Рождение тюрьмы

kiozk originalsИстория

Надзирать и наказывать

Рождение тюрьмы

Автор: Мишель Фуко – французский философ, теоретик культуры и историк, один из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Его главные сочинения: «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Археология знания» (1969) и «История сексуальности» (1976 – 1984) были посвящены развитию социальных наук, истории медицины и тюремной системы, проблемам безумия и сексуальности. В книге «Надзирать и наказывать» (1975) Фуко анализирует изменения, которые произошли в западной пенитенциарной системе в современную эпоху

0:00 /
1280.868

Для кого эта книга?

Именно пенитенциарная и судебная системы наиболее ярко отображают общественное устройство в целом. Так что по истории тюрьмы вполне возможно проследить историю всего человечества! В книге «Надзирать и наказывать» знаменитый философ Мишель Фуко рассказывает, какую роль играет надзор в тюрьмах классической и современной ему эпох. Сегодня в самых прогрессивных странах заключение – это способ вернуть человека в социум, сделать его продуктивным и безопасным членом общества. Если же это невозможно – нужно просто изолировать преступника. Но наказание не является целью исправительной системы в наиболее развитых государствах. К сожалению, многие тюремные системы мира – а вместе с ними и сами страны, где функционируют такие системы – до сих пор организованы в соответствии с концептом дисциплинарной власти. Их задачей является именно наказание, подавление индивидуальности, воли и получение дешевой рабочей силы. Почему и для чего так устроена тюрьма, вы узнаете из нашего обзора книги «Надзирать и наказывать».

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Надзирать и наказывать» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Понять общество через микрокосм его судебной и дисциплинарной систем.

На первый взгляд важность тюрем может показаться неочевидной. Да, тюрьмы являются неотъемлемой и общепринятой частью нашей правовой системы, но большинству из нас они не кажутся чем-то примечательным.

Конечно, это не так. Как утверждает Мишель Фуко, всего лишь несколько сотен лет назад картина была иной: во время следственных процессов подозреваемые регулярно подвергались пыткам, а осужденных преступников жестоко и бесчеловечно казнили у всех на виду для демонстрации воли государя и в качестве примера для народа.

Эта книга прослеживает возникновение тюрьмы и рассказывает, как менялась индустриальная эпоха под влиянием идей Просвещения, когда общественные потребности и ценности претерпевали радикальную трансформацию.

Но не все так просто, – утверждает Фуко. Мы не должны хвалить себя за то, что наказание со временем стало более «гуманным». На самом деле, индустриальная эпоха принесла людям еще более глубокое чувство заточения – ведь все общество стало прикованным к промышленной машине.

Если мы поймем, как функционируют тюрьмы, то сможем понять, на чем основано современное общество.

Из этого обзора вы узнаете:

  • о странной связи между вспышкой чумы и организацией индустриальных обществ;
  • как спроектировать тюрьму;
  • и почему экзамены на самом деле являются наказанием.

В XIX веке публичное телесное наказание сменилось на невидимое наказание души.

2 марта 1757 года жители Парижа стали свидетелями ужасного зрелища.

Робер-Франсуа Дамьен, служивший вначале солдатом, а затем слугой, был публично казнен перед ревущей толпой за попытку покушения на французского короля Людовика XV.

Казнь, состоявшаяся на Гревской площади, отличалась исключительной жестокостью. После многочисленных публичных пыток Дамьен был четвертован. Казнь продолжалась целых четыре часа, и в общем окончилась неудачей (лошади не смогли разорвать тело преступника сразу, и палачу пришлось сначала раздробить его суставы).

Но эта казнь была последней в своем роде. После Дамьена казнь через четвертование более во Франции не применялась, к концу XVIII века в Европе наказание как публичное зрелище было уже не в моде. К наказанию был применен новый подход: теперь оно должно был проходить за закрытыми дверями и по расписанию.

В XIX веке, менее чем через сто лет после казни Дамьена, новый стиль наказания был кодифицирован в таких текстах, как «Распорядок дня “Парижского дома малолетних заключенных”» французского политика Леона Фоше.

День заключенных начинался в пять утра, когда их будили удары барабана. Без четверти шесть они уже были на работе. Кормили их в десять, занятия начинались без двадцати одиннадцать. С часу до семи – снова работа. Затем, в половине восьмого, камеры запирали на ночь, и объявлялся комендантский час.

Такой режим означал, что характер наказания изменился. Оно перестало быть публичным выражением воли суверенных правительственных сил. Теперь бюрократические наказания сливались с определенными тюремными сроками и жесткими графиками.

Если раньше центральное место в концепции наказания занимали телесные страдания и боль, то теперь гораздо более важным аспектом считалась душа преступника.

Очень легко подумать – и многие историки разделяют это мнение – что снижение суровости наказания указывает на некий прогресс, на развитие гуманности.

Но Фуко считает, что это не так, и что изменилась лишь цель наказания. Она больше не состояла в том, чтобы сломить тело преступника – теперь наказание было нацелено на сердца и умы людей, на их мысли и волю.

В процессах дознания и наказания повсеместно использовались пытки, а публичное наказание подчеркивало власть правителя.

Изменение подхода к наказанию в конце XVIII века не произошло само собой, в этом изменении была своя логика. Философы эпохи Просвещения начали критиковать применение пыток, называя их отголоском Средневековья, когда нормой считались жестокость и дикость.

В конце XVIII века пытки не считались садистским актом. На самом деле, это были строго регламентированные действия, и правилами регулировалось все – от длины используемых веревок до частоты применения того или иного инструмента пыток.

