А мы идем на Север!
Русский Север всегда манил и торговцев, ищущих короткий путь в Китай и Индию, и промышленников, осваивающих природные богатства. В последние годы по стопам поморов и голландцев отправились многочисленные суда с туристами. Мы пообщались с представителями трех разных компаний: «Морской практики», «Клуба полярных путешествий» и «Силы ветра», — организующих морские путешествия на Север, чтобы выяснить, почему растет спрос на такие экспедиции и зачем вообще туда едут люди.
Как получилось, что вы стали организовывать морские экспедиции в труднодоступные места на Севере?
Константин Попов, основатель «Морской практики»: «Я вырос в семье ученых в Новосибирском академгородке. Когда мне было 8 лет, в руки попалась книжка “Паруса над волнами” Николая Внукова про путешествия Лаперуза, Кука, Беллинсгаузена, Лазарева, Дрейка, в общем, история Великих географических открытий. Я эту книжку зачитывал до дыр.
В 2014 году я прошел практику на знаменитом паруснике “Крузенштерн”. Я знал минимум два десятка увлеченных парусами и морем людей и решил превратить свою страсть в образовательный проект. Так появилась “Морская практика”.
Сначала мы ходили только на “Крузенштерне”, потом добавили “Седова”, “Херсонес”, “Палладу”, нам стало не хватать российских парусников, и мы стали ходить на иностранных лодках.
В какой‑то момент посмотрели, где мы, русские, можем выиграть конкуренцию. Конкурировать с голландцами в Северном море бесполезно: они знают здесь все ходы-выходы. Выяснилось, что самые интересные районы для нас — Арктика и Антарктика. Русские освоили эти моря и имеют большой багаж знаний.
Мы начали ходить на Север на маленькой яхте. И сегодня в нашей копилке уже и Антарктида, и Новая Земля, и Земля Франца-Иосифа… »
Николай Савельев, основатель «Клуба полярных путешествий»: «Я сибиряк, родился в Кемеровской области. В детстве мы с семьей переехали в Новороссийск, и я пошел учиться в Высшее мореходное училище. В начале 1990‑х годов я приехал в Мурманск, попал в Мурманское морское пароходство на ледоколы, прошел по Северному морскому пути и навсегда влюбился в Арктику.
Когда распался Советский Союз, огромная часть флота оказалась невостребованной. Я основал судоходную компанию “Посейдон”, мы управляли несколькими старыми сухогрузными судами, которые в 1997 году были проданы. Встал вопрос: что делать дальше? И тут Мурманское морское пароходство предложило нам попробовать заняться полярным туризмом.
Так в конце 1990‑х появился “Клуб полярных путешествий”. Тогда мы организовывали экспедиционные круизы на Северный полюс и по Русской Арктике на борту ледоколов, а сегодня компания — один из мировых лидеров на рынке экспедиционных круизов в полярные регионы. А в России — единственный организатор путешествий в Арктику, Антарктику и на Северный полюс на ледоколе и экспедиционных судах ледового класса».
Александр Сколков, креативный директор и сооснователь «Силы ветра»: «В 2015 году я почти случайно в Интернете набрел на Чупинский морской клуб, посмотрел их проекты и понял, что это классные ребята. Я собрал друзей и приехал к ним, чтобы попутешествовать на их лодках, познакомиться и что‑то узнать про то, как выглядит водный поход по Белому морю и Карелии. В это все я мгновенно влюбился.
Чупинский морской клуб появился достаточно давно, еще во времена Российской империи, а сам поселок Чупа спрятан в длинном беломорском фьорде, который защищает его от ветров.
Из нашего желания показать аудитории новые прекрасные места и гостеприимности ребят из чупинского клуба выросла экспедиция на Белое море. За все время нам удалось отвезти туда сотни людей. Теперь у нас есть возможность показать Север всем, а у клуба появился приток денег, которые они тратят на ремонт лодок, проведение образовательных мероприятий и экологических акций».
Какие суда вы используете? Чем путь по воде лучше, нежели по суше?
Константин Попов: «Я предпочитаю шхуны. На яхте вся природа близко, только руку протяни. Я привык видеть, чувствовать эту стихию на кончиках пальцев — только так ты ее понимаешь.
Важна и вовлеченность. У нас группа на борту — до 25 человек, фактически одна семья. Вы знаете всех в лицо, вы становитесь частью экипажа, учитесь управлять парусами. Одно дело, когда вам лекции читают на борту и показывают какие‑то слайды, а другое — когда вы делаете все сами. Мы практики, а не теоретики. Плюс ко всему мы тихие, экологичные, и да, паруса — это еще и очень красиво!»