Не тварь ты мне
Михаил Трофименков о русском следе в главном фильме Мартина Скорсезе
В повторный прокат выходит шедевр Мартина Скорсезе «Таксист». В 1976-м фильм завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и превратил Скорсезе, еще вчера числившегося полумаргинальным режиссером авторского кино, в «крупный калибр» Голливуда, только-только вышедшего из комы 1960-х. Если приглядеться, в истории ветерана вьетнамской войны легко угадать русский след
Парню двадцать шесть. Сам он не местный: родителям в провинцию отписывает, как здорово устроился по жизни и как счастлив на личном фронте. На самом деле никуда он, конечно, не устроился, ни фига не счастлив, а личная жизнь, если не считать таковой посещение порнокиношек, отсутствует напрочь. Впрочем, если здраво поразмыслить, иначе и быть не может. Кому, спрашивается, нужен в большом и беспощадном городе, где все решает одно лишь бабло, стремный юный ветеран постыдной войны в далеких и жарких краях — войны, о которой страна хочет поскорее забыть? Принимая правила игры общественной амнезии, ветеран и сам о фронтовом опыте не распространяется. Можно подумать, что в штабе писарем отсиживался, а стрелял только на полигоне, куда строем водят
Однако вроде бы мирная жизнь, в которую он вроде бы вернулся,— мирная только на первый взгляд. Большой и беспощадный город кишит грешниками, извращенцами и прочими «суками черножопыми», возомнившими себя хозяевами банкета, в пижонских шляпах и жирных «гайках» на растопыренных пальцах. У города Желтого Дьявола одно достоинство: за зеленые хрусты можно не только оттопыриться на любой вкус, но и затариться