Кроме того, пытки были не просто частью наказания – они также рассматривались как основной аспект уголовного расследования. Если кто-то оказывался под подозрением, все дальнейшее расследование состояло в том, чтобы подвергнуть подозреваемого пыткам. Если человек сознавался под пытками, что совершил то, в чем его обвиняют, это признание само по себе считалось доказательством вины. Других доказательств уже не требовалось.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Психология влияния Психология влияния

Как не стать жертвой мастера влияния и убеждения

kiozk originals
Как очистить жирную кожу лица: советы косметолога Как очистить жирную кожу лица: советы косметолога

Как держать под контролем жирную кожу с помощью правильного ухода

Cosmopolitan
История мира в шести стаканах История мира в шести стаканах

Как ваши любимые напитки изменили мир

kiozk originals
«Есенин нового времени»: как 22-летний пианист из Самары покорил зумеров, подружился с Моргенштерном и объявил войну Sony «Есенин нового времени»: как 22-летний пианист из Самары покорил зумеров, подружился с Моргенштерном и объявил войну Sony

Новый кумир зумеров — Эдуард Шарлот

Forbes
Религия для атеистов Религия для атеистов

Руководство для неверующих по использованию религии

kiozk originals
Киностудии дореволюционной России Киностудии дореволюционной России

Кто создавал в России первые киностудии и какие картины на них снимали

Культура.РФ
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Как заработать к 30 столько, чтобы жить в свое удовольствие? 5 советов от тех, кто это сделал Как заработать к 30 столько, чтобы жить в свое удовольствие? 5 советов от тех, кто это сделал

Чтобы заработать состояние к 30, грабить банк не придется

Playboy
Завтрак с Сократом Завтрак с Сократом

Философия повседневной жизни

kiozk originals
Как семейство Кардашьян заработало больше $2 млрд благодаря 14-летнему реалити-шоу Как семейство Кардашьян заработало больше $2 млрд благодаря 14-летнему реалити-шоу

Как вышло, что с закрытием шоу «Семейства Кардашьян» доходы семьи не иссякнут?

Forbes
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Как советский летчик подарил США секретный самолет-перехватчик: история самого громкого авиаугона времен холодной войны Как советский летчик подарил США секретный самолет-перехватчик: история самого громкого авиаугона времен холодной войны

История советского летчика-перебежчика, повлиявшая на историю военной авиации

Maxim
От безопасной крепости до стиля кочевника: как люди выбирают себе жилище От безопасной крепости до стиля кочевника: как люди выбирают себе жилище

Почему одни люди выбирают уютную крепость, а другие дом на колесах

Maxim
Ты – мне, я – тебе Ты – мне, я – тебе

Секс как валюта и способ манипуляции

Cosmopolitan
Неизвестные X и Y Неизвестные X и Y

Как и, главное, зачем природа разделила обитателей земли на юношей и девушек

Вокруг света
Юпитер оказался не помехой путешествию космической пыли Юпитер оказался не помехой путешествию космической пыли

Астероиды из внешней Солнечной системы содержат зерна пыли

N+1
Верховный алгоритм Верховный алгоритм

Как машинное обучение изменит наш мир

kiozk originals
Семь навыков высокоэффективных людей Семь навыков высокоэффективных людей

Мощные инструменты развития личности

kiozk originals
«Затерянный мир Дарвина. Тайная история жизни на Земле» «Затерянный мир Дарвина. Тайная история жизни на Земле»

Отрывок из книги Мартина Брезиера о докембрийском периоде

N+1
Квартирный вопрос: полезные лайфхаки для дома и кухни Квартирный вопрос: полезные лайфхаки для дома и кухни

Хотите облегчить уборку и всегда поддерживать дома порядок?

Cosmopolitan
Антрополог и исследователь смерти Сергей Мохов о том, как в российском обществе заговорили о смерти, и о том, каково это — профессионально ее изучать Антрополог и исследователь смерти Сергей Мохов о том, как в российском обществе заговорили о смерти, и о том, каково это — профессионально ее изучать

Интервью с главным публиным лицом death studies в России Сергеем Моховым

Esquire
Великий и оболганный: необычные факты о гениальном “Трабанте” Великий и оболганный: необычные факты о гениальном “Трабанте”

Рассказываем все самое интересное о прекрасном “Траби”

Популярная механика
Сам себе портной: что можно сшить из старых джинсов Сам себе портной: что можно сшить из старых джинсов

Сумка, сарафан, юбка и другие детали гардероба, которые можно сшить дома

Cosmopolitan
Ездит сам и угадывает желания: все о новом Mercedes S-Class W223 Ездит сам и угадывает желания: все о новом Mercedes S-Class W223

Новый Mercedes S-класса перезапускает цифровую эпоху в автоиндустрии

РБК
Как NXIVM заставил голливудских звезд и влиятельную элиту Америки стать частью жестокого Как NXIVM заставил голливудских звезд и влиятельную элиту Америки стать частью жестокого

Как была устроена преступная организация NXIVM

Esquire
Что делать по дороге на работу Что делать по дороге на работу

Чем люди предпочитают заниматься по дороге на работу и с работы

Psychologies
10 военных фильмов с самым большим количеством исторических ляпов 10 военных фильмов с самым большим количеством исторических ляпов

Для некоторых фильмов фраза «основан на реальных событиях» ничего не значит

Maxim
10 шокирующих суперспособностей у людей 10 шокирующих суперспособностей у людей

Некоторым из нас дарованы удивительные свойства

Популярная механика
Фаршированный перец Фаршированный перец

Сильные стороны голубца компенсируются слабостями. Проверим?

Weekend
Правила жизни Гвинет Пэлтроу Правила жизни Гвинет Пэлтроу

Правила жизни актрисы Гвинет Пэлтроу

Esquire
Открыть в приложении