Ом, бином и палиндром
Станислав Ф. Ростоцкий об эффекте «Довода», самого долгожданного фильма нынешнего момента
В прокат в России и по всему миру вышел «Довод» Кристофера Нолана. Сообщения о каждом очередном переносе этой премьеры последние несколько месяцев неизменно сопровождались соображениями в том роде, что от того, что произойдет или не произойдет теперь в кинотеатрах, зависит, как в ближайшем будущем изменится весь кинопроцесс. Что же касается отдельно взятого режиссера Нолана, то он, кажется, ничуть не изменился: «Довод» укомплектован его фирменными перфекционизмом, пафосом и многозначительностью.
«Довод» Кристофера Нолана оказался первым настоящим голливудским блокбастером (приблизительный бюджет зашкаливает за $200 млн), который вышел на экраны после ослабления всемирного карантина. И первым, что увидели вернувшиеся в залы зрители, оказался захваченный вооруженными людьми в масках киевский оперный театр. В контртеррористической операции принимает участие главный герой, человек без имени (в титрах персонаж Джона Дэвида Вашингтона обозначен просто как Протагонист), но с выдающимися боевыми навыками. Которые, впрочем, не особенно ему помогают: миссия оказалась проваленной, а Протагониста подставляют, долго и изощренно мучают и в конце концов вроде бы убивают. Но в следующей сцене он чудесным образом обнаруживает себя в самом центре причудливо закрученной авантюры — теперь уже в качестве представителя некой сверхсекретной организации, члены которой намерены предотвратить всепланетную катастрофу. «Вы о ядерном Холокосте?» — интересуется Протагонист. И получает в ответ: «Нет, все гораздо, гораздо хуже». Оказывается, что русский торговец оружием Андрей Сатор (Кеннет Брана) прибрал к рукам не только привычные средства истребления, но и секрет «инверсионного времени», благодаря которому можно уничтожить жизнь на Земле куда эффективнее любого плутония. Плутоний ему, впрочем, тоже не помешает, поэтому Протагонист в компании Нила (Роберт Паттинсон), диверсанта экстракласса и дипломированного физика-теоретика должен наладить контакт с Сатором и предотвратить злодейство, которое тот то ли уже совершил, то ли только собирается. И начинается невообразимый галоп по Европам (а также Азиям, Америкам и республикам бывшего СССР), да такой, что уши закладывает и в глазах рябит. Недаром рабочим названием фильма было «Карусель».