В банде только девушки
«Контрабандистки»: корейское криминальное ретро с женским характером
В российский прокат выходит очередной южнокорейский хит — «Контрабандистки» Рю Сын Вана. Лихо сочиненный и не без блеска разыгранный сюжет рассказывает о южнокорейской провинции 1970-х, но смотреть это кино стоит не из этнографического интереса, а как мастерски сделанную жанровую постановку: «Контрабандистки» напоминают, что в последние лет двадцать только корейцы умеют соперничать на этом поле с Голливудом.
Южная Корея, середина 1970-х. В прибрежном городке, где местные традиционно занимались морским промыслом, наступают новые времена. Недавно построенный завод отравляет морскую воду вместе с ее обитателями, и бригада ныряльщиц, добывавших с морского дна устриц, вынуждена переквалифицироваться: теперь вместо устриц они ныряют за ящиками с контрабандными сигаретами и золотыми слитками. После одного из рейдов вся бригада оказывается в тюрьме, одной только Чо Чун Джа удается скрыться. Спустя несколько лет она возвращается из Сеула с планами еще более масштабной криминальной операции.
Большинство российских зрителей «Контрабандисток», вероятно, придет в кинотеатр со слабым представлением о том, чем была Корея 50 лет назад. Погружение в стихию ретро наибольшее удовольствие принесло, кажется, художнице по костюмам Юн Чжон Хи, которая одевает героинь в цветные клетчатые панталоны, а героев — в рубашки с широченными воротниками. Персонажи, провинциалы в полуизолированной стране, тем более падки на яркие вещи, что до их захолустья модная одежда просто редко доезжает. О том, что можно достать в Сеуле, тут говорят с мечтательным придыханием, Япония и вовсе кажется другой планетой.
В целом, однако, режиссер Рю Сын Ван не стремится превратить свое кино в сугубо ностальгическое — в подборке саундтрека, например, нет особенного упора на ретрозвучание. Выбор такого времени действия обусловлен другими задачами. Во-первых, 1970-е — это совсем другая страна, бедная, застойная провинция, еще даже не начинающая готовиться к будущему большому рывку, который превратит ее в центр мировых экономических процессов и в самую модную точку мира. Во-вторых,— и это еще более важно — необычность фильма Рю Сын Вана в том, что его гангстерское кино не о мужском мире, но о женском. Именно за таким материалом