывался под подозрением, все дальнейшее расследование состояло в том, чтобы подвергнуть подозреваемого пыткам. Если человек сознавался под пытками, что совершил то, в чем его обвиняют, это признание само по себе считалось доказательством вины. Других доказательств уже не требовалось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История мира в шести стаканах История мира в шести стаканах

Как ваши любимые напитки изменили мир

kiozk originals
10 книг, заслуживших 10 книг, заслуживших

Подборка произведений, заслуживших престижную литературную премию "Локус"

Популярная механика
7 ключей к хорошему впечатлению 7 ключей к хорошему впечатлению

Как с помощью невербальных сигналов поддерживать контакт с собеседником

Psychologies
Интервью с автором подкаста «Закат Империи» Андреем Аксеновым Интервью с автором подкаста «Закат Империи» Андреем Аксеновым

Андрей Аксенов об исторической преемственности и симпатии к неоднозначным героям

СНОБ
Мартин Лютер Мартин Лютер

Бунтарь в эпоху потрясений

kiozk originals
Самоорганизация неупорядоченных цепочек внутри стекла сделала его твердым Самоорганизация неупорядоченных цепочек внутри стекла сделала его твердым

Физики показали, как и почему стекло становится твердым при охлаждении

N+1
Шелковый Путь Шелковый Путь

Дорога тканей, рабов, идей и религий

kiozk originals
Пройдите на просвечивание Пройдите на просвечивание

Что мультиволновая астрономия видит в недрах звезд и галактик

N+1
Физика невозможного Физика невозможного

Научное исследование мира силовых полей, телепортации и путешествий во времени

kiozk originals
Яд в истории. Чем политические отравления отличаются от «простых» убийств Яд в истории. Чем политические отравления отличаются от «простых» убийств

Яды как оружие в борьбе с противниками — прием, известный с древних времен

СНОБ
Пластичность мозга Пластичность мозга

Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции мозга

kiozk originals
Зачем была нужна газетная утечка разговора Путина и Макрона Зачем была нужна газетная утечка разговора Путина и Макрона

Какими были переговоры Путина и Макрона об отравлении Навального

СНОБ
Вирусы в роутере: почему они так опасны и что делать в случае заражения Вирусы в роутере: почему они так опасны и что делать в случае заражения

Как понять, что ваш роутер заражен?

CHIP
8 самых увлекательных душевных расстройств в истории психиатрии 8 самых увлекательных душевных расстройств в истории психиатрии

Восемь историй болезни, описывающих случаи редких и очень интересных синдромов

Maxim
Еда и мозг Еда и мозг

Что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью

kiozk originals
Автопроизводителя имени Теслы обвинили в наглом мошенничестве Автопроизводителя имени Теслы обвинили в наглом мошенничестве

Серьезные обличения в наглой лжи Теслы

Популярная механика
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
«В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу» «В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу»

Основание, периоды расцвета и упадка столицы Византии

N+1
Все четыре стороны Все четыре стороны

Героини осенних кинопремьер о сексе, моде, детях

Vogue
Кто бы мог подумать, что Porsche 718 Cayman S – отличная машина на каждый день Кто бы мог подумать, что Porsche 718 Cayman S – отличная машина на каждый день

Porsche 718 Cayman S — экономичное спортивное купе

GQ
Что происходит с твоим телом после родов: рассказывает невролог Что происходит с твоим телом после родов: рассказывает невролог

Невролог рассказывает, что нужно знать о материнстве в ключе его профиля

Cosmopolitan
Анатомия преступления Анатомия преступления

Что могут рассказать насекомые, отпечатки пальцев и ДНК

kiozk originals
Путешествия во времени Путешествия во времени

Почему людям так хочется вернуться в прошлое и заглянуть в будущее?

kiozk originals
Вакцинация: как работают прививки и почему их надо делать Вакцинация: как работают прививки и почему их надо делать

Прививки — большое зло или наше спасение?

Популярная механика
6 фактов об игре «Что? Где? Когда?» 6 фактов об игре «Что? Где? Когда?»

Факты о телеигре «Что? Где? Когда?», которые ты не найдешь даже в черном ящике

Maxim
“Старт”: уникальный автомобиль из СССР с тяжелой судьбой “Старт”: уникальный автомобиль из СССР с тяжелой судьбой

Микроавтобус made in USSR

Популярная механика
7 ранних признаков проблем с печенью, вызванных алкоголем 7 ранних признаков проблем с печенью, вызванных алкоголем

Заболевания печени — это совсем не шутки

Playboy
10 врачей-дерматокосметологов 10 врачей-дерматокосметологов

Эти специалисты избавят от необходимости обрабатывать фотопортреты

Tatler
Зэки, мерзлота и тотемные животные. Отрывок из нового романа Алексея Поляринова «РИФ» Зэки, мерзлота и тотемные животные. Отрывок из нового романа Алексея Поляринова «РИФ»

Фрагмент из новой работы Алексея Поляринова о вечной войне поколений

СНОБ
7 захватывающих документальных фильмов о планете Земля 7 захватывающих документальных фильмов о планете Земля

Невероятные места, невыдуманные приключения и настоящие эмоции

РБК
Открыть в приложении