100 лет «Мосфильму»: главные картины самой известной киностудии страны
30 января 2024 года киностудия «Мосфильм» отмечает 100-летний юбилей. «Броненосец «Потемкин», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука» и «Курьер» — эти и другие культовые советские фильмы были сняты именно здесь. Forbes Life рассказывает про них и другие знаковые картины, которые определили кинематограф СССР и России
На «Мосфильме», одной из крупнейших киностудий Европы, в разное время работали такие классики мирового кинематографа, как Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Борис Барнет, Михаил Ромм, Григорий Александров и Юлий Райзман, Константин Юдин, Марлен Хуциев, Владимир Алов и Александр Наумов, Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай, Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев и Андрей Кончаловский, Георгий Данелия, Карен Шахназаров и Александр Митта.
На самом деле «Мосфильм» может по-разному отсчитывать дату своего рождения. В 1924 года были учреждены Первая и Третья фабрики «Госкино» на базе дореволюционных фабрик, прекративших свое существование после 1917 года. А решение о строительстве новой, технически оснащенной кинофабрики приняли только в 1927-м. Для этого выбрали место со сказочным названием Потылиха, а первый камень заложили 20 ноября 1928 года — событие зафиксировали на пленку операторы кинохроники.
Фабрика не раз переименовывалась и меняла статус. Настоящее название — киностудия «Мосфильм» — утвердили в январе 1936 года. Менялось время, менялось и кино. Раскованные, эстетически свободные, авангардные кинофильмы 1920-х сменили канонические, идейно выверенные картины 1930-х и 1940-х. Во время войны «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату (ныне — Алматы), где вместе с «Ленфильмом» он образовал Центральную объединенную киностудию художественных фильмов (ЦОКС).
В столицу кинематографисты вернулись в 1944-м. В начале 1950-х вышло постановление о реконструкции киностудий Москвы. По плану на 43 га размещались новые производственно-бытовые и технические корпуса и съемочные павильоны. Благодаря режиссеру Александру Птушко павильон для комбинированных съемок получил необходимые площади и оборудование.
В начале 1960-х здесь заработало несколько творческих объединений, у которых сперва были порядковые номера, позже замененные на имена — «Время», «Луч», «Товарищ», «Юность», «Телефильм», «Глобус». В начале 1970-х их реорганизовали и перепрофилировали: на одних снимали только драмы, на других — комедии. За 100 лет своего существования киностудия сменила 23 руководителей, и в 1937 году, хотя и недолго, ею управляла Софья Соколовская — единственная женщина на посту директора за все время. Наибольшее количество фильмов (50) на киностудии сняли в 1982-м, наименьшее — в первые послевоенные годы.
Перестроечный и постперестроечные периоды студия прошла удачнее, чем другие госорганизации, — она не прекратила существование, не растеряла большое количество недвижимого имущества, смогла избавиться от сомнительных арендаторов, избежала вероятной приватизации и с появлением финансовой возможности начала реконструкцию и полную модернизацию технической базы. «Мосфильму» удалось сохранить и «золотую коллекцию» фильмов, в которую входит отечественная киноклассика — от «Карнавальной ночи» и «Я шагаю по Москве» до «Интердевочки» и «Ширли-мырли».
Forbes Life рассказывает про киноработы, снятые на студии, которы внесли заметный вклад в советский и российский кинематограф и полюбились зрителям. При этом за пределами списка остались такие значимые фильмы, как «Стачка» Сергея Эйзенштейна и «Третья Мещанская» Абрама Роома, «Цирк» и «Веселые ребята» Григория Александрова, «Подкидыш» Татьяны Лукашевич и «Трактористы» Ивана Пырьева, «Высота» Александра Зархи и «Калина красная» Василия Шукшина и много-много других достойных киноработ.
«Броненосец «Потемкин», 1925 год
Режиссер Сергей Эйзенштейн
Открывает подборку одна из самых эстетически влиятельных кинокартин в истории мирового кино. Будущий шедевр мог и не случиться вовсе, сложись обстоятельства иным образом. Изначально планировалось снять эпопею к 20-летнему юбилею революции 1905 года, охватывающую ее ключевые события.
По счастью (это стало понятно позднее), на такие масштабные съемки элементарно не хватило времени, и 27-летний Сергей Эйзенштейн решил экранизировать эпизод о восстании на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», в итоге сотворив убедительнейший киномиф, за который его впоследствии то поносили, то превозносили. Чаще второе. А ключевые сцены из «Броненосца» цитировали во множестве фильмов множество режиссеров и даже попали в мультсериал «Симпсоны».
«Ошибка инженера Кочина», 1939 год
Режиссер Александр Мачерет
К выходу «Ошибки» в прокат режиссер Михаил Ромм писал в газете «Кино», что «картина возрождает в нашем искусстве детектив с большой стилистической чистотой и притом на новых, более сложных позициях».
В основе пятой работы Александра Мачерета — пьеса братьев Тур и Льва Шейниных «Очная ставка». Тяжеловесный драматический текст усилиями писателя Юрия Олеши превратился в захватывающую историю про шпионов с кучей неожиданных персонажей. Роль главного детектива — сотрудника госбезопасности Ларцева — сыграл обаятельный Михаил Жаров, Леонид Кмит (Петька из классического «Чапаева») — официанта, страдающего от неразделенной любви к коллеге и мечтающего стать сыщиком, Фаина Раневская и Борис Петкер — трогательную пару еврейских портных Гуревичей, играющих ключевую роль в разоблачении шпиона. Любимица советских зрителей 30-х годов Любовь Орлова и вовсе выступила в непривычном амплуа. Добавить еще отменную операторскую работу Игоря Гелейна и получится один из первых и лучших советских шпионских детективов. Или даже триллеров, которых в советском кино, правда, не могло быть по определению.
«Нашествие», 1944 год
Режиссер Абрам Роом
Считается, что лучшие кинокартины о Великой Отечественной войне сняты уже 1960-е годы. Отсчет обычно начинается с «Летят журавли» Михаила Калатозова, также созданного на «Мосфильме», но до каннского триумфатора выходили и другие, не менее значимые, фильмы, со временем оказавшиеся в забвении. Один из них — «Нашествие» Абрама Роома, снимавшийся в эвакуации еще во время войны.
Федор Таланов (Олег Жаков) возвращается в родной город, но дома ему не слишком рады, ведь вернулся он не из командировки, а из заключения. Вскоре город оккупируют гитлеровцы и всем героям фильма предстоит сделать конкретный выбор.
Мир, в который попадает герой Олега Жакова, тотально враждебен к нему: его не принимают родные и близкие, немцы в нем видят лишь инструмент, который можно использовать для своих целей. Трагичность всеми отвергаемого героя акцентируют ироничные с оттенком горечи реплики и его шутовское поведение. Родительскую приязнь и доверие возможно вернуть только запредельной ценой — пожертвовав своей жизнью, что и делает Федор, выдавая себя за главного подпольщика, который раненый прячется в их доме.